Этапы развития личности в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

В данной работе нами преследуется цель: рассмотреть этапы развития

личности в онтогенезе на основе анализа психологической литературы
Задачами работы являются:

- Раскрыть понимание личности в психологии

- Провести анализ исторические этапов изучения личности в России

- Определить значение социального фактора в развитии личности

- Произвести периодизацию развития личности на основе анализа

теоретических и практических данных психологической литературы

- Выявить кризисные моменты развития личности

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

§ 1. ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 5

§ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ 8

§ 3. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 17

§ 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 20

§ 5. КРИЗИСНЫЕ МОМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Этапы развития личности в онтогенезе.docx

— 33.13 Кб (Скачать)

тем, удовлетворяются  или нет основные  физиологические  потребности  ребенка

ухаживающим за ним  человеком. В первом случае у ребенка  развивается  чувство

глубокого  доверия  к  окружающему  его  миру,  а  во  втором,  наоборот,  –

недоверие к нему.

      Второй  кризис связан с первым опытом  обучения, особенно  с  приучением

ребенка к чистоплотности. Если родители  понимают  ребенка  и  помогают  ему

контролировать естественные отправления, ребенок  получает  опыт  автономии.

Напротив, слишком  строгий или слишком  непоследовательный  внешний  контроль

приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным  образом

со страхом потерять контроль над собственным организмом.

      Третий  кризис  соответствует  второму   детству.   В   этом   возрасте

происходит самоутверждение  ребенка. Планы, которые  он  постоянно  строит  и

которые ему позволяют  осуществить,  способствуют  развитию  у  него  чувства

инициативы. Наоборот,  переживание  повторных  неудач  и  безответственности

могут привести его  к покорности и чувству вины.

      Четвертый  кризис происходит  в  школьном  возрасте.  В  школе  ребенок

учится работать, готовясь к  выполнению  будущих  задач.  В  зависимости  от

царящей  в  школе  атмосферы  и  принятых  методов  воспитания   у   ребенка

развивается вкус к  работе или же, напротив, чувство  неполноценности  как  в

плане использования средств и возможностей,  так и в плане собственного

статуса среди товарищей.

      Пятый  кризис переживают подростки  обоего пола в поисках  идентификаций

(усвоения образцов  поведения значимых  для  подростка   других  людей).  Этот

процесс   предполагает   объединение   прошлого   опыта    подростка,    его

потенциальных  возможностей  и   выборов,   которые   он   должен   сделать.

Неспособность подростка  к идентификации или связанные  с ней трудности  могут

привести к ее "распылению"  или  же  к  путанице  ролей,  которые  подросток

играет  или  будет  играть  в  аффективной,  социальной  и профессиональной

сферах.

      Шестой  кризис свойствен молодым взрослым  людям. Он  связан  с  поиском

близости с любимым  человеком, вместе с которым ему  предстоит совершать  цикл

"работа – рождение  детей – отдых", чтобы обеспечить  своим  детям  надлежащее

развитие. Отсутствие подобного опыта приводит  к  изоляции  человека  и  его

замыканию на самом  себе.

      Седьмой  кризис переживается  человеком   в  сорокалетнем  возрасте.  Он

характеризуется  развитием   чувства   сохранения   рода   (генеративности),

выражающегося главным  образом в  "интересе  к  следующему  поколению  и  его

воспитанию".  Этот  период  жизни  отличается  высокой   продуктивностью   и

созидательностью  в  самых  разных  областях.   Если,   напротив,   эволюция

супружеской  жизни  идет  иным  путем,  она  может   застыть   в   состоянии

псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь  для

самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

      Восьмой  кризис переживается во  время   старения.  Он  знаменует  собой

завершение предшествующего  жизненного пути, а разрешение  зависит  от  того,

как этот путь был  пройден. Достижение человеком  цельности  основывается  на

подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого,

в котором уже ничего нельзя изменить. Если  человек не  может свести  свои

прошлые поступки в  единое целое, он завершает  свою  жизнь  в  страхе  перед

смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново. 
 
 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      Подведем  итоги работы. Необходимо сделать  ряд вы

      Ситуация  развития человеческого индивида  обнаруживает свои особенности

уже на самых первых этапах. Главная из них - это опосредствованный  характер

связей ребенка  с окружающим миром.  Изначально  прямые  биологические  связи

ребенок - мать очень  скоро опосредствуются предметами: мать  кормит  ребенка

из чашки, надевает на него одежду и,  занимая  его,  манипулирует  игрушкой.

Вместе с тем  связи ребенка  с  вещами  опосредствуются  окружающими  людьми:

мать приближает ребенка к привлекающей его вещи, под - носит ее к нему  или,

может  быть,  отнимает  у  него.  Словом,  деятельность  ребенка  все  более

выступает как реализующая его связи с человеком через вещи,  а связи с

вещами - через человека.

      Эта  ситуация развития приводит к  тому, что вещи открываются ребенку  не

только в их физических свойствах, но и в том особом  качестве,  которое  они

приобретают в человеческой деятельности - в  своем  функциональном  значении

(чашка - из чего  пьют, стул - на чем сидят, часы - то, что носят на руке,  и

т. д. ), а люди - как "повелители" этих вещей, от которых зависят его связи

с ними. Предметная деятельность ребенка приобретает орудийную  структуру,  а

общение становится речевым, опосредствованным языком.

      В  этой исходной ситуации  развития  ребенка  и  содержится  зерно   тех

отношений,  дальнейшее  развертывание  которых  составляет   цепь   событий,

ведущих к формированию его как  личности.  Первоначально  отношения  к  миру

вещей и к  окружающим  людям  слиты  для ребенка между собой,  но  дальше

происходит их раздвоение, и они образуют  разные,  хотя  и  взаимосвязанные,

линии развития, переходящие  друг в друга.

      В  онтогенезе эти переходы выражаются  в чередующихся  сменах  фаз:  фаз

преимущественно  развития   предметной   (практической   и   познавательной)

деятельности - фазами развития взаимоотношений с людьми, с обществом

      Формирование  личности предполагает развитие  процесса  целеобразования

и,  соответственно,  развития  действий  субъекта.   Действия,   все   более

обогащаясь,  как  бы  перерастают  тот  круг  деятельностей,   которые   они

реализуют, и вступают в противоречие  с  породившими  их  мотивами.  Явления

такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются  в литературе  по

возрастной психологии, хотя и в других терминах; они -  то  и  образуют  так

называемые кризисы  развития -  кризис  трех  лет,  семи  лет,  подросткового

периода, как и  гораздо  меньше  изученные  кризисы  зрелости.  В  результате

происходит сдвиг  мотивов на цели, изменение их  иерархии  и  рождение  новых

мотивов  -   новых   видов   деятельности;   прежние   цели   психологически

дискредитируются,   а   отвечающие   им   действия   или   вовсе   перестают

существовать, или  превращаются в безличные операции.

      Внутренние   движущие   силы   этого   процесса   лежат   в   исходной

двойственности связей субъекта с миром,  в  их  двоякой  опосредованности  -

предмет - ной  деятельностью  и  общением.  Ее  развертывание  порождает  не

только  двойственность  мотивации  действий,  но  благодаря  этому  также  и

соподчинения их, зависящие  от  открывающихся перед субъектом объективных

отношений, в которые  он вступает. Развитие и умножение  этих особых по  своей

природе  соподчинений,  возникающих  только  в  условиях  жизни  человека  в

обществе, занимает длительный  период,  который может быть  назван  этапом

стихийного, не направляемого самосознанием складывающейся личности. На  этом

этапе,   продолжающемся   вплоть   до   подросткового   возраста,    процесс

формирования личности, однако, не заканчивается,  он  только  подготавливает

рождение сознающей  себя личности. 
 
 

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

    1. Абульханова К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.

    2. Ананьев  Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

    3. Асмолов А.Г. О предмете психологии  личности.  — Вопр.  психологии,

       1983, № 3

    4. Асмолов  А.Г.  Психология  личности:  Принципы  общепсихологического

       анализа. – М.: Смысл, 2001.

    5. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности.  Киев,

       1984.

    6. Егорова   М.  С.  Основы  лонгитюдного  метода.  — В кн.:  Проблемы

       дифференциальной психофизиологии.  Т. X. М., 1981

    7. Кенкман П. О., Саар Э. А., Титма М.  X.  Социальное  самоопределение

       поколений. — В кн.:  Советская   социология.  Т.  II.  М.,  1982,  с.

       82—110.

    8. Кон И.  С. В поисках себя. Личность  и ее самосознание. М., 1984.

    9. Кон И.  С. Возрастные категории в науках  о  человеке  и  обществе.  —

       Социол. исследования, 1978, № 3.

   10. Котова  И.Б. Психология  личности  в   России.  Столетие  развития.  –

       Ростов на/Д.: Изд-во РПГУ, 1994.

   11. Лейтес Н. С. К проблеме сенситивных периодов психического  развития.

       — В кн.:  Принцип развития  в психологии. М., 1978.

   12. Леонтьев  А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.

   13. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М., 1992.

   14. Принцип  развития в психологии / Под ред. Анцыферовой Л.И. М., 1978.

   15. Психодиагностические  методы в комплексном  лонгитюдном  исследовании

       студентов. Л., 1976.

   16. Психология  формирования и развития личности / Под  ред.  Анцыферовой

       Л. И. М, 1981.

   17. Томэ Г. Теоретические и эмпирические  основы  психологии  развития

       человеческой жизни. — В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978 

   18. Человек  в зеркале наук //  Межвузовский  сборник  /  Под  ред.  А.О.

       Бороноева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

   19. Чудновский В.  Э.  Нравственная  устойчивость  личности.  — В кн.:

       Психологическое исследование. М., 1981.

      Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

      Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 
 
 

-----------------------

[1] См. Принцип развития  в психологии / Под ред. Анцыферовой Л.И. М., 1978. 

[2] Кон И. С. В  поисках себя. Личность и ее  самосознание. М., 1984.

[3] Леонтьев А.Н.  Деятельность. Сознание. Личность. –  М., 1977.

[4] См. там же

[5] Психология формирования  и развития личности / Под ред. Анцыферовой Л.

И. М, 1981.

[6] Котова И.Б. Психология  личности в России. Столетие развития. – Ростов

Информация о работе Этапы развития личности в онтогенезе