Юридическая психология. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:10, курс лекций

Описание работы

Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей и вообще в связи с проблемами судопроизводства, поэтому в начале этого столетия стали именоваться «судебной психологией». Только в 60-х гг. профессором А.Р. Ратиновым было предложено новое название «юридическая психология», официально включенное в 1969 г. в перечень научных специальностей. Новое название означало новое понимание сущности и возможностей психологии в юридической практике, ее применение во всех областях юридической деятельности, а не только в рамках судопроизводства. Сразу следует оговориться о том, что впервые термин «юридическая психология» ввел швейцарский психолог Эдуард Клапаред в 1906 г.

Содержание

1) Актуальность и место юридической психологии.
2) Предмет, задачи и структура юридической психологии. Междисциплинарные связи.
3) Методология и методы юридической психологии.
4) История юридической психологии.
5) Правовая психология и правосознание.
6) Психология юридического труда. Психология следователя. Профессиональная деформация.
7) Основы общей психологии. Отдельные психологические вопросы: агрессивность, психологические защиты.
8) Основы социальной психологии.
13) Криминальная психология: причины преступности, психология личности преступника.
14) Криминальная психология: типологии личности преступников.
15) Криминальная психология: психология преступного деяния, феномен преступных групп, психология несовершеннолетних преступников.
16) Психология предварительного следствия: психология расследования преступлений, психология обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.
17) Психология следственных действий: психология допроса (коммуникативный контакт, приемы правомерного психологического воздействия, основные стадии, психологический анализ результатов).
18) Психология следственных действий: психология осмотра места происшествия, очной ставки, следственного эксперимента, обыска и опознания.
19) Судебно-психологическая экспертиза, ее отдельные виды (примеры).
20) Психология судебного процесса.
21) Исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология.

Работа содержит 1 файл

157267.rtf

— 1.14 Мб (Скачать)

      Как видим, авторы выделили три типа личности, отмеченные на схеме: I - лица с глубокой антиобщественной установкой; II - лица без стойкой антиобщественной установки, но поддающиеся отрицательному влиянию малой социальной группы, к которой они принадлежат; III - случайные (ситуативные) преступники. Далее на схеме указаны два вида ситуаций: благоприятная для совершения преступлений (IV) и неблагоприятная (V). Под цифрой 1 - совершение преступления, 2 - преступник, 3- конкретная жизненная ситуация. Антиобщественная установка, по мысли авторов, складывается под влиянием четырех факторов: отрицательного влияния семьи (4), плохого воспитания в школе (5), неблагоприятной обстановки в трудовом коллективе (6) и дурного воздействия малой неформальной группы (7). Все эти социальные факторы находятся под определяющим влиянием общества в целом (8), а также идеологии и морали (9).

      Достоинство этой модели не только в том, что в ней указаны условия формирования личности, но и обозначены обратные связи, чего нет во многих других моделях. Например, не только преступник воздействует на объект, когда совершает преступление, но и само содеянное влияет на его личность. Что касается недостатков, то существенный минус этой модели - это исключение из рассмотрения всех внутренних элементов процесса мотивации, планирования и исполнения. Также нет количественных данных, дается только качественное представление.

      Наконец, наиболее полная и подробная модель генезиса преступного поведения, предложена Кудрявцевым В.Н. (см. ниже).

      В этой схеме выделяются три основные блока: мотивация, планирование и исполнение преступного акта. Каждые из трех основных блоков - сложное образование, включающее разнообразные психические состояния и процессы, влияние внешней среда, принимаемые человеком решения и обратные связи.

      В блоке мотивации можно выделить несколько групп психических явлений, играющих мотивирующую роль в планировании, подготовке и осуществлении преступлений. Это прежде всего потребности и влечения человека; далее это планы и проблемные ситуации и, наконец, это ценностные ориентации.

      Планирование - определение субъектом своих возможностей, принятие решений о целях деятельности и средствах ее достижения.

      Исполнение - конкретное преступное деяние, последствия, влияние содеянного на его оценку преступником и на собственную самооценку преступника.

      Рассмотрим более подробно два последних блока, планирование и исполнение. Мотивацию мы разбирать не будем, поскольку уже говорили о ней. Замечу лишь, что Кудрявцев также отмечает значимость "неблагоприятного формирования личности", то, о чем мы говорили как об отчуждении личности в детстве и в процессе социализации. Автор также подчеркивает, что связь эта статистическая, вероятностная, наблюдаемая лишь в массе лиц и событий, что исключает фатальную предрасположенность.

      Итак, планирование преступления. Руководствуясь сложившимся мотивом поведения, субъект должен наметить образ своих действий. Сделать это без предварительного плана невозможно, если не принимать во внимание аффективных, импульсивных поступков, при которых "мотивом поведения является чувство, оповещающее субъекта о моментальной субъективной ценности поведения".

      Планирование совершения преступления, как и любого другого поступка, подчиняется общим закономерностям планирования операций. По сути, это создание модели будущего поведения с учетом обстановки, цели, способов и средств, времени и места, затрат, возможностей и последствий. Понятно, что в случае преступления есть определенная специфика: преступнику нужно учесть тайный, противозаконный характер совершаемого, а также возможное сопротивление.

      Следует заметить, что квалифицированное планирование в реальной практике встречается не часто. Неполнота и дефектность планирования объясняется многими причинами, чаще недостатками информации и недостаточным уровнем интеллекта преступников. Кроме того, планирование проводится при подготовке далеко не всех преступлений. Не разрабатывает планов действий большинство подростков-правонарушителей. Не могут планироваться неосторожные преступления, под влиянием аффекта, ссоры, под воздействием ситуации и т.д.

      С учетом того, что планирование может иметь различное "наполнение", в целом оно включает в качестве максимального набора элементов следующее:

      -более или менее четкая постановка цели (ради чего);

      -выбор объекта удовлетворения интереса;

      -определение средств достижения цели;

      -при этом каждый выбор связан с принятием решений, которые все более конкретизируются по мере развития событий.

      Какие факторы или обстоятельства влияют на то, что именно данный вариант поведения будет избран преступником? Очевидно, что они могут быть субъективными и объективными. Среди объективных обстоятельств два основные - это степень трудности и степень безопасности. Среди субъективных, например, можно отметить умения (навыки) преступника и привычные стереотипы поведения. Важны различные психологические и психофизиологические особенности личности (склонность к риску, импульсивность и т.д.).

      Но (!) все-таки многие решения оказываются неадекватными действительным ситуациям. И главная причина, как показывает практика, в том, что реальные препятствия на пути к достижению преступного результата недооцениваются. Это находит отражение в т.н. феномене мнимой транзитивности, когда условия для совершения преступления кажутся оптимальными или достаточными.

      Этап совершения преступления включает не только преступное деяние, условия его совершения и результат, но также самоконтроль преступника. Важные моменты, определяющие эту стадию:

      -совершение преступления как межличностное взаимодействие (прежде всего имеется в виду виктимологический аспект, а также соучастие, использование человека "в темную", ближайшее окружение);

      -условия, способствующие совершению преступления (по философскому пониманию могут быть сопутствующими, необходимыми и достаточными);

      -изменение преступного поведения и самоконтроль;

      -самооценка и самооправдание преступника.

      В процессе совершения преступного деяния наиболее ярко проявляется его специфика: импульсивное, неосторожное, предумышленное. Импульсивные преступления совершаются спонтанно, без специально сформированной цели. Здесь мотивы и цели совпадают и трансформированы в механизм установки. Эти установки, как правило, подсознательны и проявляются в поведенческих стереотипах. В общем смысле, Еникеев определяет импульсивные преступления как "замыкание" острых психических состояний индивида на конфликтные для него ситуативные обстоятельства. Эти ситуативные обстоятельства выступают как бы пусковым механизмом малоосознанных противоправных действий.

      В отношении неосторожных преступлений можно сказать, что речь прежде всего идет о ситуациях "человек - техника", например, ДТП. Еще Павловым было установлено, что однообразные, малозначимые, длительно действующие раздражители вызывают "охранительное торможение". Отсюда т.н. "дорожный гипноз", нередко становящийся причиной аварий. В целом, большинство ошибочных действий водителей связано с неоптимальной стратегией вождения автотранспорта.

      Подведем итоги в отношении того, что важно четко усвоить из изложенной схемы.

      Во-первых, последовательность элементов в высшей степени условна; опыт показывает, что многие из них могут меняться местами, а то и вовсе отсутствовать (явление инверсии). Например, при планировании преступления выбор объекта иногда совпадает с выбором цели, иногда следует за нею, но может и предшествовать ей. Или постановка цели может предшествовать оценке возможностей, а проблемные ситуации, как и жизненные планы, могут вообще не иметь места.

      Во-вторых, путь от "безобидных", во многом - "нейтральных" потребностей к очевидному преступлению сложен и противоречив. Индивидуальные особенности личности играют существенную роль, в результате чего решающим в этом процессе может стать почти любое звено: интересы, возможности, цели, средства и т.д. Замечу лишь одно, принимая окончательное решение, человек, как правило, становится как бы "связан" им и, тогда преступление почти неизбежно.

      Эти рассуждения приводят нас к философскому вопросу о свободе воли преступника (притча о буридановом осле (!)). Поведение человека (в том числе и преступника) вероятностно (статистически) детерминировано, но в число детерминант входит и оценка им самим актуальной и потенциальной ситуации, в которой совершается выбор. Свобода воли существует как более или менее ограниченная обстоятельствами и особенностями личности возможность этого выбора, возможность, всегда потенциально присутствующая. Если внешнее воздействие настолько сильно, что оно лишает субъекта такой возможности, то мы говорим об отсутствии вины, исключающем ответственность. А если этому выбору препятствуют внутренние личностные причины, то скорее всего налицо невменяемость субъекта.

      Таким образом, при изучении преступления необходимо исходить из того, что этот процесс в значительной степени дифференцирован и индивидуализирован. Можно сказать, что разновидностей генезиса преступлений столько, сколько лиц, их совершающих. Это обязывает каждый раз при расследовании и судебном рассмотрении дел определять схему развития причинных связей не абстрактно, по шаблону (мотив - цель - деяние), а конкретно, с учетом особенностей личности преступника и специфики его поведения. Это, в свою очередь, необходимое следствие провозглашения принципа индивидуализации наказания и гуманизации политики современной юридической практики.

      Заканчивая теоретическое изложение данного вопроса, могу предложить вам один практический совет. Поведение человека обусловлено прежде всего личностно, а не ситуативно. Поэтому вы должны стремиться получить максимальную информацию о человеке: его история, привычки, планы и т.д. Случайная мелочь в виде индивидуальной личностной особенности может раскрутить всю цепочку до этого непонятных или кажущимися понятными ("с натяжкой") действий. Более того, эта мелочь может вдруг открыть своего рода панораму внутреннего мира человека, что сделает этого человека не только "понятным" во многих ситуациях, но и относительно прогнозируемым. Другими словами, надо вглядываться не только в уголовный кодекс, но и в человека.

      Феномен преступных групп. Феномен группы в юриспруденции, психологии, правоохранительной практике - один из ключевых. Это обусловлено тем, что любой человек так или иначе состоит в какой-либо группе и, как правило, не в одной. Практически любой человек более менее подвергается влиянию группы. Не случайно групповые преступления, по сравнению с индивидуальными, имеют более высокую общественную опасность, т.к. в условиях группы психологически облегчается совершение преступления, усиливается решимость колеблющихся, повышается возможность вовлечения в преступную деятельность новых лиц.

      До недавнего времени в отечественной науке отмечалось достаточно ограниченное количество публикаций по психологии преступных групп. В условиях сегодняшних реалий, когда организованная преступность приобрела значительные разрушительные тенденции, интерес к этой теме существенно возрос. Поэтому более эффективная работа по профилактике групповых преступлений, их пресечению, выявлению роли их участников в совершении преступных деяний во многом зависит от понимания социально-психологических механизмов функционирования группы.

      Традиционно под преступной группой понимается неофициальная общность людей, осуществляющих совместную деятельность, направленную на достижение криминальных целей. Как вы знаете, нижний предел численности преступной группы определен уголовным законодательством: "совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления". Для функционирования преступной группы характерно постепенное расширение сферы ее деятельности во времени и пространстве, увеличение количества совершаемых преступлений, переход к более тяжким преступлениям.

      Психология преступной группы в общем смысле исследует генезис образования, структуру, распределение ролей, а также психологические механизмы управления. Психологический анализ начинается с установления структуры группы, всех ее основных участников, исследования ролей, которые выполняет каждый из них, и их иерархической зависимости друг от друга, исследования личностных особенностей каждого участника. При психологическом анализе очень важно уяснить способ передачи информации между ее членами.

      Лидеры преступных групп обладают психологической властью над подчиненными. Само возникновение и существование преступных групп базируется на этом явлении. Поэтому отдельному подробному психологическому анализу подвергается лидер преступной группы.

Информация о работе Юридическая психология. Лекции