Этика педагога-психолога

Автор: g*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:31, реферат

Описание работы

Психологическая служба в системе образования Российской Федерации и многих других государств мира создана и функционирует для того, чтобы обучение и воспитание детей велись с учетом имеющихся научно-психологических знаний. Основными ее работниками являются специалисты, окончившие высшие учебные заведения по специальности «Психология» или «Педагогика и психология».

Содержание

Структура, задачи и функции психологической службы в системе образования
Профессиональная этика педагога-психолога.
Основные этические принципы педагога-психолога.
Основные этические проблемы в профессиональной деятельности психолога
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

этика педагога-психолога.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

      ● Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу. Возможно, соблюдение данного принципа приведет к тому, что ученик не будет полностью откровенен или постарается исказить часть информации, даже откажется от тестирования или эксперимента. Преодолеть этот недостаток можно, используя надежные и специально сконструированные методики, находя нужные слова и тон разговора при объяснении необходимости применения той или иной методики. В крайнем случае, можно скрыть истинную цель тестирования (это предлагается в инструкциях ко многим психологическим методикам) и способы интерпретации результатов, но личность не должна подвергаться обследованию обманным путем.

      Данный  принцип говорит также о том, что ученик должен быть полностью  проинформирован о способах использования выводов, особенно если исследование проводится для какого-либо учреждения (например, для школы, отдела образования, медико-педагогической комиссии и т. д.). Особо в кодексе оговорены права несовершеннолетних детей. Их можно обследовать либо с разрешения школы (если результаты исследования используются только в школе и не передаются за ее пределы), либо с согласия родителей (особенно если речь идет об изучении личности). Для детей старше 16 лет достаточно лишь их согласия.

      ● Принцип морально-позитивного эффекта исследования важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.

      Возможно, что во время консультации были затронуты  неприятные для ребенка или учителя  темы либо разговор получился резким. Возможно, что тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим клиента (например, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или были вскрыты нежелательные для человека особенности личности, характера, темперамента и т. д. В работе психолога следует быть готовым к тому, что объективный «портрет» человека будет значительно расходиться с его представлениями о самом себе. Особенно часто это может происходить при работе с детьми, которые еще не научились объективно оценивать себя и более эмоционально реагируют на все, что связано с их личностью или особенностями общения со сверстниками. Тем не менее всегда следует помнить: что бы ни происходило во время тестирования, какими бы «плохими», с точки зрения клиента, ни оказались результаты, посетитель не должен уходить из кабинета педагога-психолога расстроенным или неудовлетворенным. Всегда можно найти слова, поддерживающие или ободряющие человека, переключиться при завершении консультации на более приятный разговор и найти еще множество способов положительного завершения работы.

      Существует  по меньшей мере еще одна причина, объясняющая необходимость соблюдения принципа морально-позитивного эффекта  исследования. Деятельность психолога  еще не до конца понятна людям, особенно тем, кто имеет низкий уровень образования. Иногда ее путают с работой психиатра или сравнивают с работой гипнотизера. Все это вызывает определенные опасения у людей, боящихся, что психолог будет манипулировать ими или раскроет их сокровенные тайны и начнет использовать эту информацию не по назначению. Поэтому соблюдение принципа морально-позитивного эффекта исследования важно для поддержания имиджа и авторитета профессии в целом. С этой же целью важно, чтобы посетитель каждый раз узнавал что-то новое во время работы с педагогом-психологом.

      Таковы  некоторые основные принципы профессиональной этики, соблюдение которых обязательно  в работе педагога-психолога.

      Но  наряду с этическими принципами, педагогу-психологу  необходимо знать и о возможных  проблемах, которые могут возникнуть в ходе его работы:

      4. Основные этические проблемы в профессиональной деятельности психолога:

  1. Проблема власти над сознанием клиента (психолог входит в доверие к клиенту, принимая за него важнейшие жизненные решения);
  2. Проблема самокрасования психолога на работе (перед клиентами и перед коллегами);
  3. «Соблазн» следования «методическим модам» (психолог приобретает и осваивает новомодные методики, которые не всегда являются апробированными и действительно лучшими);
  4. Проблема близких отношений психолога с клиентом (корректное построение отношений с детьми и подростками, недопущение неформальных отношений);
  5. «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье – «синдром эмоционального сгорания» (психогигиена труда);
  6. Проблема «интересного» и «скучного» клиента (психолог обязан пересилить себе первоначальную неприязнь к клиенту и попробовать организовать с ним диалог);
  7. Проблема «раннего прозрения клиента» (психолог не должен и не обязан поддерживать клиента, имеющего негативные намерения);
  8. Проблема «позднего прозрения» клиента (не следует говорить в глаза всем подряд только то, что думаешь – это неэтично и непрофессионально, для каждого человека должна быть своя правда);
  9. «Прозрение» самого психолога (если психолог почувствовал, что кризис разочарования в своей профессии не преодолим, то лучше признаться в этом и сменить профессию);
  10. Неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему («оправдание» недопустимого превращения клиента в «пассивный объект» своих воздействий);
  11. Работа без должной теоретической и методической подготовки (психолог берется за решение сложных проблем, не имея для этого ни опыта, ни квалификации);
  12. Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи (оценить истинный эффект помощи бывает затруднительно, так как помощь в решении сложных психологических проблем часто предполагает отсроченный эффект);
  13. Отсутствие в стране на данный момент ее развития идеалов личностного и профессионального самоопределения (отсутствие ответа на вопрос – кто может выступать образцом для подражания, что затрудняет психологам оказывать полноценную помощь самоопределяющимся клиентам);
  14. Проблема «сапожника без сапог» (у многих психологов имеется немало собственных психологических проблем, что наталкивает на вопрос – имеют ли они право помогать другим людям, сами не разобравшись до конца со своими проблемами);
  15. Проблема неизбежности профессиональных «секретов» психолога-практика от клиента, от администрации и даже от своих коллег (не следует рассказывать обо всех нюансах своей работы клиентам, администрации и коллегам-психологам).
 

   5.Вывод. 
Обобщая сказанное, следует отметить, что этическая сторона профессиональной деятельности педагогического психолога характеризуется прежде всего глубоким психологическим пониманием сущности происходящих в школе явлений, их взаимосвязей и обусловленности, особенностей поведения людей, окружающих школьного психолога, их взаимоотношений и поведения, а главное – развитой рефлексией своих действий и поступков, которые должны быть подчинены стремлению осуществить основную свою цель – формирование личности школьника, психологическую подготовку детей к жизни и труду.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Используемая литература:

    1. Введение в профессию «психолог». / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С.  Пряжников. – М., 2004.

    2. Карандашев В.Н. Психология: Введение  в профессию. – М., 2003.

    3. Успенский В.Б., Чернявская А.П.  Введение в психолого-педагогическую  деятельность. Учеб. пособие для  студ. высш. учеб. заведений.— М.: Изд-во  ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

    4. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. – М., 1988 г.

        5. Ткачева М. С. Педагогическая психология: конспект лекций.         Изд-во: Высшее образование (2008 г.)

Информация о работе Этика педагога-психолога