Этический кодекс практического психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

Работа содержит 1 файл

Этический кодекс практического психолога.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Этический кодекс практического  психолога

Этический кодекс психолога-консультанта

Границы профессиональной компетентности

1. Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

2. Права и обязанности психолога-консультанта основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Уважение личности и суверенитета клиента

1. Психолог-консультант уважает личность и суверенитет клиента. В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака, характеризующего личность и мировоззрение клиента.

2. Психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям относительно клиентов, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и их дискриминирующие.

Правило конфиденциальности

1. Психолог-консультант обязан обеспечить неприкосновенность информации, сообщаемой клиентом, и не имеет права разглашать ее без согласия самого клиента, за исключением случаев, когда разглашение информации способно предотвратить серьезную угрозу жизни и здоровью самого клиента или другого человека.

2. Психолог-консультант информирует клиента на самых ранних этапах консультирования о правиле конфиденциальности, его ограничениях и об условиях допустимого использования информации, полученной во время работы. Если в работе предполагается участие супервизора, то этот факт оговаривается с клиентом.

3. Психолог-консультант должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.

4. Психолог-консультант охраняет от неправильного использования клиентом аудио и видео записи, полученные во время сессии.

5. Во время научного или профессионального обсуждения (супервизии) психологи-консультанты должны устранить или изменить информацию, которая могла бы привести к идентификации клиента со стороны третьих лиц.

6. Обсуждение информации, полученной от клиентов, допустимо в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми лицами, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

7. Использование материалов работы с клиентом в публикациях или научных выступлениях допустимо только с согласия клиента и устранения из текста любых признаков, по которым личность клиента могла бы быть идентифицирована другими людьми.

Правило «Не навреди»

1. В своей профессиональной деятельности психолог-консультант исходит из интересов клиента.

2. Психолог-консультант должен осознавать степень своего влияния и учитывать возможность развития зависимости со стороны клиента. Психолог-консультант должен уметь вовремя распознавать возникающие в ходе терапии отношения зависимости и не эксплуатировать их.

3. Психолог-консультант должен осознавать степень влияния своих личных проблем на эффективность работы с клиентом. В случае если личная проблема психолога-консультанта совпадает с проблемой клиента и является препятствием в работе, психолог-консультант обращается к коллеге за супервизией.

4. Если личная проблема психолога-консультанта становится непреодолимым препятствием и ограничивает его трудоспособность, психолог-консультант решает вопрос о прекращении работы с данным клиентом и передаче его другому психологу-консультанту.

Запрет на «двойные отношения»*

1. Психологи-консультанты предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту.

2. В ситуациях, когда психолог-консультант не может избежать внепрофессиональных отношений с клиентом, он должен учитывать силу своего влияния и минимизировать вред, причиняемый внепрофессиональными отношениями.

3. Психологи-консультанты не вступают в сексуальные отношения со своими клиентами, студентами или супервизируемыми.

4. Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились или находятся в сексуальных, родственных или иных близких отношениях.

5. При работе с парой или группой недопустимо, чтобы один и тот же психолог-консультант совмещал индивидуальную и групповую формы работы с участниками одной и той же группы (пары). В данном случае вопрос решается либо в пользу работы с группой (парой), либо в пользу индивидуальной работы с одним из участников (группы) пары, при этом другие участники в случае необходимости направляются к другим психологам-консультантам.

Этические аспекты начала психотерапии

1. Психолог-консультант начинает работу с клиентом только при условии его информирования*.  Если клиент не может дать осознанного согласия, психологи-консультанты получают согласие от тех людей, которые, в соответствии с законом, несут за него ответственность.

2. В случае, если клиент не имеет совсем или имеет искаженное представление о специфике предстоящей работы, психолог-консультант в доступной для клиента форме проясняет необходимые вопросы, а так же информирует клиента о возможных последствиях предстоящей работы.

3. При выяснении запроса клиента и определения целей работы психолог-консультант не поддерживает нереалистических целей клиента и не дает ему гарантий результата, достижение которого невозможно.

4. Вне зависимости от того, кто оплачивает психотерапию, терапия проводится только в интересах клиента.

Этические аспекты оплаты услуг психолога-консультанта

1. Стоимость консультации психолог-консультант устанавливает самостоятельно и информирует о ней во время первого контакта с клиентом.

2. Психологи-консультанты воздерживаются от получения подарков и других услуг от клиентов.

Этические аспекты прекращения психотерапии

1. Психолог-консультант прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата.

2. Психолог-консультант обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы.

3. Если продолжение работы психолога-консультанта невозможно вследствие непреодолимых обстоятельств (переезд, состояние здоровья, потеря работоспособности и т.д.), он предпринимает необходимые действия для перехода клиента к другому специалисту.

Примечания:

* Двойными называются те отношения, в которых психолог-консультант, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту.

* Информирование подразумевает, что клиент обращается за помощью к психологу-консультанту по собственной воле и без нажима со стороны, понимает суть происходящего и осведомлен о возможных последствиях предстоящей работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Модель  профессиональной деятельности практического психолога 

Необходимость обсуждения этого вопроса связана прежде всего, на наш взгляд, с тем, что работа практического психолога очень специфична своим предметом - индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии практического психолога, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете проблемы подготовки практических психологов. 
Многие вопросы решаются в профессиональном, этическом кодексе психологов, которые есть в каждой стране, где эта профессия распространена в достаточной мере. 
Опыт работы практических психологов позволяет выделить и описать десять основных качеств работы квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от работы неквалифицированного психолога. 
Предлагаемое ниже описание основных качеств профессиональной деятельности практического психолога позволяет, на наш взгляд, уточнить представление о месте индивидуальных характеристик психолога, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности. 
Итак, основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога и их отличия от деятельности неквалифицированного психолога:

1. Цели психологической  помощи

Квалифицированный психолог ориентирует клиента в  его целях, дает человеку возможность  найти максимально возможное  число вариантов поведения. Квалифицированный психолог рассматривает своего клиента и его цели как цели потенциально культурно-продуктивной личности, то есть личности, способной к жизни в контексте культуры, обладающей чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни. Другими словами, квалифицированный психолог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним. 
Неквалифицированный психолог преследует свои цели, использует клиента для реализации своих склонностей. Например, психолог может демонстрировать клиенту свою исключительность как носителя профессии, подчеркивая постоянно свою компетентность как психолога. Или будет дискредитировать все высказывания клиента своими суждениями, которые направлены на обесценивание переживаний клиента, и т. п. Неквалифицированный психолог цели психологической помощи формирует на основе своей личной Я-концепции, поэтому игнорирует Я-концепцию клиента, не может дать ему направление и поддержку в совершенствовании Я-концепции.

2. Отклики или реакции  практического психолога  в ситуации профессиональной  деятельности

Квалифицированный психолог может найти множество  реакций- вербальных и невербальных- на широкий спектр ситуаций и проблем. 
Неквалифицированный психолог обладает типичным стилем поведения, не имеет адекватного ситуации отклика, склонен фиксироваться на одном или нескольких откликах. 
Квалифицированный психолог, реагируя на ситуацию, избегает оценочных суждений по поводу действий клиента. Для неквалифицированного психолога существуют шаблонные оценки действий клиента.

3. Мировоззрение (концепция)  практического психолога 

Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия  на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится понять и использовать в работе множество концепций. 
Неквалифицированный психолог не имеет ясной концепции, не рефлексирует на предмет своей практической деятельности, ограничивает свою работу рамками какой-то одной концепции. Часто происхождение содержания этой концепции ему неясно.

4. Культурная продуктивность  практического психолога

Квалифицированный психолог способен к выработке множества  мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур. Его индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность являются основой для культурной продуктивности. Это позволяет ему присоединиться к миру клиента и идти вместе с ним по пути решения проблемы. Это позволяет квалифицированному психологу обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного. Таким образом, квалифицированный психолог осуществляет культурную продуктивность не на основе своей Я-концепции, а на основе своего отношения к профессии практического психолога, которая предполагает высокую культурную продуктивность за счет рефлексии на содержание профессионального взаимодействия с клиентом. 
Неквалифицированный психолог способен работать только в рамках одной культуры, которую он понимает через содержание своей Я-концепции, себя, свою культурную продуктивность неквалифицированный психолог рассматривает как проявление общекультурной нормы, стандарта поведения.

5. Конфиденциальность  в работе квалифицированного  психолога есть  всегда.

Он четко рефлексирует на содержание психологической информации и ее значимость для клиента. Он может  и должен проводить четкое разграничение  Заказчика психологической информации, Клиента и Пользователя психологической  информации. Квалифицированный психолог понимает меру ответственности всех участников ситуации его профессиональной деятельности и владеет юридическими нормами регуляции ответственности. 
Неквалифицированный психолог нарушает правило конфиденциальности, склонен к распространению психологической информации, не заботится о ее хранении и передаче.

Информация о работе Этический кодекс практического психолога