Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:32, практическая работа
Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов
Менталитет (от лат. mentalis – умственный) – это склад ума; мироощущение, характер, мировосприятие; совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих человеку или общественной группе.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Гуманитарный
факультет
ПРОГРАММИРУЕМОЕ ЗАДАНИЕ
По дисциплине:
«Этническая психология»
Выполнила: студентка 6 курса 22 потока ГФ
Нижний Новгород
2011г.
Введение.
Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов
Менталитет (от
лат. mentalis – умственный) – это
склад ума; мироощущение, характер,
мировосприятие; совокупность умственных
навыков и духовных установок, присущих
человеку или общественной группе.
История
этнической психологии
Термин «этническая психология» (нем. Völkerpsychologie) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» (нем. Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.
В. Вундт подверг
критике интеллектуализм
В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни. Также вопросы этнической психологии разрабатывал Г. Шпет, выступивший в 20-х гг. XX века с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля.
Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.
Задавшись вопросом о природе социальности, психология народов решала вопрос о соотношении индивидуального и социального сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия «телесных влияний» на душу вызывают появление общих социально-психологических качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же «народным духом». Это психологическое сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание ее затруднительно, возможно лишь описание его проявлений.
В изучении проблем
этнической психологии, наряду с психологами,
приняли участие лингвисты, историки,
археологи, социологи, этнологи, антропологи
и др. Был собран огромный фактический
материал по психологии различных племён
и народов. Особенно много внимания уделялось
исследованиям психологии первобытных
народов (французский учёный Л. Леви-Брюль,
немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).
Этнические особенности жителей
Америки, Италии,
Франции и России.
Материалом для исследования послужил мультипликационный фильм «Ограбление по…».
Объектом исследования являются сюжеты мультфильма, как источник сведений о языке, культуре и менталитете народа.
Предметом исследования выступают способы репрезентации этнических стереотипов в мультипликации.
Цель работы – идентификация и анализ способов репрезентации в мультипликационном фильме национально-культурных особенностей и этнических стереотипов американцев, итальянцев, русских и французов.
На примере мультипликационного фильма «Ограбление по…» мы рассмотрим некоторые особенности национального характера американцев, французов, итальянцев и русских.
Первый сюжет мультфильма знакомит нас с характером американца. На протяжении всего сюжета присутствует «Супермен», который находится в тени, но в самый нужный момент появляется и становится победителем.
Американцы — это не нация, это жители Соединенных Штатов Америки, государства, существующего уже более двухсот лет и объединившего в своем составе представителей многих этнических общностей, у которых сформировались общие для всех них психологические характеристики.
В характере
американцев много
Психологическими особенностями американцев являются их деловитость и практичность. Деловитость по-американски — это организованность, четкость, точный расчет, глубокое (в деталях) знание дела, умение находить наиболее рациональные решения практических задач, предприимчивость. Практичность американцев — это умение из всего, из вещей и из людей, извлекать пользу.
Высокая техника
организации, умение строго ценить время
и разумно его использовать также
стали своеобразными
Американцам присущи самоуверенность, пренебрежение всем неамериканским, завышенная самооценка своих сил и способностей. Жители США любого возраста и пола выделяются с первого взгляда именно этими своими качествами. Их поэтому легко отличить от представителей других народов. Они обычно высоки, держатся самоуверенно, разговаривают громко.
Американцы отличаются своеобразной гибкостью в восприятии и оценке того, что происходит вокруг них. С одной стороны, они быстро оценивают ситуацию в практической деятельности, довольно легко ориентируются в окружающей обстановке. С другой стороны, следует констатировать, что, проявляя большую практичность, американцы излишне заботятся о собственной выгоде. «Успех» для них является заветной целью в жизни. Сам же он измеряется количеством «сделанных» долларов. За этим «успехом» многие гонятся всю жизнь.
Темперамент американцев, в отличие от английского, — живой, даже вспыльчивый. В обычной жизни они бодры и жизнерадостны, особенно на работе. Свои эмоции они выражают прямо, непосредственно, приучены улыбаться, и это им нетрудно делать. Они любят пошутить, понимают юмор, умеют посмеяться над собой, однако их шутки, как правило, незатейливы. Американцы добры и щедры.
Американцы несколько простодушны и легковерны. При всей их расчетливости их нетрудно обмануть и даже обворовать.
Американцы легко дают деньги взаймы.
Американцы больше, чем русские, ценят людей за то, кто они такие, чего они достигли, чем за их личные качества.
Выражая эмоции и проявляя импульсивность поведения, американцы меньше, чем русские, обнаруживают смелость в критике недостатков других людей, проявляя в то же время большую склонность к самоанализу и больший самоконтроль.
Второй сюжет представляет нам этнический характер французов.
Французская нация — одна из старейших и самобытнейших на европейском континенте — имеет длительную и богатую историю. Жители Франции отличаются аналитическим умом, широтой воображения, настойчивой пытливостью и смелостью в познании жизни. Склад ума французов испытывает влияние их подвижного темперамента: стремясь быстрее достигнуть цели и доверяя своей природной гибкости, французский ум судит слишком быстро -заниматься проверкой ему утомительно.
Французы — оптимистичный, веселый, общительный народ, любящий шутку. Они остроумны и язвительны, жизнерадостны и искренни, откровенны и хвастливы, нежны и галантны.
Постепенно высокая культура мышления, любовь к радостям жизни, остроумие и сатира стали национально-психологическими особенностями французов.
Французы легче, чем другие народы, подвержены внушению идей — ведь идеи для них предпочтительнее фактов.
Чувствительность, легкая эмоциональная возбудимость -главные характеристики французского национального темперамента. По силе и скорости возбудимости французы — полная противоположность флегматичным, сдержанным англичанам.
Подвижный темперамент накладывает свой отпечаток на склад ума, волю, моторику, проявляется во всех сферах деятельности французов — хозяйственной, политической, военной, научной и т.д.
Внешний блеск, некоторая суетливость, легкомыслие, необдуманные поступки, предпочтение приятного полезному — вот национально своеобразные черты действий и поступков французов.
Сильно проявляются в характере французов контрасты. Они доводят храбрость до дерзости, любовь к свободе — до неповиновения. Французы более руководствуются чувствами, чем разумом; логика у них всегда к услугам страсти. Они способны вдаваться в крайности. Для них характерны внезапность решений и жадное стремление к восприятию всего нового.
Известно, что в коллективе эмоционально-волевая сторона подвержена значительно большим изменениям, чем интеллектуальная. Высокоразвитое чувство социальной общительности — а французы не любят ни думать, ни чувствовать, ни радоваться в одиночку, живая чувствительность, порывистая воля, быстрый, решительный ум — все это делает французов особенно возбудимыми, когда они находятся в составе групп.
Средний француз так уверен в своем интеллектуальном превосходстве, так убежден в преимуществах своей культуры, что часто ему трудно скрыть свое раздражение другими людьми. Это обижает.
Французы отличаются
своей манерой общения. Услужливость,
вежливость, благожелательность французов,
их высокая готовность прийти на помощь
сделали эту нацию достойной любви и уважения.
Французы галантны, скептичны и расчетливы,
хитроумны и находчивы; в то же время они
восторженны, доверчивы, великодушны.
Третий сюжет
мультфильма объясняем нам
Для правильного понимания национально-психологических особенностей итальянцев следует принять во внимание, что их страна расположена в отдаленной части Европы, развивалась в своеобразной физико-географической среде, прошла длительный путь исторического и социально-политического развития, а население ее складывалось из большого числа этнических элементов в длительной борьбе с иноземными захватчиками.
Важнейшими особенностями национальной психологии итальянцев являются их неприхотливость относительно материальных условий жизни, ориентированная на приоритет духовных и идеальных ценностей и дополнявшаяся во все времена культивированием в обществе набожности, религиозности, духа благородства, чести и доблести.