Этнические стереотипы — функции и свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:31, реферат

Описание работы

Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками

Работа содержит 1 файл

Этнические стереотипы.docx

— 25.54 Кб (Скачать)

Этнические стереотипы — функции и свойства

Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые  описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются  с ними. До сегодняшнего дня в  обыденном сознании и в средствах  массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном  феномене. Во многом это связано  с тем, что в мировой науке  чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации  этнических меньшинств. Отсюда же проистекает  и отождествление стереотипов с  предрассудками. Однако необходимо проводить  четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей. 

Объективно необходимой  и полезной психологической функцией стереотипизации со времен У. Липпмана, который в 1922 году ввел понятие «социальный стереотип» [Липпман, 2004], многими исследователями считается упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Так, сторонники теории «сбережения ресурсов» главную функцию стереотипизации видят в обеспечении индивидов максимумом информации при минимальном интеллектуальном усилии. Иными словами, предполагается, что стереотипы в процессе социального познания избавляют индивидов от необходимости интерпретировать социальный мир во всей его сложности, но являются низшей формой представлений о социальной реальности, представлений, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные представления. 

Однако восприятие человека как члена группы вовсе  не означает искажения его «подлинной»  индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой полезные способы  восприятия. Наш мир сложен для  восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и  в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации, иными словами, она существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность. 

Британский психолог А. Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и его социальную идентичность [Tajfel, 1981]. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов — наладить отношения группы прежде всего не с другими группами, а внутри нее самой, создав образ, позволяющий ее членам идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы — не рабы, рабы — не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов — обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности. 

Впрочем, встречаются  и проявления предпочтения чужих  групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы). 

Тэшфел выделил и две социальные функции стереотипизации: 

1) объяснение существующих  отношений между группами, в том  числе поиск причин сложных  и «обычно печальных» социальных  событий; 

2) оправдание существующих  межгрупповых отношений, например  действий, совершаемых или планируемых  по отношению к чужим группам.  Так, психологический механизм  стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных. 

Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами  социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе — явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. 

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов  выделяют их эмоционально-оценочный  характер. Эмоциональные аспекты  стереотипов понимаются как ряд  предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость, стабильность, даже ригидность. Хотя стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях, она  все-таки относительна: при изменении  отношений между группами или  при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться. 

Еще одно свойство этнических стереотипов — согласованность, или консенсус. Именно согласованность  считал важнейшей характеристикой  стереотипов Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Стереотипы и личные убеждения об этнических группах, хотя и могут частично совпадать, представляют собой различные когнитивные структуры, каждая из которых — лишь часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность враждебных и пренебрежительных стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен. 

Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Впрочем, начиная с 1950-х годов получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных — так называемая гипотеза «зерна истины». В настоящее время уже не вызывает сомнений, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов, а не просто мнения о них. Они отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними. 
 

1. Этнические стереотипы  как социально-психологическое явле­ние формируются под влиянием множества    среди которых присутствуют как типично психологические, так и со­циальные факторы и условия. Выделяются следующие группы условий формирования этнических стереотипов: факторы общеэтнического уровня, основанные на характере взаимодействия групп друг с другом и наличии у них опреде­ленных потребностей и мотивов;

факторы личностного  уровня, когда те или иные стереотипы формируются у отдельной личности, но становятся групповы­ми этническими стереотипами по причине того, что каждая личность является частью этноса;

факторы социально-исторического  уровня, основанные на осо­бенностях социальных и исторических условий происхождения этноса.

Кфакторам обшеэтнического уровня можно отнести: потребность в дифференциации своей и чужой группы через создание определенных негативных гетеростереотипов на ос­нове приписывания "чужой" группе негативных черт; восприятие других народов как соперников и повышение своей самооценки за счет создания отрицательных стереотипов, кото­рые в данном случае выполняют роль защитных механизмов стереотипизирующей группы;

потребность в самооправдании своих действий и сохранении по­зитивного представления о себе через созданные  негативные ге- теростереотипы, которые в данном случае позволяют группе оправдать свои действия по отношению к другим этносам;

»/возникновение  фрустрации иг как следствие, агрессии, когда не­удовлетворенное, заблокированное стремление человека создает в психике состояние напряженности, фрустрации, которое в поисках разрядки часто находит ее в акте агрессии, и объектом вымещения оказывается чужая расовая или национальная группа. Фрустрирующей ситуацией, способствующей созданию нега­тивных гетеростереотипов и позитивных автостереотипов, яв­ляется ситуация соперничества двух народов в различных сфе­рах жизни;

наличие искаженной, не соответствующей реальности информа­ции о той или иной группе, когда причиной возникновения стереотипа является недостаточная информированность груп­пы о других этносах или неправильная информация о них; Свозникновение когнитивного диссонанса, имеющего следующие особенности:

      человек (или группа), переселяющийся или готовящийся к контактам с новой средой, заранее создает определенный об­раз места обитания и взаимоотношений с местными жите­лями, формируя, таким образом, некую систему ожиданий;

•       если новое окружение не соответствует  сформированной системе ожиданий, то в этом случае возникает когнитивный  диссонанс, т. е. расхождение между  созданными представле­ниями и реальной ситуацией;

. уменьшение диссонанса (который к тому же способствует  формированию фрустрации, а следовательно, напряжения, которое требует разрядки) может осуществляться за счет прибавления новых когнитивных элементов, среди которых могут быть и позитивные, и негативные этнические автосте­реотипы, а также и негативные, и позитивные этнические гетеростереотипы; наличие личных и групповых интересов, когда взаимодействие групп носит позитивный характер сотрудничества, когда груп­пы имеют определенные интересы по отношению друг к другу, такое взаимодействие не подталкивает к созданию отрицатель­ных стереотипов по отношению друг к другу, а наоборот, фор­мирует позитивные представления групп друг о друге; дискредитация жертвы, когда агрессор с целью оправдания уже совершенных или планируемых действий по отношению к жертве, в роли которой может выступать та или иная этниче­ская группа (как правило, это группа представляет собой этни­ческое меньшинство или же является коренной группой жите­лей, издавна существующей на данной территории) рационали­зирует их, создавая необходимые отрицательные гетеростере- отипы и позитивные автостереотипы.

К факторам личностного  уровня можно отнести особенности  воспитания в семье и формирование авторитарной личности, имеющее следующиехарактеристики:

Сранние отношения в семье носят характер амбивалентности: при строгости семейного воспитания у ребенка формируется идеализированное отношение к родителям вместе с бессозна­тельной враждебностью к ним;

С невозможность  выхода агрессии запускает механизм замещения, по которому негативные импульсы направляются на другие социальные группы;

формирование авторитарной личности, которая отличается вы­сокой степенью конформизма к власти и одновременно подав­ленной враждебностью к ней, скованностью и догматизмом мышления, недоверием к миру и рассматривается как базовая характеристика, автоматически определяющая поведение инди­вида в межгрупповой ситуации;

на основе качеств  и характеристик, которыми обладает авто­ритарная личность, формируются такие явления общественной и этнической жизни, как этноцентризм, который, в свою оче­редь, способствует формированию различного рода этнических стереотипов.

Кфакторам социально-историческогоуровняможно отнести: условия взаимодействия этнических групп друг с другом, когда представление о другой этнической группе складывается исто­рически в процессе реальных взаимоотношений между двумя эт­носами. Войны, колонизация, опустошение земель или, наоборот, отношения сотрудничества и взаимного уважения оставляют отпечаток в генетической памяти народа, определяя и через столетия окраску и направленность образов друг друга;

Свлияние воспитания, образования, общественного мнения, средств массовой информации на усвоение человеком общественных норм и ценностей, приобщение его к элементам своей культу­ры и формирование представлений о других этносах; глубокая укорененность этнических стереотипов в исторической памяти народа и их устойчивость, что обеспечивает их переда­чу из поколения в поколение в форме фольклора, эпоса, летопис­ных и литературных памятников;

влияние массового  сознания на формирование образов других национальностей, где основными  поставщиками фактов вы­ступают литература, искусство, слухи, рассказы.

2.   Под механизмами  формирования стереотипов понимаются  оп­ределенные когнитивные процессы, происходящие в группе и способствующие созданию тех или иных представлений относи­тельно своей и чужой групп. Выделяются следующие механизмы формированияэтническихстереотипов:

Информация о работе Этнические стереотипы — функции и свойства