Каковы индивидуальные отличия близнецов?

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:32, доклад

Описание работы

Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения. Составить психологическую характеристику близнецов-дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.

Работа содержит 1 файл

Каковы индивидуальные отличия близнецов.doc

— 44.00 Кб (Скачать)


Каковы индивидуальные отличия близнецов?

Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения. Составить психологическую характеристику близнецов-дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.

Объект исследования: межличностные особенности близнецов.

Предмет исследования:

Близнецы-девочки в психологической характеристике раскрытой с помощью метода наблюдения.

Гипотеза исследования:

Близнецовая ситуация, влияет непосредственно на формирование личности близнецов и на специфику их психической жизни.

Цель близнецового исследования состоит в получении данных, применимых не только к самой выборке близнецов, но и ко всей популяции в целом. Чтобы выводы, сделанные в близнецовом исследовании, были справедливы и по отношению к одиночнорожденным, необходимо учитывать систематические различия между близнецами и неблизнецами. Основная масса различий между близнецами и одиночнорожденными детьми связана с периодами раннего развития. Близнецы чаще рождаются недоношенными, у них чаще встречаются врожденные аномалии развития, их вес при рождении в среднем ниже веса одиночнорожденных детей, что отчасти объясняется большей частотой недоношенности. Частота мертворождений и детской смертности для близнецов также выше. У близнецов выше риск умственной отсталости. В среднем интеллект близнецов младшего возраста несколько ниже, чем у их сверстников-одиночнорожденн. Чаще всего у близнецов оказываются сниженными вербальные способности. Эти данные говорят о том, что некоторое снижение интеллекта у близнецов связано не столько с трудностями эмбрионального или родового периода, сколько с особенностями воспитания близнецов как пары. Во-первых, при рождении близнецов увеличивается нагрузка на семью, и у родителей остается гораздо меньше времени, которое они могут потратить на развивающие занятия с детьми. Во-вторых, растущие близнецы сами по себе являются социальной группой и испытывают меньше потребности в обмене информацией с внешним миром.

Цель: общая характеристика ежедневных наблюдений. Методика исследования: систематически (сплошное) наблюдение в виде дневниковой формы записи.

Проведение обследования: Семья, в которой живут близнецы преимущественно среднего достатка, к тому же является не полной.

Рита и Катя – 6 лет (женская пара) – родители развелись рано, в роду близнецов не было, есть старший брат (18 лет) от другого брака и дети отца, с которыми не видятся, обе похожи на мать.

Беременность у матери протекала нормально, но до конца не знала, что у нее будут близнецы, поэтому после родов испытала настоящий шок. Поскольку Рита в утробе «лежала на другой», то, по словам матери, она так и стала «забивать» другую. Вес у девочек был одинаковый – 2,600 г. За месяц набрали нормальный вес и в дальнейшем их развитие протекало как у обычных одиночнорожденных детей. Но свой собственный язык у них был до 2-х лет. В связи с этим мать не предпринимала никаких действий, считая, что «особый язык» пройдет сам. В результате нормальная фразовая речь появилась у девочек поздно. Отношения с братом изначально складывались хорошо. Он их опекал, и они образовывали своеобразную «триаду». Брат и мама хорошо понимали «интимный язык» близнецов, но в детском саду пришлось воспользоваться помощью логопеда. Отец близнецов ушел, когда им было по 2 года, и мать еще несколько раз выходила замуж, однако в результате у девочек не сложилось особого идеала мужчины. Впрочем, как и у сына.

Внешне девочки всегда были похожи, но пытались подчеркнуть свое различие. Особенно явно они стали это делать в пубертатном периоде. Несмотря на сходство, мать относилась к ним как к разным личностям, но одежду и игрушки покупала одинаковые, пока у близнецов не выявился особый вкус. Еще в раннем детстве девочки отличались по своим интересам. Рита больше интересовали машинки, конструкторы, все, что можно строить и ломать. У Кати интересы более женственные – куклы, платья. Изначально мать не пыталась разделять девочек, считая, что это не нужно и не удобно. Они ходили в одну группу детского сада и в один класс.

По характеру девочки абсолютно разные. Рита – «сорванец», действует напрямик, активно общается с мальчиками. Катя более женственная, разборчива в отношениях с мальчиками.

Однако изначально в близнецовой паре было разделение на лидера и ведомого. Рита – лидер, Катя – ведомая.

Мать растила детей, не применяя никаких особых наказаний. Они ничего от нее не скрывают и считают маму своей подругой. Проблемы решают разговорами. Сдерживающим фактором у девочек является то, что они боятся по-настоящему обидеть мать. Но мать, являясь авторитетом у близнецов, ждет большего послушания от Кати, чем от Риты.

Существуют множество факторов, где не последнюю роль, как уже было сказано, играет семья. У них на данный момент не очень хорошие, по словам матери, отношения с братом («холодная война»), которого она всегда ставит девочкам в пример.

Со слов матери у девочек существует свой особый язык. Когда маленькие дети всегда вмести, им проще выдумать свой язык, нежели учить общепринятый. В отношении с сестрой Катя вполне осознает себя как подчиняющуюся сторону, поскольку воспринимает Риту, как серьезного человека, а себя считает достаточно легкомысленной. Конфликты у девочек случаются, но ссоры длятся не более 5 минут. Обе очень отходчивые и не злопамятные. За своим соблизнецом Катя признает физическую силу, а также способность защитить ее. Катя очень общительная, всегда пытается поддержать хорошие отношения не только со своими друзьями, но и с друзьями Риты, хотя интересы и компании разные. Себя Катя охарактеризовала следующим образом: «Просто бегаю, смеюсь, улыбаюсь». Считает себя активной, но данная активность бесцельно. Хотя, по словам матери, Катя более целеустремленная, чем Рита. В частности это относится к планам на будущее. По своим способностям обе девочки гуманитарии.

В отношении своего сходства у девочек мнения разные. Кати это было неприятно, а Рите нравилось, когда окружающие обращали на них внимание. Но обе девочки любили путать людей, и добивались в этом успеха, несмотря на то, что Катя всегда была повыше Риты, Катя сама признает, что Рита лучше заводит новые знакомства, а Катя с ними в дальнейшем общается. Хотя характер у Риты довольно сложный. Однако девочки отрицают «холодную войну» с братом. Катя к нему очень хорошо относится. С ним больше ругается Рита, считая себя самостоятельной, а он «лезет не в свое дело».

Если возникает необходимость поделиться каким-либо секретом, то им проще все рассказать со-близнецу, несмотря на то, что у Риты есть близкая подруга. Рита соглашается, что они с Катей где-то дополняют друг друга, но в любом случае считает себя не связанно с сестрой. Иногда вообще забывает, что у нее есть со-близнец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе проведенного исследования можно сделать выводы, что близнецовая ситуация увеличивает внутрипарное сходство близнецов их психической жизни.

Проведена работа в исследовании индивидуальных отличий близнецов. Исследование проводилось в течение трех месяцев и увенчалось успехом, так как удалось отследить основные факторы психического развития близнецов, влияние средовых условий для определения внутри парного сходства близнецов по изучаемому признаку, выявить разницу в эффектных установках, а так же выяснить, что близнецы не считают близнецовость чем-то особенным.

В процессе работы были рассмотрено:

                  экспериментально показано применение метода наблюдения в психологии на примере изучения межличностных особенностей близнецов.

На основе проведенного исследования главным выводом является именно то, что близнецовая ситуация является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из ключевых ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. Это явление «своеобразная форма жизни в паре». Ее специфика, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. В ходе эксперимента выяснили что, в саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: как уже говорилось ранее, отношение окружающих (родителей) к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается в подчеркивании сходства близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер – ведомый». Факт доминирования наблюдается у близнецов больше. Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности каждого из них (рост, вес при рождении, внутриутробное положение), но и физическая среда. У близнецов играет роль порядок рождения и рост/вес при рождении. Определенные средовые условия могут увеличивать или уменьшать внутрипарное сходство показателей близнецов по изучаемому признаку. Однако средовые условия развития близнецов не влияют на их внутрипарное сходство по психологическим характеристикам, которое определяться реальной зиготностью,а не воспринимаемой. Вызывает сомнение и то, что под влиянием внешней среды могут измениться такие основные черты, как, например, черты темперамента. Воспитание и наследственность может иметь ощутимое влияние на личность без того, чтобы происходили глубокие изменения ее структуры. У наших близнецов с рождения существует разница в аффективных установках: склонность к плачу, способность успокоиться, готовность улыбнуться и т.д. Генетические различия между детьми в младенчестве происходят вследствие функциональных различий из-за ограниченных возможностей переработки информации и сильнее проявляются по мере взросления ребенка.

Изучаемая психологическая характеристика чувствительна к тем средовым условиям, равенство которых нарушается, показатель наследуемости, получаемый в близнецовом исследовании, искажается. В ходе исследования была поставлена задача по выявлению проблем, связанных с близнецовостью, т.е. психологические проблемы близнецовой ситуации. Однако как выяснилось, близнецы не считают близнецовость чем-то особенным.

 

 



Информация о работе Каковы индивидуальные отличия близнецов?