Эрих Фромм о смысле жизни – «иметь или быть»?

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 01:20, сочинение

Описание работы

Есть вопрос, который мы периодически задаём себе или даже мучаем окружающих «В чём смысл жизни», классическая форма которого убога до безобразия. Чаще всего смысл жизни – просто семантическая ловушка. Ибо зацикливает мышление. Сама форма вопроса направляет на простой, узкий и направленный прямо в тупик путь. Шаг вправо, шаг влево приравнивается к уходу от ответа.

Работа содержит 1 файл

О смысле жизни.docx

— 22.40 Кб (Скачать)

Эрих  Фромм о смысле жизни – «иметь или быть»?

 

Главная жизненная задача человека - дать жизнь  самому себе,

  стать тем, чем  он является потенциально.

Самый важный плод его усилий - его собственная  личность

Фромм Э 

В поисках смысла жизни теряется сама жизнь.  
Ищите жизнь и найдете ее смысл.  
Бегущий от жизни обкрадывает и себя, и тех, кому не смог подарить счастье. 
Изречение Шоу-Дао
 

     Есть  вопрос, который мы периодически задаём себе или даже мучаем окружающих «В чём смысл жизни», классическая форма  которого убога до безобразия. Чаще всего смысл жизни – просто семантическая ловушка. Ибо зацикливает мышление. Сама форма вопроса направляет на простой, узкий и направленный прямо в тупик путь. Шаг вправо, шаг влево приравнивается к уходу от ответа. Вдумайтесь «В чём» – заключается смысл данного вопроса, если изначально подразумевается, что этот самый смысл уже есть, или ещё хуже – где-то там готовенький запрятан в философских фолиантах.

     Даже  сокращая фразу до простого и короткого  «Смысла жизни» – явно подразумевается, что у жизни вообще-то есть смысл, а нам серым и убогим надо его найти, обязательно найти или попытаться найти или кто-то, гораздо умнее нас, уже нашёл. Как в школьных задачах: есть ответ, условия поиска, остаётся лишь подобрать приемлемый метод решения – вот такой ретроспективный способ поиска смысла жизни.

     Нужен ли этот вопрос вам или мне? Нужен ли нам смысл жизни вообще как таковой? Будет ли подходить мне твой смысл жизни? Или мой тебе? Будет ли общий смысл жизни у определённого количества людей, народа? Поэтому, если так и спросить «В чём смысл жизни», люди начинают либо сторониться, либо пытаться вспомнить изучение философии для старших классах в школе. 
 
 

     Эрих  Фромм (1900 - 1980) - немецко-американский философ, психолог и социолог, основоположник неофрейдизма.

     Позиция Фромма в области социальной психологии сводится к утверждению того, что  современное общество, как, впрочем, и любое общество в любое время, не оказывает положительного воздействия  на развитие человеческой личности, а  влияет на нее только деструктивно. Из этого положения вытекает необходимость "оздоровления" общества.

     Э.Фромм  выдвинул проект создания, в частности  в США, гармонического, "здорового" общества на основе психоаналитической "социальной и индивидуальной терапии".

     Свою  концепцию он называет "гуманистическим  психоанализом". На протяжении долгой творческой жизни Э.Фромм занимался  разными аспектами этой проблемы, что нашло отражение во многих его трудах: от первой книги исследователя "Бегство от свободы" (1941) до последней "Иметь или быть?" (1976).

     В предисловии к своей книге  Фромм писал, что она посвящена  двум главным темам - во-первых, исследования в области радикально-гуманистического психоанализа, с усилением внимания к анализу эгоизма и альтруизма как двух основных ориентаций характера. В конце книги, а именно в третьей  части, получила дальнейшее развитие друга  важная тема: кризис современного общества и возможности его преодоления.

     Книга "Иметь или быть" - своеобразный итог многолетних размышлений философа о смысле человеческой жизни, о взаимном влиянии психологических и социальных факторов на личность.

     Так например,  книге имеется глава  “Религия, характер и общество”.

     Фромм трактует религию предельно широко - как любую разделяемую группой  систему мышления и действия, позволяющую  индивиду вести осмысленное существование  и дающую объект для преданного служения. С этой точки зрения нет такого человека, у которого не было бы религиозной  потребности, поскольку она означает потребность в системе ориентации и объекте для служения.

     Вопрос, с точки зрения Фромма, заключается  не в том, чтобы принять или  отвергнуть религию, но единственно  лишь в выборе определенного рода религии: религии, способствующей человеческому  развитию, раскрытию присущих человеку сил, или религии, которая эти  силы парализует.

     Фромм подвергает критике традиционные авторитарные религии, предлагая взамен “гуманистическую религию”, в центре которой стоит  человек.

     «Идея о том, что человек  создан по образу Божию, ведет не только к  мысли о равенстве  Бога и человека или  даже к мысли о  независимости от Бога; из нее вытекает и то, центральное  для гуманизма  убеждение, что в  каждом человеке заключается  все человечество».          (Фромм Э.)

     Для Фромма важен социопсихологический подход к религии, признание того, что существует корреляция между  социальной структурой и видами религиозного опыта. С точки зрения психоанализа одна и та же человеческая религия  может скрываться за различными религиями, и наоборот, противоположные человеческие установки могут лежать в основании  одной и той же религии.

     Он  говорит о новом виде язычества, который развился вместе с гуманизмом и в настоящее время грозит человечеству уничтожением. Это новая  тайная религия, "индустриальная религия". В ней священны труд, собственность, прибыль, власть. Портрет человека с  рыночным характером - человек, не интересующийся вопросами цели и смысле своей  жизни, не умеющий ни любить, ни ненавидеть, его эмоции атрофированы, он абсолютно  безразличен ко всему, даже к собственной  жизни. Это человек "потребляющий" и "потребляемый", функционирующий, но не живущий. Человек с рыночным характером исповедует "кибернетическую  религию", которую, по словам Фромма, очень трудно описать.

     В центре социально-философской теории Э.Фромма находится человек и  его насущные потребности. Следует, по мысли ученого, различать потребности  нормальные, здоровые, активные и потребности  патологические, искусственные. Первые ориентированы на бытие (в особом значении, которое придает этому  понятию автор), а вторые - на обладание.

     Э.Фромм  утверждает в своем исследовании, что «различие между бытием и  обладанием, так же как различие между любовью к жизни и  любовью к смерти, представляет собой  коренную проблему человеческого существования».

     Первые  две части работы посвящены анализу  этой проблемы. Автор считает бытие  и обладание не качествами субъектов, а двумя основными способами  существования, двумя разными видами ориентации в мире, двумя различными структурами характера.

     Принцип обладания заключается в стремлении сделать окружающий мир объектом владения, в стремлении превратить мир в свою собственность.

     Принцип бытия по Фромму – есть противоположность  обладанию, то есть жизнелюбие и причастность миру, и противоположность видимости, то есть то, что проявляет истинную природу человека, его реальность.

     Анализ  лирических стихотворений поэтов разных времен: японского автора XYII века Басё и англичанина Теннисона - XIX в. - ярко демонстрирует разницу между  восточным принципом созерцания (любоваться цветком, не срывая его, не присваивая себе) и западным принципом  присвоения (сорвать и познать). Первое соответствует бытию, второе - обладанию. Различия этих двух способов существования  показаны авторам на примерах обыденных  жизненных ситуаций: в процессе обучения, общения, чтения и др.

     Наиболее  ярко видны различия этих принципов  в любви - важнейшем способе реализации человеческой личности. Собственно, отмечает Фромм, настоящая любовь может проявляться  только в принципе бытия, потому что  это продуктивная деятельность, которая  проявляется в интересе, заботе, душевном отклике (и добавим: в жертве), обновляет и обогащает человека. Любовь же по принципу обладания только подавляет жизнь и уничтожает ее.

     Естественным  продолжением фроммовской критики  современного ему западного общества становится позитивная программа, которую  он выдвигает в заключение своей  книги.

     Автор утверждает, что возможно, и возможно именно благодаря осознанию причин страданий человека. В книге приведено  подробное описание структуры характера  нового Человека, включающие, например, такие пункты: - Ощущение себя на своем  месте; Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и  эксплуатации; Жизнь без идолопоклонства  и без иллюзий; Стремление не обманывать других и т.п.

     Главное условие реализации этой глобальной программы - новая мотивация: не извлечение прибыли и завоевание власти, а  желание быть, отдавать и понимать, превращение рыночного характера  в продуктивный.

     В сущности, конечно, нельзя возразить  против гуманистических положений  Фромма, но, хотя автор и относит  себя к "деятельным утопистам" (с.179), кажется, что его выводы - тоже утопия.

     Тем не менее последняя работа философа представляет собой яркое, интересное и глубокое исследование одной из важнейших проблем нашей жизни - выяснение цели и смысла человеческого  существования. Критика современных  социальных отношений и современного образа жизни, ориентированного на приобретение и обладание, как мне кажется, самое важное достоинство последнего труда Э. Фромма.

     Важнейшим вопросом для каждого человека является вопрос: Для чего мы живём?  
Но так как универсального ответа на этот вопрос получить невозможно, приходиться смысл своей жизни искать самому. Можно согласиться со словами Эриха Фромма: 
«В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно». [2] 

     Конечно, что касается смысла жизни, то у каждого  человека есть свои предположения и  какое-то внутреннее чувство, но ведь это  только его личные неустойчивые утверждения, которые для других людей могут  быть совершенно не обоснованны. Но до тех пор пока мы не начнём искать смысл жизни, он будет недосягаем.

     По  словам Гёте:

     «До тех пор пока ты не принял окончательное  решение, тебя будут  мучить сомнения, ты будешь всё время  помнить о том, что есть шанс повернуть  назад, и это не даст тебе работать эффективно. Но в  тот момент, когда  ты решишься полностью  посвятить себя своему делу, провидение оказывается  на твоей стороне. Начинают происходить  такие вещи, которые  не могли бы случиться  при иных обстоятельствах... На что бы ты ни был  способен, о чём  бы ты ни мечтал, начни  осуществлять это. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся!».[3]

 

    Список  использованных источников 

  1. Фромм Э. Иметь  или быть? / Э. Фромм – М.: Мысль, 1994.- 314с.
  2. Фромм Э. Человек для себя / Э. Фромм – Мн.: Коллегиум, 1992.- 253с
  3. http://cpsy.ru – Интернет портал «Цитаты»
  4. Вит Ценев «Форматирование смысла жизни»
  5. Википедия - Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BC,_%D0%AD%D1%80%D0%B8%D1%85

Информация о работе Эрих Фромм о смысле жизни – «иметь или быть»?