Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" (15, 14).
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
ПОМОРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет
Педагогики Начального
и Специального Образования
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
Эстетическое
воспитание младших
школьников средствами
искусства
Выполнила:
студентка III курса
32 группы
Швагурцева И.С.
Научный
руководитель:
к. п. н., доцент
Луговская И.Р.
Архангельск, 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" (15, 14).
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" (10, 29).
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А
формировать личность и эстетическую
культуру, - отмечают многие писатели,
педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский,
А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский,
Л.Н. Толстой,
К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее
благоприятном для этого младшем школьном
возрасте. Чувство красоты природы, окружающих
людей, вещей создает в ребенке особые
эмоционально психические состояния,
возбуждает непосредственный интерес
к жизни, обостряет любознательность,
развивает мышление, память, волю и другие
психические процессы.
Научить
видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей
действительности призвана система
эстетического воспитания. Для того
чтобы эта система
Но
у всякой системы есть стержень,
основа, на которую она опирается.
Такой основой в системе
Из
всего вышесказанного, можно предположить,
что, приобщая младшего школьника к
богатейшему опыту
Это предположение и определило тему нашего исследования: "Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства".
Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Цель
Гипотеза
- эстетическое воспитание эффективно,
если использовать в учебной деятельности
средства искусства, а именно средства
изобразительного искусства, музыки, литературы,
архитектуры.
Задачи:
Методы
исследования:
База
исследования: г. Архангельск, средняя
школа № 45, 3"Г"
класс.
В
этой главе мы рассмотрим основные
теоретические подходы
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) (25; 1580). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное (13; 7). Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В
наше время проблема эстетического
воспитания, развития личности, формирования
ее эстетической культуры одна из важнейших
задач, стоящих перед школой. Указанная
проблема разработана достаточно полно
в трудах отечественных и зарубежных педагогов
и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский,
Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев,
А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский,
М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
В
книге "Общие вопросы эстетического
воспитания в школе" под редакцией
известного специалиста по эстетическому
воспитанию
В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку:
"Советская педагогика определяет эстетическое
воспитание как воспитание способности
целенаправленно воспринимать, чувствовать
и правильно понимать и оценивать красоту
в окружающей действительности - в природе,
в общественной жизни, труде, в явлениях
искусства" (16; 6).
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" (11; 451). В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" (13; 51). Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности (13; 42).
Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного
воздействия. Во-вторых, это формирование
способности воспринимать и
в-четвертых, - развитие способности к
самостоятельному творчеству и созданию
прекрасного.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
В
процессе исследования мы обратили внимание,
что часто среди педагогов
бытует ошибочное мнение о тождестве
эстетического и
В
"активизации способности
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школбников средствами исскуства