Этика и психология семейной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:26, реферат

Описание работы

Актуальность представленной работы заключается в том, что в России нет культуры внутрисемейных отношений, понимания того, что для создания крепкой семьи все: и мама, и папа, и дети - должны потрудиться. Сегодня каждая вторая семья в нашей стране является конфликтной, где возникающие проблемы принято решать с применением насилия.

Работа содержит 1 файл

ljr.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

2.3 Любовь и семейное благополучие

Тема любви волнует человечество на протяжении всей его истории. Любовь была и злом, и благом; и счастьем и страданием; и горестью, и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным.

Исследования ученых показали нетождественность любовной собственно брачной ориентации молодежи. Так, по данным В.Т. Лисовского, в число жизненных первостепенных планов молодежи в 72,9 процента ответов вошло «встретить любимого (ую)» и только в 38,9 процента - «создать семью», юноши и девушки далеко не в каждом партнере видят будущего спутника жизни, было подтверждено и в исследованиях С.И. Голода. Он обнаружил, что в числе возможных мотивов интимных предбрачных отношений «любовная» мотивация явно преобладает над «брачной»: и у мужчин и у женщин на первое место вышла взаимная любовь, а на второе - приятное времяпровождение. На третьем у женщин - ориентация на брак, у мужчин - стремление получения удовольствий, а уж затем ориентация на брак. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. С. 116.

Как известно, и любовь может быть без брака и брак без любви. Между браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, и в течение длительного исторического периода они существовали раздельно. В большом числе случаев любовь оказывается фактором,препятствующим сохранению семейного союза. Причин здесь несколько:

В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого.

Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем о семейных буднях и повседневных семейных делах.

Фетишизация любви, в страстном поиски любви мы принимаем за любовь нечто, вовсе ей не соответствующее.

Согласно исследованиям философа и социолога В. Зацепина, в семьях, отношения ее членов друг к другу периодически могут проходить пять стадий.

Характерна глубокая, страстная влюбленность, когда другой супруг безраздельно занимает большую часть нашего внимания, а его образ, вызывает положительные эмоции.

Эта стадия характеризуется некоторым охлаждением, образ другого все реже всплывает в сознании в его отсутствие и не всегда вызывает положительные эмоции, хотя появление его вызывает положительные эмоции.

Происходит дальнейшее охлаждение отношений. Настроение не поднимается с приходом супруга. Для его поднятия необходимо какое-то внимание со стороны другого, наступает привыкание.

На этой стадии присутствие другого вызывает раздражение, а сам он начинает рассматриваться уже через призму не достоинств, а недостатков.

На пятой стадии отрицательная установка практически полностью овладевает человеком. Образ другого не покидает сознания, но только теперь состоит из всего отрицательного. Здесь супругам действительно нужна временная разлука и огромная сдержанность, чтобы не совершить непоправимое. Ковалев С.В. Психология семьи. -М.: Просвещение, 1988. С. 121-222.

3. Законы совместимости

Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Совместимость образует иерархию уровней, на нижнем из которых находится психофизиологическая совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных актов. Следующий уровень образует согласованность функционально-ролевых ожиданий. Высший уровень групповой совместимости включает ценностно-ориентационное единство. Оно есть показатель групповой сплоченности, отражающий уровень или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к каким-либо объектам. Семья является малой группой, и законы совместимости распространяются и на нее.

Муж и жена могут ожидать от очень разного и по разному представлять себе свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, тем больше в ней возникает опасных для нее самой ситуаций. Система наших брачно-семейных представлений является очень сложной и причины несовпадения возникают очень часто. Можно выделить три основные причины:

Наши представления о браке и семье чем дальше, тем более и более утончаются, насыщаются подробностями, поскольку семья ныне все меньше соответствует сложившейся в веках схеме ролевого функционирования. Рост материального благосостояния позволяет нам искать все более разнообразные модели семейных отношений.

Состоит в том, что наши представления ныне, стали весьма далеки от идеала.

Третья причина заключается в том, что конфликт представлений молодых супругов может обостряться и усугубляться из-за очень слабого знания представлений друг друга. Во-первых, потому, что в период предбрачного ухаживания они с завидным постоянством предпочитают обсуждать любые темы, кроме семейных отношений. Во-вторых при очень коротком предбрачном знакомстве выяснить представления друг друга очень проблематично.

Функционально-ролевые конфликты в семейной совместимости могу проявляться в трех сферах семейных отношений. Первая сфера - досуг, свободное время супругов. Причина остроты взаимоотношений в этой сфере семейной жизни достаточно ясна: чем больше мы ждем от своего свободного времени, но тем меньше совпадают наши представления как следует его проводить.

Вторая сфера - хозяйственно-экономические отношения в семье. Отжившие стереотипы ведения семейных дел постоянно становятся «яблоком раздора» между супругами.

Третья сфера - интимные отношения. Тот самый секс, который породил миф о сексуальной гармонии как важнейшем условии счастливого брака.

Психологи, исследующие законы совместимости, пришли к выводу о том, что индивидуально-психологические и личностные особенности супругов не определяют всецело стабильность и совместимость супругов. Главенствуют здесь все же представления о целях брачного союза. Что же касается психологических особенностей брачных партнеров, то наиболее важными оказываются такие черты, которые определяют способность партнеров воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение, внимательно и благожелательно к ним относится. Стоит отметить, что у супругов всегда имеются реальные возможности для повышения уровня взаимной совместимости за счет самовоспитания, сближения брачно-семейный представлений, высокой культуры взаимоотношений Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1994. С. 434..

4. Роль женщины-матери в созидании культуры семьи в современных социально-экономических условиях

Культура -- это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Человек является главным ее созидателем. Двадцатый век наглядно показал, что научно-технический прогресс, достижения человеческого интеллекта не сделали человека созидателем -- творцом своего счастья. Скорее наоборот, эти достижения только умножили его страдания. За последние десятилетия человеческий ум сильно развился, но сердце человека застыло, осталось на уровне каменного века. Появление на свет с самого начала было связано с проецирующимся в будущее космическим созидательным принципом, с великим процессом эволюции созидания. Ближайшая задача -- развитие человеческой духовности. (В обществе, где нет духовности, нет и счастья, поскольку это-- полная духовная гармония.) При решении данной задачи ведущая роль должна принадлежать женщине-матери. В руках женщины -- созидание культуры, семьи, спасение человечества и общества в трудных современных социально-экономических условиях. Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества. Ведь рождение, воспитание и совершенствование человеческой индивидуальности -- процесс очень сложный, медленный и длительный Гуревич П.С. Культурология. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 66..

Многие ученые говорят, что воспитание человека должно начинаться с момента его рождения и продолжаться всю жизнь. Однако результаты исследований многих ученых (в том числе и наших) на 30 человеках в возрасте до 20 лет с помощью специальной методики--одитинга (слушать и рассчитывать) -- показали, что воспитание нужно начинать еще до рождения, так как клеточная информация материнского организма поступает уже в структуру зародыша. Иными словами, в самой первой клеточке зачатия запрограммировано наше будущее. Эти факты научно доказаны.

Особенно велика роль женщины-матери в воспитании детей. Мать закладывает основу будущей сознательной жизни ребенка, формирует направление, окраску, качество всех его стремлений и способностей. Должна делать она это двумя путями. Во-первых, совершенствуясь сама, во-вторых, заботясь о ребенке уже тогда, когда он еще находится в утробе.

Принцип построения всего мироздания живет единством духов полярных начал -- мужского и женского. Мужчина сильнее физически, женщина -- духовно, мужчина более развит интеллектуально, женщина -- интуитивно. И лишь когда они друг друга дополняют этими качествами, они сполна выполняют свое назначение в обществе. Нормальная эволюция возможна только при равновесии начал. Преобладание какого-либо одного начала над другим неизбежно приводит к тяжким последствиям. Именно нарушение закона эволюции произошло в нашем обществе. Все бедствия в значительной степени являются следствием порабощения и унижения женщины-матери. Унижение женщины огрубило ее и привело к падению культуры, нравственности. В нашем обществе женщина-мать из-за рабской зависимости лишена возможности в полной мере созидательно работать над собой, лишена равноправия. Однако равноправие -- не слепое подражание мужчинам. Надеть мужскую одежду, копировать поведение мужчины, особенно их дурные привычки, овладеть мужскими профессиями вовсе не означает достижение равноправия. Равноправие -- это возможность созидать собственную духовность, индивидуальность, в неповторимом выражении которой лежит красота и гармония женщины-матери.

Чтобы женщина справилась с задачей спасения общества и культуры, ей необходимо развить в себе такие душевные качества, как любовь, милосердие, сострадание, терпимость, терпение, готовность к самопожертвованию, высочайшая нравственность, т.е. все то, что названо таким емким словом -- духовность.

Истинная культура мысли прирастает культурой души и сердца женщины-матери, ее беспредельным совершенствова нием. Лишь в этом истоки созидания, без которого невозможно постичь все величие, многообразие, сложность жизни человека. Призванная дать новую жизнь, женщина обязана создать условия для нормального развития этой жизни. Именно женщина-мать должна вести общество по ступенькам духовности. Поэтому она должна быть духовно образованной, закладывать зерна культуры и государственности Черных И. Дайте почувствовать ребенку свою любовь // Парламентская газета. 14 февраля 2006 год. С. 4..

Заключение

Вступление в брак ни в коей мере не должно истолковываться молодыми как конечная цель, после достижения которой можно «расслабиться и отдохнуть», но, наоборот, должно рассматриваться ими как исходная точка обретения семейного счастья. А это значит, что супруги просто не имеют права останавливаться в своем развитии, а равно и переходить грань, где семейные отношения сохраняются только ради детей, хорошей работы или положения в обществе. Необходимо стремиться преодолеть всю рутину обыденности семейной жизни и находить в ней новые привлекательные стороны. В этом нелегком пути и необходимы законы и закономерности такой науки как Психология семейных отношений.

Малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения(очень личным); и, наконец, едва ли не главное, что социальная необходимость в семье действительно налицо, ибо исчезни она, само существование человечества окажется под угрозой. В связи с этим следует постоянно обращать внимание на общественное значение двух основных функций семьи - репродуктивной и воспитательной (т. е. физического и духовного воспроизводства населения), что только в семье они способны выполнятся полноценно и естественно.

Список литературы

1. Агеев О. Культура семьи и брака // Русская Цивилизация. 6 июня 2005 год.

2. Гуревич П.С. Культурология. М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: - М:.Просвещение, 1988.

4. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1994.

5. Черных И. Дайте почувствовать ребенку свою любовь // Парламентская газета. 14 февраля 2006 год.

 

Раздел
1. БРАК И СЕМЬЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ И ИЗУЧЕНИЮ

Понятие о браке и брачных отношениях

Проблемы семейно-брачных отношений

Раздел
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЦ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ОТНОШЕНИЕ К БРАКУ


2.1. Характеристика периода ранней взрослости


2.2. Факторы, влияющие на отношение современной молодежи к браку Раздел
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ У ЛИЦ 25-30 ЛЕТ


3.1. Организация и методика проведения исследования


3.2. Результаты и их обсуждение

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

 



Информация о работе Этика и психология семейной жизни