Автор: g*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:31, реферат
Психологическая служба в системе образования Российской Федерации и многих других государств мира создана и функционирует для того, чтобы обучение и воспитание детей велись с учетом имеющихся научно-психологических знаний. Основными ее работниками являются специалисты, окончившие высшие учебные заведения по специальности «Психология» или «Педагогика и психология».
Структура, задачи и функции психологической службы в системе образования
Профессиональная этика педагога-психолога.
Основные этические принципы педагога-психолога.
Основные этические проблемы в профессиональной деятельности психолога
Вывод
Список литературы
● Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу. Возможно, соблюдение данного принципа приведет к тому, что ученик не будет полностью откровенен или постарается исказить часть информации, даже откажется от тестирования или эксперимента. Преодолеть этот недостаток можно, используя надежные и специально сконструированные методики, находя нужные слова и тон разговора при объяснении необходимости применения той или иной методики. В крайнем случае, можно скрыть истинную цель тестирования (это предлагается в инструкциях ко многим психологическим методикам) и способы интерпретации результатов, но личность не должна подвергаться обследованию обманным путем.
Данный принцип говорит также о том, что ученик должен быть полностью проинформирован о способах использования выводов, особенно если исследование проводится для какого-либо учреждения (например, для школы, отдела образования, медико-педагогической комиссии и т. д.). Особо в кодексе оговорены права несовершеннолетних детей. Их можно обследовать либо с разрешения школы (если результаты исследования используются только в школе и не передаются за ее пределы), либо с согласия родителей (особенно если речь идет об изучении личности). Для детей старше 16 лет достаточно лишь их согласия.
● Принцип морально-позитивного эффекта исследования важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.
Возможно, что во время консультации были затронуты неприятные для ребенка или учителя темы либо разговор получился резким. Возможно, что тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим клиента (например, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или были вскрыты нежелательные для человека особенности личности, характера, темперамента и т. д. В работе психолога следует быть готовым к тому, что объективный «портрет» человека будет значительно расходиться с его представлениями о самом себе. Особенно часто это может происходить при работе с детьми, которые еще не научились объективно оценивать себя и более эмоционально реагируют на все, что связано с их личностью или особенностями общения со сверстниками. Тем не менее всегда следует помнить: что бы ни происходило во время тестирования, какими бы «плохими», с точки зрения клиента, ни оказались результаты, посетитель не должен уходить из кабинета педагога-психолога расстроенным или неудовлетворенным. Всегда можно найти слова, поддерживающие или ободряющие человека, переключиться при завершении консультации на более приятный разговор и найти еще множество способов положительного завершения работы.
Существует
по меньшей мере еще одна причина,
объясняющая необходимость
Таковы некоторые основные принципы профессиональной этики, соблюдение которых обязательно в работе педагога-психолога.
Но наряду с этическими принципами, педагогу-психологу необходимо знать и о возможных проблемах, которые могут возникнуть в ходе его работы:
4. Основные этические проблемы в профессиональной деятельности психолога:
5.Вывод.
Обобщая сказанное, следует отметить,
что этическая сторона профессиональной
деятельности педагогического психолога
характеризуется прежде всего глубоким
психологическим пониманием сущности
происходящих в школе явлений, их взаимосвязей
и обусловленности, особенностей поведения
людей, окружающих школьного психолога,
их взаимоотношений и поведения, а главное
– развитой рефлексией своих действий
и поступков, которые должны быть подчинены
стремлению осуществить основную свою
цель – формирование личности школьника,
психологическую подготовку детей к жизни
и труду.
6.Используемая литература:
1.
Введение в профессию «
2. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. – М., 2003.
3.
Успенский В.Б., Чернявская А.П.
Введение в психолого-
4.
Толстых А.В. Морально-