Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:31, реферат
Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками
Этнические стереотипы — функции и свойства
Этнические стереотипы
— это один из видов социальных
стереотипов, а именно те из них, которые
описывают членов этнических групп,
приписываются им или ассоциируются
с ними. До сегодняшнего дня в
обыденном сознании и в средствах
массовой коммуникации об этнических
стереотипах весьма распространено
мнение как о исключительно
Объективно необходимой
и полезной психологической функцией
стереотипизации со времен У. Липпмана,
который в 1922 году ввел понятие «социальный
стереотип» [Липпман, 2004], многими исследователями
считается упрощение и систематизация
обильной и сложной информации, получаемой
человеком из окружающей среды. Так, сторонники
теории «сбережения ресурсов» главную
функцию стереотипизации видят в обеспечении
индивидов максимумом информации при
минимальном интеллектуальном усилии.
Иными словами, предполагается, что стереотипы
в процессе социального познания избавляют
индивидов от необходимости интерпретировать
социальный мир во всей его сложности,
но являются низшей формой представлений
о социальной реальности, представлений,
которые используются только тогда, когда
недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные
представления.
Однако восприятие
человека как члена группы вовсе
не означает искажения его «подлинной»
индивидуальности, а сами стереотипы
представляют собой полезные способы
восприятия. Наш мир сложен для
восприятия не только из-за количественной
перенасыщенности информацией, но и
в результате ее качественной неопределенности.
Стереотипизацию следует рассматривать
как средство постижения социального
значения информации, иными словами, она
существует главным образом не для того,
чтобы экономить познавательные ресурсы
воспринимающего индивида, а скорее для
того, чтобы отразить социальную реальность.
Британский психолог
А. Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы
способны защитить не только ценности
индивида, но и его социальную идентичность
[Tajfel, 1981]. Исходя из этого, в качестве основных
социально-психологических функций стереотипизации
следует рассматривать межгрупповую дифференциацию,
или оценочное сравнение, чаще всего в
пользу своей группы, и осуществляемое
с ее помощью поддержание позитивной социальной
идентичности. Иными словами, предназначение
стереотипов — наладить отношения группы
прежде всего не с другими группами, а
внутри нее самой, создав образ, позволяющий
ее членам идентифицировать себя в водовороте
истории. Вспомним классическое: «мы —
не рабы, рабы — не мы». С этой точки зрения,
«сверхзадача» социальных стереотипов
— обеспечить пусть символическую, но
целостность социальной общности.
Впрочем, встречаются
и проявления предпочтения чужих
групп. Низкостатусные группы, например
этнические меньшинства, могут соглашаться
с относительно более низким их положением
в обществе. В этих случаях они склонны
развивать негативные автостереотипы
(стереотипы своей группы) и позитивные
гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).
Тэшфел выделил и две
социальные функции стереотипизации:
1) объяснение существующих
отношений между группами, в том
числе поиск причин сложных
и «обычно печальных»
2) оправдание существующих
межгрупповых отношений,
Иными словами, содержание
стереотипов определяется факторами
социального, а не психологического
порядка. И именно враждебные, полные
предрассудков стереотипы, а не механизм
стереотипизации сам по себе — явление
сугубо отрицательное, способствующее
стабильности межгрупповых отношений,
основанных на господстве и подчинении.
С другой стороны, этнические стереотипы
часто выполняют негативную роль, когда
используются индивидом в процессе межличностного
восприятия при недостатке информации
о конкретном партнере по общению.
Среди наиболее существенных
свойств этнических стереотипов
выделяют их эмоционально-оценочный
характер. Эмоциональные аспекты
стереотипов понимаются как ряд
предпочтений, оценок и настроений.
Эмоционально окрашенными являются
и сами воспринимаемые характеристики.
Другим важным свойством этнических
стереотипов считается их устойчивость,
стабильность, даже ригидность. Хотя стабильность
стереотипов не раз подтверждалась
в эмпирических исследованиях, она
все-таки относительна: при изменении
отношений между группами или
при поступлении новой
Еще одно свойство этнических
стереотипов — согласованность,
или консенсус. Именно согласованность
считал важнейшей характеристикой
стереотипов Тэшфел. По его мнению,
социальными стереотипами можно считать
лишь представления, разделяемые достаточно
большим числом индивидов в пределах социальных
общностей. Стереотипы и личные убеждения
об этнических группах, хотя и могут частично
совпадать, представляют собой различные
когнитивные структуры, каждая из которых
— лишь часть знаний индивида о своей
или чужой группах. Более того, если бы
стереотипы не были согласованными, было
бы очень мало смысла в их изучении. Опасность
враждебных и пренебрежительных стереотипов,
а значит, и основная причина их изучения,
состоит в возможности сходных реакций
в ответ на сходные стереотипы: если бы
каждый индивид реагировал на членов унижаемой
группы в соответствии со своими собственными
убеждениями, негативный эффект стереотипов
был бы значительно ослаблен.
Еще одним сущностным
свойством стереотипа со времен Липпмана
считается их неточность. В дальнейшем
стереотипы получали еще менее лестные
характеристики и интерпретировались
как «традиционная бессмыслица», «прямая
дезинформация», «совокупность мифических
представлений» и т.п. Впрочем, начиная
с 1950-х годов получила распространение
гипотеза, согласно которой объем истинных
знаний в стереотипах превышает объем
ложных — так называемая гипотеза «зерна
истины». В настоящее время уже не вызывает
сомнений, что этнические стереотипы не
сводятся к совокупности мифических представлений,
но представляют собой образы этносов,
а не просто мнения о них. Они отражает,
пусть и в искаженном или трансформированном
виде, объективную реальность: свойства
двух взаимодействующих групп и отношения
между ними.
1. Этнические стереотипы
как социально-психологическое
факторы личностного
уровня, когда те или иные стереотипы
формируются у отдельной
факторы социально-исторического уровня, основанные на особенностях социальных и исторических условий происхождения этноса.
Кфакторам обшеэтнического уровня можно отнести: потребность в дифференциации своей и чужой группы через создание определенных негативных гетеростереотипов на основе приписывания "чужой" группе негативных черт; ✓ восприятие других народов как соперников и повышение своей самооценки за счет создания отрицательных стереотипов, которые в данном случае выполняют роль защитных механизмов стереотипизирующей группы;
потребность в самооправдании своих действий и сохранении позитивного представления о себе через созданные негативные ге- теростереотипы, которые в данном случае позволяют группе оправдать свои действия по отношению к другим этносам;
»/возникновение фрустрации иг как следствие, агрессии, когда неудовлетворенное, заблокированное стремление человека создает в психике состояние напряженности, фрустрации, которое в поисках разрядки часто находит ее в акте агрессии, и объектом вымещения оказывается чужая расовая или национальная группа. Фрустрирующей ситуацией, способствующей созданию негативных гетеростереотипов и позитивных автостереотипов, является ситуация соперничества двух народов в различных сферах жизни;
наличие искаженной, не соответствующей реальности информации о той или иной группе, когда причиной возникновения стереотипа является недостаточная информированность группы о других этносах или неправильная информация о них; Свозникновение когнитивного диссонанса, имеющего следующие особенности:
♦ человек (или группа), переселяющийся или готовящийся к контактам с новой средой, заранее создает определенный образ места обитания и взаимоотношений с местными жителями, формируя, таким образом, некую систему ожиданий;
• если новое окружение не соответствует сформированной системе ожиданий, то в этом случае возникает когнитивный диссонанс, т. е. расхождение между созданными представлениями и реальной ситуацией;
. уменьшение диссонанса
(который к тому же
К факторам личностного
уровня можно отнести особенности
воспитания в семье и формирование
авторитарной личности, имеющее
Сранние отношения в семье носят характер амбивалентности: при строгости семейного воспитания у ребенка формируется идеализированное отношение к родителям вместе с бессознательной враждебностью к ним;
С невозможность выхода агрессии запускает механизм замещения, по которому негативные импульсы направляются на другие социальные группы;
формирование авторитарной личности, которая отличается высокой степенью конформизма к власти и одновременно подавленной враждебностью к ней, скованностью и догматизмом мышления, недоверием к миру и рассматривается как базовая характеристика, автоматически определяющая поведение индивида в межгрупповой ситуации;
на основе качеств и характеристик, которыми обладает авторитарная личность, формируются такие явления общественной и этнической жизни, как этноцентризм, который, в свою очередь, способствует формированию различного рода этнических стереотипов.
Кфакторам социально-
Свлияние воспитания, образования, общественного мнения, средств массовой информации на усвоение человеком общественных норм и ценностей, приобщение его к элементам своей культуры и формирование представлений о других этносах; глубокая укорененность этнических стереотипов в исторической памяти народа и их устойчивость, что обеспечивает их передачу из поколения в поколение в форме фольклора, эпоса, летописных и литературных памятников;
влияние массового сознания на формирование образов других национальностей, где основными поставщиками фактов выступают литература, искусство, слухи, рассказы.
2. Под механизмами
формирования стереотипов
Информация о работе Этнические стереотипы — функции и свойства