Как связаны в развитии личности “ценность”,“смысл”,“отношение”

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:43, сочинение

Описание работы

Самые яркие из них: социогенетическая линия развития личности – разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева и персонологическая ориентация, которая приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным "носителям" (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга. Личность – это в первую очередь система, система индивидных свойств, психических процессов и состояний, ценностей и смыслов, биологическая и социальная составляющая личности.

Работа содержит 1 файл

ценность,смысл,отношение.docx

— 30.76 Кб (Скачать)

                                  Факультет психологии

                           Кафедра психологии личности

 

 

 

 

 

 

Эссе

по дисциплине «Психология отношений личности»

на тему:

«Как связаны в развитии личности “ценность”,“смысл”,“отношение”»

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Как связаны в развитии личности “ценность”, “смысл”,“отношение”.

Самые яркие из них: социогенетическая  линия развития личности – разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева и персонологическая ориентация, которая приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным "носителям" (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга. Личность – это в первую очередь система, система индивидных свойств,  психических процессов и состояний, ценностей и смыслов, биологическая и социальная составляющая личности.    

В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки  развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления  жизни личности в системе общественных отношений. Кратко о некоторых из них. Одна из ролей индивидных свойств (возраст, сензитивные периоды, потребности, пол) сводится к их осознанию и приобретению символа, смысла, в этот момент они становятся частью сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности. Социально-исторический образ жизни определяет такое пересечение на системе координат оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни, которое является условием осуществления деятельности человека и в совокупности – источником развития личности. Идея опосредованности всех общественных отношений личности деятельностью принадлежит А.Н.Леонтьеву. Но центр развития личности – это не столько просто деятельность, сколько то, что порождается в процессе этой деятельности, то, ради чего и как субъект использует в своей деятельности социальные нормы, ценности, идеалы. К деятельности человека толкают его потребности, а способ протекания деятельности зависит от моральных ценностей человека, от его целей. Что примечательно, деятельность возможна только при взаимодействии с другими людьми. Другими словами, чтобы была возможна деятельность, необходимо построить отношения. При изучении личности как субъекта деятельности А.Г. Асмолов выделяет два плана анализа этих проявлений: продуктивный (мотивы, цели, смысл жизни) – осуществляет преобразование себя; и инструментальный (характер, способности) – преобразование других. 

В данной работе меня будет  интересовать первый план развития личности как преобразования себя – продуктивный план, который заключается в мотивах, смыслах и ценностях жизни. В  этот список я бы включила понятие  отношения. Поскольку, на мой взгляд, они так же оказывают большое  влияние на развитие личности. Хотелось бы обратиться к терминам «ценность», «смысл» и «отношение», чтобы проследить их влияние на развитие личности и их взаимосвязь в этом процессе.

Ценность – понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Один из аспектов понятия ценность можно охарактеризовать следующим образом. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные – один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентации ценностных и служат важным фактором регуляции социальной взаимоотношений людей и поведения индивида [2].

Близкое к понятию ценность – ценностные ориентации. Важный компонент мировоззрения личности, выражающий предпочтения и стремления личности в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и прочее). Следует отличать от буквального понимания распространенного выражения об усвоении (интериоризации) социальных ценностей (определение, представленное выше) [3]. На складывание ценностей (в системе представлений человека о мире и других людях как части этого мира) влияет культура и социальные воздействия. Как писал Л.С. Выготский, в процессе воспитания ребенок впитывает в себя культурно-исторические нормы и содержания. А воспитание, на мой взгляд, – это и есть процесс передачи смыслов и ценностей, по крайней мере базовых. А остальные формируются в личности с ее развитием. Многие ценности закладываются в детстве родителями. Такие вещи, как любовь, уважение к людям, к природе, к миру – впитываются с молоком матери. Когда ценности закладываются правильно, аккуратно, но одновременно глубоко и качественно, они влияют на дальнейшее осознанное поведение и развитие человека. Проявление ценностной основы личности видно в дальнейших отношениях человека с другими. Ценности и принципы жизни позволяют выстраивать отношения в соответствии со своими представлениями о мире и других. А вот в процессе воспитания – непрерывного взаимодействия с родителями – человек впервые учится строить отношения. Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» писала о том, что маленький ребенок еще не знает, хороший он или плохой, он узнает это при помощи отношения к себе со стороны родителей. Дети очень   хорошие «чтецы по лицам». По самым незаметным проявлениям отношения родителей он делает вывод о самом себе. Следующий этап обучению отношениям происходит несколько позже, когда ребенок понимает, что ему необходимо сделать, чтобы родители относились к нему как к «хорошему», чтобы они его любили. На самом деле, дети – вот истинные мастера отношений. Но об этом несколько позже.

Перейдем к понятию  смысл. В данном случае необходимо конкретизировать и сузить термин до уровня личностного смысла. Личностный смысл — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Понятие личностного смысла исторически связано с понятиями Л. С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Введение понятия личностного смысла как единицы сознания (А. Н. Леонтьев) сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуальной трактовки сознания как со-знания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности [4]. Другими словами, смысл в данном контексте состоит в ответе на вопрос «зачем» совершается деятельность.  Личностный смысл как субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности смысла может быть различна. Степень осознанности определяется связями данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами человеческого сознания. Теперь мы видим связь ценностей и смысла в личности как в системе.

Человек всегда ищет в жизни смысл, смысл своего существования, он к чему-то стремится, ищет выгоды, удовольствий. Некоторые  психологи (например, З.Фрейд) говорят о принципе гомеостаза. Он заключается в том, что человек стремится удовлетворить все свои потребности и не стремится к раздражению. Таким образом развитие личности происходит в решении конфликта – обеспечении потребности. Или решения конфликта между потребностями. Однако с этой точкой зрения спорят. Гольдштейн, например, опираясь на материалы изучения мозговой патологии, представил подтверждения своего тезиса о том, что стремление к гомеостазу является не характеристикой нормального организма, а признаком патологии. Лишь при заболеваниях организм стремится любым путем избежать напряжения. В психологии против теории гомеостаза выступил Олпорт, указавший, что ей «не удалось понять природу истинного влечения», характерной чертой которого «является его сопротивление равновесию: напряжение не редуцируется, а поддерживается». Сходные возражения выдвинули Маслоу и Шарлотта Бюлер [5]. На мой взгляд, интересный подход к понимаю смысла и цели человеческих стремлений выдвинула Ш.Бюлер. Как мы знаем, если у человека есть цель, он всегда будет стремиться к ней и находить самые новые и актуальные способы ее достижения. А разве не в этом заключается одна из сторон развития личности? Оригинальный подход к решению проблемы – это становление на новый уровень своего мышления, чувствования, доверии интуиции. Ш.Бюлер говорит так: «психоаналитическая теория, несмотря на все попытки ее обновить, не в состоянии уйти от своей основной гипотезы, гласящей, что конечной целью любого влечения является гомеостатическое удовлетворение. Создание ценностей и достижение — это вторичные цели, связанные с преодолением „Оно“ со стороны „Я“ и „Сверх-Я“ и в конечном счете опять-таки служащие удовлетворению». В противоположность этому Шарлотта Бюлер выдвигает понимание человека, «жизнь которого имеет направленность, или, иными словами, цель. Эта цель – придать жизни смысл… Человек… хочет создавать ценности». Более того, человек «по своей природе изначально направлен на созидание и на ценности» [6]. Мое понимание этой идеи в том, что смысл человеческой жизни не в какой-то конкретной цели, а в проживании жизни, в ежедневной деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми. Другими словами, счастье не в том, чтобы получить удовольствие от конкретной вещи, а в пути его достижения. Возможно, счастье в гурмоничном построении отношений между людьми?

Поговорим о самой главной  проблеме – о роли отношений в  развитии личности. Отношение – способ существования объектов разного рода и общая, универсальная форма, в которой в рамках бытия и мышления преодолевается и компенсируется недостаток или избыток чего-либо в объектах любой природы, способных к рефлексии. Исторически, понятие отношений в философии и науке вообще возникло благодаря Аристотелю. Он не мыслил самостоятельного бытия отношений без вещей.

Психологический смысл отношения  состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком  окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения  им на сознательном уровне сущности тех  социальных объективно существующих отношений  общества в условиях его макро- и  микробытия, в котором он живет [7]. В. Н. Мясищев считал, что отношения личности являются, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности — и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми. Психологические отношения человека представляются как целостная система индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, с другими людьми, предметами и с самим собой.

На мой взгляд, отношения  имеют наиболее сильное влияние  на развитие личности. Они вбирают  в себя и предыдущие два пункта : ценности и смысл – хотя бы потому что оба они реализуются в  отношениях человека. Например, С.Л. Рубинштейн писал о любви, как об отношении одного человека к другому. Он постулировал, что отношение «хорошо, что ты есть» – это отношение любви. А отношение «лучше бы тебя вовсе не было» – это отношение ненависти. Он противопоставлял эти отношения [1]. В этом отношении можно усмотреть проявление ценностей человека: гуманистические, с добрым отношением к окружающим, или пессимистический отрицательный настрой к другим. Ценность мира и добра превалирует в первом примере, отсутствие оной – во втором примере.

Ж.-П. Сартр предлагает красивую экзистенциально-феноменологическую модель обретения «Я» в любовном отношении. Развитие личности, или приобретение своего целостного, развитого и самостоятельного «Я», по Сартру достигается в любовных отношениях. В таких отношениях человек отождествляет себя с тем, кого любит, но при этом оставляет за ним свободу быть самим собой. Отождествляясь с любимым, человек все же оставляет границу своей личности и личности Другого. Человек так строит свои отношения с любимым, что оставляет в нем глубокий след, при этом каждый чувствует ответственность за другого, она разделяется и несется обоими. Другой не поглощает человека, любовный диалог строится на дистанции. Любовные отношения всегда динамичны, изменчивы, они развиваются [8]. Мне кажется, что это своего рода идеальная модель отношений. Как в смысле идеала, к которому можно стремиться, так и идеала в том понятии, что модель применима не только к любви, но так же и к ненависти и к другим чувствам и отношениям. Как в любви, так и в гневе нельзя полностью поглощать другого, нельзя давать поглотить себя, для максимально продуктивного диалога необходимо расстояние между говорящими – дистанция по Сартру. Таким образом модель, на мой взгляд, универсальна.

С.Л. Рубинштейн предлагал  следующую концепцию отношений личности. При помощи самоопределния и самодеятельности, основываясь на рефлексии, человек собирал в свое «Я» значимые моменты освоения знания, художественного созерцания, встреч с добром и злом, самопознания, открытия смерти. Все эти моменты образуют в сознании индивида отношение к жизни. Я бы назвала этот процесс формированием ценностей жизни, но у Рубинштейна нет прямого указания, что данный процесс можно так назвать. Это отношение к жизни (или ценности) стремятся выразиться в преобразующих жизненных действиях. В действиях и поступках развивается деятельная личность. Все представления человека о мире понимаются им как «мои собственные» и выражаются в планах и стратегиях. Повторяющиеся отношения становятся качеством субъекта. В это общее отношения включаются все частные и конкретные контакты и взаимодействия. Таким образом, и в каждом новом отношении человек проявляет себя как комплекс всех проявлений его «Я», как личную историю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Рубинштейн С.Л. Человек и мир М.: Директ-Медиа, 2008. - 360 с.
  2. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога http://vocabulary.ru/
  3. Большой психологический словарь.  Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с. 
  4. Интернет-ресурс: http://psychology.net.ru/
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С.54—69 (с сокращ.)
  6. Charlotte Buhler. Some Observations on the Psychology of the Third Force. Journal of Humanistic Psychology 5: 54, 1965.
  7. Мясищев В.Н. Психология отношений М.: МПСИ, 2005, 158с
  8. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: Учебное пособие для студентов. – М.: Академический проект; Трикста, 2004. – 256с.

 


Информация о работе Как связаны в развитии личности “ценность”,“смысл”,“отношение”