Этнические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности.

Содержание

Введение……………………………………………………….. 3
1. Определения и классификация этнических конфликтов….. 4
2. Причины и факторы этнических конфликтов…………... 9
3. Территориальные проблемы и споры……………………. 11
4. Социально-экономические факторы………………………. 13
5. Роль и место религии в этнических конфликтах……… 14
6. Способы урегулирования этнических конфликтов……... 17
Заключение………………………………………………….. 21
Список использованной литературы……………….... 23

Работа содержит 1 файл

итог этнич конфл.docx

— 50.76 Кб (Скачать)

     В развитии конфликтов, как правило, большую роль играет субъективный фактор, т.е. имеются люди заинтересованные в конфликте и сознательно их провоцируют и поддерживают. Действие этих людей, сил обычно непросто обнаружить: свои интересы подобные люди вуалируют броскими лозунгами, доступными простому человеку призывами, или вообще находятся в тени конфликтов.

     Кроме того, следует заметить, что в этнических конфликтах много иррационального, не укладывающегося в рамки элементарной логики и здравого смысла. Конфликтующие стороны, как правило, многократно игнорируют открывающие возможности для предотвращения углубления или

 урегулирования  конфликтов. Создается впечатление,  что люди зачастую намеренно  идут на обострение конфликтов, обрекая себя и семьи на  многочисленные страдания. Часто  конфликт выходит из-под контроля  противоборствующих сил, развивается  по своей собственной логике, продолжает углубляться даже, когда  обе стороны заинтересованы в  его прекращении. 

     Таким  образом,  среди  основных  причин  этнических  конфликтов  мы  выделим  территориальные  проблемы,  религиозные  и  социально – экономический  фактор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Территориальные  проблемы  и  споры.

     Среди причин этнических конфликтов в качестве главной следует обозначить территориальные споры. Если проанализировать этнические конфликты, то территориальные проблемы выступают в качестве важнейшего компонента. В качестве претензий используются, как правило, исторические факты. В качестве доказательств применяется принадлежность той или иной территории определенному этносу в прошлом. У обеих сторон бесспорные исторические доказательства, закрепляющие их право на владение территорией. Но в результате многих миграций, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса неоднократно менялась, как менялись границы государств.

     Эпоха, от которой начинается отсчет этнической принадлежности, выбирается достаточно произвольно в зависимости от целей спорящих сторон. Углубление в историю запутывает и субъективизирует спор. Поэтому территориальные проблемы в принципе неразрешимы.

     К этно-территориальным относятся не все этнические и не все территориальные конфликты, но именно те, которые находятся как раз на стыке двух этих больших групп конфликтов. Они - одновременно и этнические, и территориальные. Поэтому говоря о сущности  этно-территориальных  конфликтов, необходимо, прежде всего, осмыслить, какое содержание вкладывается в понятия “этнический конфликт” и “территориальный конфликт” соответственно.

     Словосочетание “территориальные конфликты” - многосмысловое, допускающее разные трактовки. В частности, оно нередко употребляется для обозначения разнотипных конфликтов, связанных с обеспечением специфических интересов и запросов конкретных территориальных общностей людей - экономических, политических, культурных и др., - например, при столкновении интересов разных регионов, коллизиями между Центром и провинциями (штатами, автономиями и т.п.).

     Под этническими же конфликтами обычно подразумевают конфликты,

сторонами которых  выступают этнические общности (этносы и этнические группы).

     На земном шаре свыше 70 очагов потенциальных конфликтов (т.е. скрытых, наряду с актуализировашимися конфликтами). Среди актуализировавшихся территориальных конфликтов на 1993г. наиболее значимы на Кавказе - Нагорный Карабах, идущий около 5 лет, и осетино-ингушский. Оба они не локальные, а геополитические. Выход из этих конфликтов  видится  в  следующем:

1. Нерушимость  границ.

2. Мораторий  на измененные границы внутри  России.

     Другая группа этнических проблем связана с созданием независимых территориально-государственных образований. К такого рода конфликтам относится грузино-абхазский, в Испании - проблема басков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Социально-экономические  факторы.

     Важная причина этнических конфликтов заключается в том, что этнические конфликты являются хорошим способом отвода социального взрыва в русло межэтнической борьбы. Поэтому в обществе (Россия), где складываются предпосылки для различного рода экономических, социально-политических противостояний и конфликтов, особенно связанных с перераспределением власти и ресурсов, неизбежно возникают национально-этнические конфликты.

     Следующая причина этнических конфликтов - распределение труда между этническими группами. Зависимость трудовых ориентаций от страны происхождения прослеживается у иммигрантов в США даже через 2-3 поколения. Поскольку различные сферы приложения труда дают различные доходы, между ними складывается негласная конкуренция. Эта конкуренция переносится на сами этнические группы, в результате чего возникает напряжение в межэтнических отношениях.

     Следующая важная причина этнических конфликтов - борьба этносов за материальные ресурсы (земля, недра). Эти "ресурсные" конфликты имеют тупиковый характер.

     Таким  образом,  в  основе  этносоциальных конфликтов лежит соперничество между этническими группами за доступ к экономически доходным либо престижным видам деятельности и представительство в соответствующих “социальных нишах” и элитных слоях. 
 
 
 
 

5. Роль  и  место  религии  в  этнических  конфликтах.

     Россия - это многоконфессиональное государство. В современной России наблюдается ренессанс религии. Это связано с крушением коммунистической идеологии, девальвацией прежних социальных ценностей, дезориентацией целых слоев населения. Так считает наука. В русской православной церкви происходят сложные и неоднородные процессы. После гражданской войны, начиная с 20-х годов православное духовенство оказалось за пределами России и организовалось в самостоятельную церковь, тождественную РПЦ, но, не подчиняясь Московской патриархии. Она стала именоваться Русская зарубежная православная церковь. РЗПЦ обвиняла РПЦ в сотрудничестве с большевиками, которых Тихон предал анафеме.

     Серьезный удар по русскому православию нанесло стремление выйти из-под юрисдикции Московской патриархии части православного духовенства Украины. Но оно и само испытывает трудности из-за экспансии католицизма и протестантизма. Отличаясь высокой централизованностью и большой дисциплинированностью католики, воспользовавшись сложной ситуацией в России, успешно расширяют свое влияние в ней. Кроме этого, усиливают свое влияние и протестанты, имея большие (огромные) финансовые возможности. Все это осложняет и ослабляет духовную силу христианского населения России.

     Несмотря на то, что после распада СССР основные регионы распространения ислама (Средняя Азия и Азербайджан) оказались за пределами России, тем не менее, эта религия по количеству верующих в России занимает второе место после православия.

     Великий ненецкий философ Г. Гегель ошибся, когда писал, что " ислам уже давно сошел с всемирной исторической арены и вновь возвратился к восточному покою и неподвижности".  Ислам динамичен, он расширяет свои ряды, решительно вытесняет католицизм из Африки, увеличивается количество мусульман в Европе и Америке.

     В современной России ислам исповедует преимущественно татары, башкиры, народы Северного Кавказа (кроме большей части осетин), а также народы Средней Азии и Казахстана. Идеологическое влияние ислама идет в настоящее время в Россию в основном из Ирана и Саудовской Аравии. Из Аравии мусульманские круги получают и финансовую помощь для строительства и оборудования мечетей, организации хаджи (паломничества) в Мекку, создание мусульманских учебных заведений, финансирование студентов обучающихся в мусульманских учебных заведениях исламского мира.

     В России есть этносы, исповедующие одно из направлений буддизма - ламаизм; это тувинцы, буряты, калмыки. В настоящее время в Калмыкии, Бурятии, Туве идет процесс восстановления ламаистской церкви, разрушенной советским варварством. Нередко, к сожалению, эти процессы используются экстремистскими элементами, нагнетающими национализм.

     Конфессиональные конфликты всегда приносили огромные бедствия человечеству. Так после получения независимости Индия разделилась на два государства по конфессиональному признаку. Границы были в общих чертах определены. Люди начали мигрировать огромными массами из одного государства в другое. Сама территория Пакистана была разделена на две части: Западную и Восточную. В 1971г. Восточный Пакистан провозгласил себя самостоятельной республикой Бангладеш. И снова правовые конфликтные миграционные процессы. В 1947-49гг. между Индией и Пакистаном шла кровопролитная война из-за Кашмира. Итогом явилась гибель миллионов индусов и мусульман, а также представителей других конфессий. Сейчас в Индии конфессиональные конфликты продолжают вспыхивать и итогом их вновь являются жертвы с обеих сторон.  
Многолетняя война велась в Ливане между арабами, которые в Ливане принадлежат к двум конфессиям - исламу и христианству. Итог:  
1. Окончательно подорвана экономика страны.

2.  Разрушена жемчужина средиземноморья - столица республики Бейрут.

3. Дестабилизирована обстановка в целом регионе Ближнего Востока. Появился даже термин "ливанизация", т.е. перманентный конфликт различных отноконфессиональных общин, проживающих на одной территории.

     Большинство арабов Ирана исповедует ислам суннитского толка (сунна (ар.) - предание о Муххамеде вместе с дополнениями к корану и толкованиями его). Сунниты - мусульмане, признающие наряду с кораном и сунну.  
     Шииты (ар.) признают только коран и отвергают устные предания (сунны), не признают первых трех халифов и их наследников.  
На юге страны проживают иранские арабы, исповедующие шиитское направление ислама. Между этими группами арабского населения существует напряженность, используемая определенными политическими силами. Время от времени кроме автоматных очередей на головы друг друга они бросают бомбы с самолетов.

     На основе Религии не должно быть конфликтов. Религия учит любви, а любовь не убивает. Значит причина конфликтов бездуховная (фанатизм, политика).  
 
 
 
 
 
 
 

6. Способы урегулирования  этнических  конфликтов.

     Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:

- каждая  из враждующих группировок должна  иметь единое командование и  контролироваться им;

- стороны должны  контролировать территории, которые  обеспечивали бы им относительную  безопасность после заключения  перемирия; 

- достижение  состояния определенного равновесия  в конфликте, когда стороны  либо временно исчерпали свои  военные возможности, либо уже  добились многих своих целей; 

- присутствие  влиятельного посредника, способного  повысить интерес сторон к  достижению перемирия и добиться  признания этнического меньшинства  в  качестве стороны в конфликте;

- согласие сторон  на "замораживание" кризиса  и на то, чтобы отложить всеобъемлющее  политическое урегулирование на  неопределенный срок;

- размещение  по линии разъединения миротворческих  сил, достаточно авторитетных  или сильных для сдерживания  сторон от возобновления боевых  действий.

     Наличие авторитетного единого командования у каждой из воюющих группировок, которое обладало бы достаточной властью для обеспечения контроля за полевыми командирами и приказы которого исполнялись бы является первым необходимым условием для ведения любых переговоров о прекращении огня. В противном случае достижение каких-либо соглашений вообще не представляется возможным. Не случайно одним из первых шагов российских властей по разрешению осетино-ингушского конфликта было создание властных структур в Ингушетии с тем, чтобы иметь лидера, с которым можно было бы вести диалог. Наличие контроля над территорией, обеспечивающей сторонам хотя бы относительную безопасность,

представляется  едва ли не ключевой предпосылкой к  урегулированию.

     Если путем соглашения о перемирии предполагается "заморозить" крайне

невыгодную  и уязвимую конфигурацию зоны контроля, такое соглашение обречено на провал. Следует отметить, что фаза конфликта, связанная с созданием компактного  и защитимого ареала, является наиболее опасной и кровопролитной. Достижение определенного равновесия в ходе конфликта, когда стороны либо, хотя бы временно, исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей, казалось бы, представляется наиболее благоприятной стадией для начала действенных миротворческих усилий..    Действительно, конфликт, вроде бы выдохся сам собой и все, что требуется обеим сторонам - это зафиксировать на бумаге сложившуюся дефакто линию контроля и прекращения огня. Между тем юридическое закрепление прекращения огня после достижения стадии равновесия сопряжено с большими трудностями. В  Абхазии оно было достигнуто путем сильного российского давления на конфликтующие стороны. В остальных случаях мирное урегулирование было достигнуто еще на той стадии, когда конфликт вошел в состояние естественного равновесия.  В сущности, достижение естественного равновесия происходит после того, как одна из сторон фактически потерпела поражение. Это не позволяет ей соглашаться со свергшимися фактами, а побуждает избегать каких-либо обязывающих соглашений, с целью выиграть время  до созревания подходящих для реванша условий.

Информация о работе Этнические конфликты