Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить психодиагностические методы изучения эмоционально-потребностной сферы личности.
Объект исследования: личность подростка.
Предмет исследования: эмоциональная направленность, базовые потребности личности подростка.
Задачи исследования:
- уточнить понятие «эмоционально-потребностная сфера личности»;
- обозначить и описать особенности подросткового возраста;
- проанализировать особенности эмоциоанльно-потребностной сферы в подростковом возрасте;
- отобрать и обосновать методы и методики для эмпирического исследования;
- провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
Введение
1 Теоретические аспекты изучения эмоционально-потребностной сферы личности подростка
Характеристика подросткового возраста
Особенности эмоционально-потребностной сферы подростка
2 Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков
2.1 Организация, процедура и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Тест
Шкала
СП
1. Я легко схожусь с людьми.
2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться в одиночестве.
3. Если
бы я должен был выбирать, то
предпочел бы, чтобы меня считали
способным и сообразительным,
чем общительным и дружелюбным.
4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.
5. Я
говорю людям о своих
6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.
7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.
8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.
9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.
10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.
11. Излишняя
откровенность с друзьями
12. Встречая на улице знакомого, я скорее стараюсь перекинуться с ним хотя бы парой слов, чем просто пройти поздороваться.
13. Независимость и свободу от привязанностей я предпочитаю дружеским узам.
14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.
15. Если
мне нужно принять важное
16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.
17. У
меня очень много близких
18. Когда
я нахожусь с незнакомыми
19. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.
20. Открытые эмоциональные люди привлекают меня больше, чем сердитые и сосредоточенные.
21. Я
скорее предпочту почитать
22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами или одному посещать достопримечательности.
23. Мне легче решать трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем когда обсуждаю ее с друзьями.
24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.
25. Даже
в коллективе мне трудно
26. Оказавшись
на новом месте, я быстро
приобретаю широкий круг
27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.
28. Я
избегаю слишком близких
29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем попытаюсь с кем-то поделиться.
30. Я
люблю бывать в обществе и
всегда рад провести время
в веселой компании.
Шкала
СО
1. Я стесняюсь идти в незнакомое общество.
2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.
3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.
4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада.
5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.
6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.
7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.
8. Если я попрошу кого-нибудь пойти со мной и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.
9. Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.
10. Если
во время разговора я чего-то
не понял, то лучше я это
пропущу, чем прерву
11. Я
открыто критикую людей и
12. Мне трудно говорить людям «нет».
13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.
14. Я
болезненно воспринимаю
15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.
16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.
17. Я редко противоречу людям из боязни их задеть.
18. Мне
часто кажется, что незнакомые
люди смотрят на меня
19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.
20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.
21. Я
легко осваиваюсь в новом
22. Временами я уверен, что никому не нужен.
23. Я
долго переживаю, если
24. Я
никогда не чувствую себя
25. Меня очень легко задеть, даже если это незаметно со стороны.
26. После
встречи с новым человеком
меня обычно мало волнует,
27. Когда
я должен за чем-либо
28. Когда
мне нужно попросить продавца
показать понравившуюся мне
29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.
30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.
31. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее активно включаюсь в беседу, чем держусь в стороне.
32. Я
стесняюсь просить, чтобы
Обработка и интерпретация результатов теста
По
каждой из шкал подсчитывается суммарный
балл. Ответам испытуемого на прямые
пункты (отмеченные знаком «+» в ключе)
приписываются баллы.
Ответы -3 -2 -1 0 1 2 3
Баллы
1 2 3
4 5 6 7
Ответам
испытуемого на обратные пункты опросника
(отмечены в ключе знаком «-») также приписываются
баллы.
Ответы -3 -2 -1 0 1 2 3
Баллы
7 6 5
4 3 2 1
Ключ
к тесту
Ключ
к шкале СП: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10,
-11, +12, -13, +14, +15, -16, -17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24,
-25, +26, -27, -28, -29, +30.
Ключ
к шкале СО: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10,
-11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24,
+25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.
На основе
двух индексов СП и СО выделяются четыре
типа мотивов. Для этого суммарные
баллы всей выборки ранжируются
как по шкале СП, так и по шкале
СО. Далее выделяются четыре группы
испытуемых:
• высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);
• низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);
• высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);
•
низкий – высокий (СП ниже медианы,
СО выше медианы)
Для испытуемых
группы «высокий-низкий» характерен
мотив «стремление к принятию группой»,
а для испытуемых группы «низкий-высокий»
– мотив «страх отвержения». У испытуемых
двух других групп интенсивность этих
мотивов приблизительно одинакова, что
может свидетельствовать о наличии у них
внутреннего дискомфорта, напряженности.
У группы
«высокий-высокий» страх быть отвергнутым
группой препятствует удовлетворению
их потребности в принятии, в общении
с другими людьми.
Список
использованной литературы
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб:1999.-720с.
2. Кулагина
И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная
психология (полный жизненный цикл
развития человека).-М.:ТЦ
3. Ремшмидт Х. Подростковый и
4. Айхорн А. Трудный подросток.-М., 2001.-185с.
5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб:2000.-720с.
6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М., 1967.
7. Фельдштейн
Д.И. Психология воспитания подростка.–М.:Знание,1978.-
8. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М., 1998.
9. Крайг Г. Психология развития.-
10. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.
11. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб., 2004. 12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
13. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: 2000.
14. Блум Ф., Лайзерсон А., Хорстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.
15. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.-276с.
16. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М., 2005.
17. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М., Воронеж, 1995.
20. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 4. Педология подростка. - М., 1983.
18. Мир детства. Подросток / под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1989.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1997.
20. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.
21. Фельдштейн,
Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.
- М., 1989.
Информация о работе Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков