1
Общее представление
о психодиагностике
Психодиагностика
- это не только направление в
практической психодиагностике,
но и теоретическая
дисциплина.
Психодиагностику
в практическом смысле можно определить,
как установление
психодиагностического
диагноза – описание состояния объектов,
коими могут
выступать отдельная
личность, группа или организация.
Психодиагностика
осуществляется на основе специальных
методов. Может входить
составной частью
в эксперимент или выступать
самостоятельно, как метод
исследования
либо, как область деятельности практического
психолога,
направляясь при
этом на обследование, а не на исследование.
Психодиагностика
понимается двояко:
1. В широком
смысле - сближается с психодиагностическим
измерением вообще и
может относиться
к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому
анализу, выступая,
как выявление и измерение
его свойств;
2. В узком
смысле, более распространенном
– измерение индивидуально –
психодиагностических
свойств личности.
В психодиагностическом
обследовании можно выделить 3 основных
этапа:
- Сбор данных.
- Переработка
и интерпретация данных.
- Вынесение решения
– психодиагностический диагноз
и прогноз.
Психодиагностика
как наука определяется, как область
психологии,
разрабатывающая
методы выявления и измерения
индивидуально – психологических
особенностей
личности.
Практически психодиагностика
используется в самых разных областях
деятельности
психолога: и тогда, когда он выступает
как автор или участник
прикладных психолого-педагогических
экспериментов, и тогда, когда он
занят
психологическим
консультированием или психологической
коррекцией. Но чаще
всего, психодиагностика
выступает как отдельная, вполне
самостоятельная сфера
деятельности. Её
целью становится постановка психологического
диагноза, т.е.
оценка наличного
психологического состояния человека.
Основное требование,
которому должен соответствовать психодиагност,
- это
умение располагать
к себе людей, вызывать их доверие
и добиваться искренности
в ответах. Без
этого, как и без специальных
теоретических знаний,
практическая
психодиагностика на высоком уровне
неосуществима.
Следующее, не менее
важное требование – доскональное
знание самих
психодиагностических
методик и условий их правильного
применения. Этим
требованием нередко
пренебрегают, не придавая серьёзного
значения глубокому
знакомству с
методиками и их апробациями.
2.
Профессионально-этические
аспекты психодиагностики
Практическая
психодиагностика – это весьма сложная
и ответственная область
профессиональной
деятельности. Она требует соответствующего
образования.
профессионального
мастерства. В этой связи к психодиагностике
и к
психодиагностам
предъявляют ряд социально-этических
требований. Представим и
рассмотрим эти
требования в виде принципов психодиагностики.
Принцип
соблюдения тайны психодиагностики
предполагает неразглашение её
результатов без
персонального согласия на это того
лица, на котором проводилась
психодиагностика.
Если речь идёт о несовершеннолетних,
то на разглашение
результатов их
психодиагностики обязательно требуется
согласие родителей.
Исключения составляют
лишь случаи, когда психодиагностика
проводится в научных
целях как часть
экспериментально исследования, но и
в этом случае, как правило,
не рекомендуется
указывать в публикациях имена
и фамилии испытуемых.
Принцип
научной обоснованности психодиагностической
методики требует
того, чтобы она,
как минимум, была валидной и надёжной,
то есть давала такие
результаты, которым
вполне можно доверять.
Принцип
ненанесения ущерба предполагает, что
результаты психодиагностики
ни в коем
случае нельзя использовать во вред тому
человеку, который
подвергается
психодиагностике.
Принцип
объективности выводов из результатов
тестирования требует, чтобы
они были научно
обоснованными, т.е. вытекали из результатов
тестирования,
проведенного
при помощи валидных и надёжных методик,
а не определялись и никак
не зависели
от субъективных установок тех, кто
проводит тестирование или
пользуется его
итогами.
Принцип
эффективности предлагаемых рекомендаций
предполагает, что такие
рекомендации
обязательно должны быть полезными
для того человека, которому
даются. Не разрешается,
например, предлагать человеку такие
практические
рекомендации
из результатов тестирования, которые
для него бесполезны или могут
привести к
нежелательным, непредсказуемым последствиям.
К людям, занимающимся
психодиагностикой, предъявляются
особые
квалификационные
требования. Независимо от того, кто
занимается
психодиагностикой
– профессионал или любитель, обязательно
при её проведении
соблюдение следующих
морально-этических норм:
1. Человека нельзя
подвергать психологическому обследованию
против его воли,
за исключением
особых случаев или судебной, или
медицинской практики,
оговоренных законом.
2. Перед проведением
психологического тестирования
человека необходимо
предупреждать
о том, что в процессе исследования
он невольно может выдать
такую информацию
о себе, своих мыслях и чувствах,
которую сам не осознаёт.
3. Любой человек,
если это не оговорено законом,
имеет право знать результаты
своего тестирования,
а также то, где, кем и как
они могут быть использованы.
4. Результаты
психологического тестирования
предоставляются тестируемому тем,
кто проводит обследование,
в доступной для правильного
понимания форме.
5. При тестировании
несовершеннолетних детей их
родители имеют право знать
результаты тестирования
ребёнка.
6. Если тестирование
производится с целью определения
уровня психологического
развития человека,
в конкурсном отборе или при оформлении
на работу, то
человек также
имеет право знать не только цели
тестирования, но и то, кем и
на какой основе
о нём будут делаться выводы по
итогам тестирования.
7. Основная ответственность
за надлежащее применение на
практике
психологических
тестов лежит на психологах, лицах
и организациях,
пользующихся
ими.
3.Морально-этические
аспекты в работе психодиагноста
.
|
Уровень
развития психодиагностики не так высок
как на Западе. Этические проблемы
редко обсуждаются нашими психодиагностами
и часто нарушаются.
Наши ученые считают, что нельзя подгонять
научные данные под требования социального
заказа. Например, Эльконин отказался
выполнять социальный заказ в начале обучения
с шести лет в школе. Так как до 7 лет ребенок
все необходимое получает в игре. У детей,
учившихся по системе 1-4, психическое развитие
ниже, чем у обучавшихся по системе 1-3.
Психолог-практик должен при оказании
помощи опираться на свое научное мышление
и знание психологии (не переходя на житейский
обыденный уровень).
На Западе существует большое количество
этических принципов и требований, специальные
кодексы профессиональной этики, этические
стандарты.
4.Общие этические
принципы для психодиагностов:
I. Использование и
распространение психодиагностических
методик
II. Обеспечение тайны
личности
III. Конфиденциальность
диагностических результатов
IV. Проблема сообщения
полученных результатов
клиенту
I. Проблема использования
и распространения психодиагностических
методик включает в
себя несколько аспектов:
1. Проблема использования психодиагностических
методик. Только достаточно квалифицированные
люди должны использовать психодиагностические
методики. Наиболее длительное и интенсивное
обучение должны пройти люди, занимающиеся
индивидуальными интеллектуальными и
проективными тестами. Для использования
тестов достижения, групповых интеллектуальных
тестов и опросников - минимальная подготовка.
Квалификация психодиагноста проявляется:
в умении выбирать психодиагностические
методики с учетом:
цели, ради которой проводится обследование
особенностей испытуемого
в знании теории психодиагностики, умении
оценить психометрические параметры методики
при обследовании учитывает множество
факторов, которые могут повлиять на результаты
обследования и не делает поспешных выводов
и не дает неоправданных результатов на
основе одной методики (только в свете
всей полученной информации).
главное, что психодиагност должен быть
психологом, так как его задачей является
интерпретация результатов обследования.
Ошибки интерпретации приводят к ошибкам
в диагнозе, следовательно, критика в адрес
психодиагностики.
В настоящее время возрастает сложность
психологических знаний и растет специализация
в психологии. Ни один психолог не считается
одинаковым специалистом во всех областях.
Психолог знает границы своей компетентности.
Американцы разделяют психодиагностов,
которые работают в системе учреждений
(школы, вузы, центры) и которые заняты
самостоятельной практической деятельностью
(эти специалисты должны соответствовать
более высоким требованиям профессиональной
квалификации). В США введены законы о
предоставлении лицензии и выдаче удостоверений
психологов. Лицензии регулируют психологическую
и психодиагностическую практику, а удостоверение
психолога узаконивает подтвержденное
звание психолога. Для этого нужно пройти
стажировку в каком-либо учреждении под
руководством опытного психодиагноста
в течение 1-3 лет. После этого экзамен на
знание психодиагностики. Нарушение любого
пункта этического кодекса дает основание
к тому, что отбирается удостоверение
и лицензия. Есть еще удостоверение по
специальности, выдаются специальные
дипломы и издается специальный справочник
со списком всех дипломированных специалистов.
2. Распространение психодиагностические
методик - проводится через издателей
и специальных распространителей, имеющих
на это право. Психодиагностические методики
не поступают в свободную продажу. Право
приобретения предоставляется людям,
имеющим определенную квалификацию. Распространители
должны следить, чтобы методики попадали
в руки квалифицированным специалистам.
Существуют специальные каталоги с требованиями,
которым должны соответствовать покупатели
- наличие диплома и удостоверения. Выпускники
должны иметь заказ на покупку, заверенный
преподавателем (он берет ответственность
на себя за использование методик).
Две цели ограничения распространения
методик:
неразглашение диагностических материалов
предупреждение неправильного применения
Контроль распространителей ограничен,
поэтому основная ответственность за
использование и интерпретацию лежит
на самих психодиагностах (гарантом является
совесть психодиагностов).
Требования, касающиеся создателей и распространителей
методик.
Создатели:
нельзя выпускать методики преждевременно,
они должны быть проверены и выпущены
в продажу
недопустима реклама методики
некоторые методики выпускаются только
для исследовательских целей, в результате
получаются дополнительные данные.
некоторые методики должны сопровождаться
руководством с достаточными сведениями
для осуществления проведения и анализа
результатов. Руководство должно содержать
все необходимые сведения.
каждый автор методики должен проверять
нормы методики так часто как необходимо
для предотвращения ее старения.
Распространители:
нельзя печатать отдельные части методики
или отдельные задания, так как они могут
быть использованы для самооценивания
индивидов, что приводит к ошибкам диагноза
и признанию бесполезности методики
бесконтрольное распространение делает
методику бесполезной для применения
специалистами.
II. Обеспечение
тайны личности
Использование методик касается посягательства
на тайну личности - общественное мнение.
Недостаточно получить только согласия
испытуемого, так как он может проявить
некоторые особенности, которые он не
осознает, осознавая их, мог бы не согласиться.
Личность не должна подвергаться диагностированию
обманным путем. Обязательно ясное понимание
клиентом способов и целей использования
результатов диагностики. Психологу нужно
знать, что такое право на тайну - индивид
сам решает в какой степени ему делиться
своими мыслями, чувствами и событиями
личной жизни. Универсальные правила решения
этой проблемы нет, надо опираться на совесть
психодиагноста.
Цель диагностирования:
индивидуальное консультирование
экспертиза ради задач какого-то учреждения
(например, для профотбора)
научное исследование
Психодиагност не вторгается в тайну личности,
в нее добровольно посвящают. Но клиент
должен быть предупрежден о том, что в
ходе исследования может быть получена
та или иная информация (в чем сам клиент,
может быть, себе отчета не отдает)
Испытуемый должен быть полностью проинформирован
о способах использования результатов
его диагностирования. Реальная оценка
особенностей испытуемого выгодна самому
испытуемому. Клиентов предупреждают,
что результаты его обследования не будут
использоваться в целях учреждения без
его согласия.
Исследования проводятся анонимно, что
обеспечивает сохранение тайны личности.
Психолог должен установить доверительные
отношения, контакт с испытуемым.
Два основных понятия обеспечения тайны
личности:
Релевантность обследования цели - обследование
должно давать только ту информацию, которая
необходима для цели обследования
Информированное согласие - любой испытуемый
должен быть уведомлен о цели, способе
использования полученной информации,
согласие абсолютно осознанное при полной
информированности. Но нельзя раскрывать
сути самой методики, знакомить с заданиями.
Особая проблема - диагностирование детей.
Безусловно, нужно получить согласие со
стороны родителей ребенка или его представителей:
усыновителей, попечителей... Одни методы
требуют согласия только представителей
(тесты достижения и способностей), другие
(личностные методы) - согласие самого
ребенка или его родителей. Любой индивид
вправе отказаться от диагностирования.
III. Конфиденциальность
результатов.
Кто будет иметь доступ к результатам
диагностики? Каждый индивид имеет право
доступа к собственным результатам и право
комментировать их для психолога. Родители
несовершеннолетнего ребенка:
имеют право знать результаты
не имеют (есть противоречие с правом ребенка
на тайну личности).
Если ребенок достиг 18 лет, родители не
имеют право требовать результаты.
Сообщение результатов диагностики ребенка
родителям - индивидуальное консультирование
(подробно объяснены особенности методики
родителям).
Без ведома и согласия испытуемого, нельзя
передавать результаты обследования третьим
лицам.
Сохранение результатов:
хорошо было бы сохранять в течение длительного
времени в учреждении
иногда некоторые лица могут делать свои
выводы об индивиде на основе устаревших
данных о нем (возможны ошибочные выводы).
Данные, полученные много лет назад, могут
использоваться с согласия самого испытуемого.
Данные должны сохраняться под строжайшим
контролем, что усложняется с использованием
компьютерных сетей (результаты должны
быть закодированы)
IV.
Сообщение результатов
диагностирования
Сообщение результатов диагностирования
- должны быть произведены в содержательной
форме, не должны передаваться в виде цифр,
чисел, специфических психологических
описаний. В виде психологической характеристики
без использования специальной психологической
терминологии, понятным языком для любого
нормального человека. Информация должна
передаваться индивидуально в руки испытуемого
и должна сопровождаться объяснениями,
интерпретациями полученной информации.
При передаче нужно принимать специфические
характеристики (эмоциональные проявления
родителей, не ущемлять достоинства испытуемого)
Если передать информацию без дополнительного
разъяснения, то информация может принести
вред испытуемому. |