Этология как одно из направлений изучения психики животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:23, реферат

Описание работы

Этология сформировалась как самостоятельное направление в середине 30-х годов XX столетия. Она была ориентирована на изучение поведения животного в естественной для него среде, причем преимущественно его инстинктивных, генетически детерминированных компонентов. Этология возникла на основе данных, накопленных зоологией (в основном орнитологией), и руководствовалась принципами эволюционного учения. Ведущая роль в создании и оформлении ее как самостоятельной науки принадлежит австрийскому ученому К. Лоренцу, а также голландцу Н. Тинбергену.

Содержание

Введение 3
1 Предмет и задачи этологии 4
2 Методы этологии - наблюдение и эксперимент 8
3 Общие направления этологии 9
4 Теория инстинкта К. Лоренца 18
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

психология. Этология как одно из направлений изученияпсихики животных.docx

— 46.73 Кб (Скачать)

           В ХХ веке интерес к изучению инстинкта появился после публикации работ австрийского этолога Конрада Лоренца. Лоренц подразумевал под инстинктом специфичный для данного вида животных комплекс фиксированных действий (КФД). Слово “фиксированный” подчеркивает стереотипный и законченный характер инстинктивных движений животных.

     Наблюдая поведение  животных, К. Лоренц и его последователь,  голландский этолог Николаус  Тинберген, заметили, что животные  реагируют инстинктивно на специфические  стимулы, поступающие из внешней  среды. Стимулы, запускающие КФД,  в этологии называют “знаковыми  стимулами”, “стимул-объектами”, “релизерами”, или “сигнальными раздражителями”.

   Тинберген сделал  вывод о том, что животные  как бы “слепнут” в отношении  всех признаков объекта внешнего  мира, кроме одного признака, выступающего  сигнальным раздражителем.          

 Пользуясь этологической  терминологией, можно сказать,  что в процессе осуществления  видоспецифической реакции “отражение”  становится неадекватным (несоответствующим), бедным, схематичным.  Отечественный  этолог К. Э. Фабри объясняет  “поверхностность и ограниченность  отражения окружающего мира в  процессе инстинктивного поведения  следующим образом: “Примитивность  психического отражения на завершающей  фазе инстинктивных действий  является следствием бедности  самой моторики в этой фазе. Как мы знаем, двигательная  активность, направленная на окружающую  среду, является источником познания  этой среды. Однако столь стереотипные  движения со столь ограниченной, специальной функцией, какими являются  инстинктивные движения, врожденные  двигательные координации, не  могут служить сколько-нибудь  пригодной основой для познания  окружающего мира”.           

Для изучения знаковых стимулов этологи используют модели - искусственные  объекты, обладающие характерными признаками стимулов. Этологи создали модели,  преувеличивающие, утрирующие  “знаковые” признаки релизеров. Такие релизеры, более эффективные в отношении  запуска КФД, чем природные стимулы, назвали “сверхоптимальными”.

Для объяснения механизмов действия врожденного поведения  К. Лоренцем была предложена теория, получившая название “концепции растормаживания”. Согласно этой теории, в организме  постоянно имеется готовность к  осуществлению различных КФД, но внешнее проявление инстинктов блокируется, то есть подавляется процессами активного торможения, исходящими из центральной нервной системы (ЦНС).

Тинберген развил теорию Лоренца. Он высказал предположение, что центры инстинктов организованы по иерархическому принципу (принципу господства-подчинения). Энергия, ответственная за более  высокий в иерархическом ряду тип активности, например, за размножение, будет вызывать ряд подчиненных  активностей, таких, как строительство  гнезда, брачное, а затем и родительское поведение.

Суммируя изложенное выше, перечислим основные положения теории инстинктивного поведения Лоренца-Тинбергена:

1) каждому инстинкту соответствует  своя энергия;

2) регуляцию каждого инстинкта  осуществляет определенный участок   мозга - центр инстинкта;

3) центры инстинктов организованы  по иерархическому принципу; “включение”  более высокого центра ведет  за собой автоматическое “включение”  подчиненных центров; 

4) “запуск” инстинктивных  действий  подавляется тормозными  процессами;

5) растормаживание центров  инстинктов происходит либо под  действием сигнальных раздражителей  (релизеров), либо самопроизвольно;

6) осуществление инстинктивных  действий приводит к самоистощению  данной активности  на определенный  срок;

7) величина порога чувствительности  к релизерам данной инстинктивной   активности обратно пропорциональна  давности осуществления этой  активности.

Этология достигла значительных успехов в последние годы,  опираясь на классические  исследования  К.  фон  Фриша,  К.Лоренца  и  Н.Тинбергена. Целый ряд исследований был посвящен ритуальному  поведению (брачное,  территориальное и игровое поведение). Этологическая школа К.Лоренца с  самого  начала  уделяла  значительное внимание социальным взаимодействиям между индивидами. Лоренц сумел показать,  как эволюция формирует цепочки социальных связей,  так что последовательность действий одного индивида коэволюционирует с ответными действиями другого (других). Атакующее движение из репертуара агрессивного поведения становится пусковым механизмом для, на первый взгляд,  неуместных поведенческих реакций других индивидов, например, для ритуалов ухаживания за особью противоположного пола. Популярность работ Лоренца усилила интерес к ритуальным сигналам доминирования и подчинения, которые регулируют многие социальные взаимодействия  у позвоночных животных.

Заключение

Этология развивалась  сначала как альтернатива строго лабораторной науке - сравнительной психологии. Первоначально, вплоть до 60-х гг. XX века, между приверженцами этих наук существовала достаточно активная

Заключение

Этология развивалась  сначала как альтернатива строго лабороторной науке – сравнительной  психологии. Первоначально, влость до 60-х гг XX века, между приверженцами этих наук существовала достаточно активная конфронтация, однако со временем были предприняты вполне удачные попытки синтеза этих направлений с целью создания общей науки о поведении животных. Одной из наиболее полных и до сих пор не устаревших книг по поведению животных является монография Р. Хайнда (1975), целью которой было именно непротиворечивое изложение огромного количества данных, накопленных учеными разных направлений.

  • Основными проблемами, которые подлежат изучению в этологии, являются:
    1. Приспособительное значение поведения.
    2. Индивидуальное развитие поведения.
    3. Эволюция поведения.
    4. Общественное поведение животных.
    5. Структура поведенческого акта.
  • Круг основных проблем, которые должна изучать этология, наиболее четко очертил Н. Тинберген. Анализ поведенческого акта, по мнению этого ученого, можно считать полноценным, если после разностороннего описания его феноменологии исследователь получит возможность ответить на следующие 4 вопроса:
    • Какие факторы регулируют проявление данного поведения?
    • Каков способ его формирования в онтогенезе?
    • Каковы пути его возникновения в филогенезе?
    • В чем состоят его приспособительные функции?

Эти знаменитые "4 вопроса Тинбергена" фактически являются лаконичной формулировкой теоретической основы всей современной науки о поведении. Для полноценного ответа на эти вопросы исследование должно базироваться на количественной оценке данных с анализом результатов в сравнительном аспекте и с обязательным учетом экологической специфики вида; необходимо также анализировать филогенетические корни и особенности онтогенеза данной формы поведения.

Список литературы

  1. Общая психология: Учебник / Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560 с. – (Образовательный стандарт XXI)
  2. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 660 с.
  3. Тихомиров, О.К. Психология: Учебник / Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2007. – 538 с.

 

Список литературы

Общая психология: Учебник / Под ред. Р.Х. Тугушева и  Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560 с. – (Образовательный стандарт XXI)

Список литературы

 

  1. Общая психология: Учебник / Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560 с. – (Образовательный стандарт XXI)
  2. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 660 с.
  3. Тихомиров, О.К. Психология: Учебник / Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2007. – 538 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Этология как одно из направлений изучения психики животных