Как помочь младшему школьнику эффективно выполнять домашенее задание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:49, доклад

Описание работы

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует, когда твой ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы.

С чего начать? Прежде всего, узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома.

Второй вопрос: как организовать домашние занятия? Имеется в виду, как научить ребенка включаться в работу сразу, какие задания делать в первую очередь, как ребенок должен проверять сделанное и т. д.

Вопрос третий: помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как воспитать самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности?

Работа содержит 1 файл

Как помочь младшему школьнику (мой доклад).doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Как  помочь младшему школьнику

эффективно  справляться с  домашним заданием 

     Редкий  родитель не сталкивается с проблемой  приготовления уроков дома. Особенно это волнует, когда твой ребенок  только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы.  

        С чего начать? Прежде всего,  узнать, сколько времени должен  тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома. 

        Второй вопрос: как организовать  домашние занятия? Имеется в виду, как научить ребенка включаться в работу сразу, какие задания делать в первую очередь, как ребенок должен проверять сделанное и т. д.  

     Вопрос  третий: помогать ли, и если да, то в  чем? Как контролировать, как воспитать  самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности? 

     Четвертый вопрос: что делать, чтобы у ребенка  не пропадал положительный эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома?  

     Домашние  задания и время  их выполнения. 

     Для начала нужно определить оптимальные  временные рамки выполнения домашней работы. По мнению специалистов, длительность выполнения домашнего задания с учетом психофизиологии возраста ребенка составляет

     в 1 классе - до 1 часа (3/4 часа);

     во 2 классе - 1,5 часа (1 час);

     в 3 классе - 2 часа (1,5 часа);

     в 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);

     в 8 классе - 3 часа (2,5 часа);

     в 9-11 классах - до 4 часов (3 часа). 

     Время для отдыха 

     Помните, что дети в возрасте шести-семи лет  могут концентрироваться на предмете около 15 минут, затем им необходимо на 5 минут отвлечься. Можно порадовать ребенка яблочком или сделать небольшое упражнение, например пальчиковую гимнастику.

       У детей 9 лет время концентрации  достигает 20 минут. С 12 лет дети  могут сосредоточивать свое внимание на 30 минут и больше. Понаблюдайте за поведением ребенка, когда он теряет концентрацию: он читает одну и ту же строчку снова и снова, не понимая, что написано, делает описки в работе или становится раздражительным. Обсудите с ребенком признаки усталости, научите его замечать, когда ему пора сделать перерыв. 

     Распорядок  дня 

     Нельзя заставлять ребенка делать уроки сразу после школы, ему необходимо время, чтобы переключиться на домашнюю обстановку. На это требуется до полутора часов, в течение которых дайте ребёнку поесть, отдохнуть, поиграть в игры, в том числе активные.

       Лучшее время для уроков –  это период с 15 до 18 часов 
 

     Организационный момент 

       Первым делом обеспечьте ребенку  необходимые условия:

       • распорядок дня,

       • рабочее место,

       • места для необходимых принадлежностей.

       В этом случае у младшего  школьника возникает необходимая  установка. Когда он садится за стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к выполнению заданий.

       Выработайте у школьника привычку  еще до начала работы уточнять все задания и готовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется подсказать, с каких заданий лучше начинать – легких или трудных.

       Для этого надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков. Также не следует выполнять подряд все устные задания, а затем письменные. Занятия нужно чередовать. 
 

     В помощь ребенку предложите памятку, прикрепив ее на видное место 

     «Как  готовить домашнее задание» 

      1. Проветри комнату.

      2. Выключи телевизор.  В комнате, где  ты работаешь,  должно быть тихо.

      3. Сотри со стола  пыль, убери лишние  игрушки и все,  что не относится к школе.

      4. Проверь, достаточно  ли света, если  нет – позаботься  о настольной лампе.

      5. Сходи в туалет, помой руки, утоли  жажду. 

      6. Помни, за уроки  нужно садиться  сытым, чтобы не  отвлекаться. 

      7. Уточни расписание  уроков на завтра. Проверь, все ли  задания записаны в дневнике.

      8. Приготовь письменные  принадлежности, необходимые  для занятий.

      9. Учебники, тетради  и дневник положи  слева от себя. Заканчивая урок, откладывай все  справа от себя.

      10. Пришло время  начинать работу. Сядь на стуле  удобно. Настройся  на работу.

      11. Ты имеешь право  на отдых в течение  10 минут через  каждые 40 минут. Но лучше отдыхать после каждого предмета. Чтобы контролировать время отдыха – сверяйся по часам.  

        Взрослый человек умеет контролировать  себя и в процессе работы, и  по окончании ее. У младшего  школьника такого навыка, естественно,  нет. 

        Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу.  

     Как помогать и как  воспитывать самостоятельность? 

     Приучайте ребенка структурировать свою деятельность. Вы можете вслух проговорить отдельные  шаги решения задачи, чтобы ребенок  понял, как проходит процесс. Например: «Сначала нужно внимательно прочитать условие задачи. Что нужно найти? Всю важную информацию выпиши. Теперь ты умножаешь А на В, чтобы получить…» и так далее. Добейтесь того, чтобы ребенок сам проговаривать вслух шаги выполнения задания, пока он не осознает последовательность процесса решения.

     Критика и похвала 

     Не  высмеивайте ребенка, если он чего-то не понимает. Удерживайтесь от таких комментариев, как «И в кого ты такой тупица!» или «Вот видишь, все ты можешь, почему сразу так не сделал!» Неконструктивная критика ребенку может только повредить. 

     Проверяя, как ребенок выучил слова, не стоит при каждом правильно названном слове вскрикивать «молодец!» или «да, верно!», достаточно кивнуть или молча согласиться. Ребенок должен понимать, что с увеличением способностей возрастают и требования.

     Помощь  без подсказок 

     Не  делайте за ребенка его работу, даже если у него возникли трудности! Лучше дайте ему совет, чтобы он смог дальше сам продолжить работу. Если продолжать ребенку мешает ошибка, укажите на нее, но не исправляйте ее сами и не подсказывайте решение. Побуждайте ребенка к самостоятельности в работе. Вы можете помогать ему намеками и ключевыми словами, можете также попробовать сформулировать вопрос по-другому. Дайте ребенку достаточно времени, чтобы он подумал и пришел к ответу сам. 

     Вы  можете сказать, например: 

     • «Как ты делал это раньше?» 

     • «Каким методом ты решал похожие  задачи?» «Объясни, в чем конкретно проблема?» 

     • «Какие у тебя есть данные, которые  могут помочь в решении?» 

     • «Проверь первое действие, тогда наверняка  поймешь, почему ответ не сходится». 

     • «Прочитай еще раз внимательно  условия задачи». 

     • «Подумай спокойно, может быть, ты вспомнишь, как это делается».

     Советы  и подсказки 

     Подождите советовать, давать намеки и рационализаторские предложения, пока ребенок не закончит свои размышления и не будет в состоянии воспринимать ваши слова. 

     По  многим предметам методы выполнения занятий изменились с тех пор, как вы закончили школу. Постарайтесь не запутать ребенка рассказами о том, что «Мы раньше решали эти примеры по-другому..» или «Нас учили, что это нужно делать вот так». Если вы действительно хотите помочь ребенку, спросите его учителя, как лучше заниматься дома с ребенком и какие дополнительные упражнения подойдут для тренировки.

     Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта  родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст. 

        Как помочь ребенку не просто  выполнить сегодняшнее домашнее  задание, но научить его обходиться без нашей помощи? Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то - несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов. 

        Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия. 

        Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

        Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите. 

        Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы. 

     Домашние  задания и… хорошее  настроение 

       У ребенка выработается и затем  сохранится положительный настрой  на приготовление домашних заданий, если вы:

      - с самого начала дадите ему  понять, что его уроки столь  же важны, сколько и самые  серьезные дела взрослых, никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор,

      - в своей семье будете поддерживать  атмосферу уважения к умственному труду,

      - вернувшись домой с работы  или встречая ребенка из школы,  не станете начинать общение с вопроса об уроках, найдете другую форму приветствия,

      - не будете стоять у ребенка  «над душой», пока он не начнет  делать уроки или в процессе  работы,

Информация о работе Как помочь младшему школьнику эффективно выполнять домашенее задание