Юридическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

В начале 70-х годов в области судебной экспертизы возникло новое направление, основывавшееся на достижениях и исследованиях психиатрии и психологии – комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ).

Сегодня такая экспертиза имеет огромное значение для юриспруденции. Она сочетает в себе использование научных и методических возможностей судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз, результаты исследований проблем человека и, таким образом, является одной из наиболее эффективных форм экспертного исследования.

КСППЭ – это наиболее эффективная процессуальная форма реализации общенаучного комплексного подхода к экспертному исследованию имеющих значение для дела сторон, свойств и функциональных особенностей психической деятельности определенного лица (подэкспертного).

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа юридической психологии.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

     • личностные характеристики членов коллегии. Групповая дискуссия оказывает разное влияние на решение авторитарных и не авторитарных людей, подвигая первых к риску, а вторых — к осторожности;

     • характер инструкции судьи. Стандарт оценки доказательств, который содержится в инструкции судьи, может облегчить или осложнить вынесение обвинительного вердикта.

     В частности, инструкция, в которой  говорится о том, что прокурор должен доказать виновность подсудимого  «вне разумных сомнений», способствует вынесению оправдательного вердикта, по сравнению с инструкцией, из которой следует, что прокурор должен показать, что доказательств в пользу обвинения больше, чем в пользу оправдания. Особую значимость содержание инструкции судьи приобретает при коллективном обсуждении вердикта, поскольку «коллективная» память коллегии лучше, чем память отдельных присяжных, и, следовательно, инструкция оказывает большее влияние на групповое решение по сравнению с индивидуальным. 

     
  1. В семье семиклассника  Гурова Виктора судимы отец и два старших  брата. Виктор курит, часто прогуливает  занятия, постоянно сквернословит, неоднократно был замечен в школе в нетрезвом состоянии, хорошо знает и даже пропагандирует в среде одноклассников так называемые воровские законы и тюремные традиции. Однако в ходе профилактических бесед с инспекторами ПППН постоянно заверяет, что никогда “не нарушал закон”, так как не хочет попасть в тюрьму.

     Является  ли данное поведение  преступным, если да то почему? 

     В рассматриваемом примере поведение Виктора Гурова преступным не является, так как преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. В данном случае такое поведение можно отнести к понятию асоциальное.

  1. В психологическую структуру любой деятельности, как известно, включаются мотивы, цели, средства, результат. Проанализируйте с этой точки зрения деятельность судьи;

     В мотивационной сфере деятельности судьи следует выделить такие  качества, как уважение к закону, стремление служить правосудию и  в соответствии с законом решать гражданские и уголовные дела, использовать результаты судебных процессов для воспитания правосознания граждан и профилактики преступности.

     Основной  целью судьи является осуществление  правосудия.

     В качестве средств для достижения поставленной цели можно отнести профессиональные свойства судьи, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности.

     В когнитивной (познавательной) сфере  особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

     Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке  информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

     Особо важными для судьи являются такие  свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

     Среди свойств восприятия особо важными  являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих  в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

     Речь  судьи должна отличаться высокой  культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

     Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования (антиципации), т.е. способностью в конкретных образах предвидеть результаты планируемых судебных заседаний и последствий принимаемых судебных решений, что позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».

     В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует  социально-психологические аспекты  своей деятельности, можно выделить информационный аспект, в котором  особенно важны такие свойства, как  способность к высказыванию, передаче и приему вербальной информации, вербальная эрудиция, умение вести диалог и монолог; а также интерактивный аспект, посредством которого судья организует взаимодействие с другими участниками судебного процесса – с коллегами и участвующими лицами. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий во-вне, на других людей; общительность; коллективизм; адекватное использование мимики и пантомимики.

     В регуляторной сфере деятельности судьи  следует выделить эмоциональные качества: ответственность, патриотизм, честность, эмоциональная сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

     Результатом деятельности судьи является вынесение справедливого приговора по делу на основании всестороннего исследования доказательств и в соответствии с действующим законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Кафедра уголовно-правовых дисциплин 

                  Составитель: доцент кафедры

                  уголовно-правовых дисциплин

                  к.ю.н., Гришин Д.А. 
                   
                   
                   

    Контрольная работа

      Юридическая психология

    для направления 030900 «Юриспруденция» 

    Вариант 4

    (С,Т,У) 
     
     

    Студент

    курс I Группа  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Екатеринбург

2011

Информация о работе Юридическая психология