Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:31, контрольная работа
Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое — самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций.
Введение
1.Понятие эмоций....................3-5 стр.
2.Виды эмоциональных процессов…………..5-8 стр.
3.Управление эмоциями……………………….8-9стр.
4.Потребность в разумном управлении эмоциями………10-12 стр.
5.Заключение..................13 стр.
6.Список литературы...........14 стр.
на тему: «Эмоциональные процессы и управление эмоциями»
Содержание:
Введение
1.Понятие эмоций....................3-5 стр.
2.Виды эмоциональных процессов…………..5-8 стр.
3.Управление эмоциями……………………….8-9стр.
4.Потребность в разумном управлении эмоциями………10-12 стр.
5.Заключение..................
6.Список литературы...........14 стр.
Введение.
Преодолевать
барьеры взаимопонимания, возникающие
в различных ситуациях общения,
непросто. Для этого нужно хорошо разбираться
в нюансах человеческой психологии, в
том числе и своей собственной. Значительно
проще другое — самому не создавать эти
барьеры. Чтобы не оказаться основным
препятствием на пути к взаимопониманию
с окружающими, человеку необходимо знать
психологические правила общения, и прежде
всего, научиться управлять своими эмоциями,
которые чаще всего становятся источником
межличностных конфликтов. Проблема эмоций
в современной общей психологии разработана
существенно меньше, чем другие области
психологического знания. Более того,
можно считать, что в настоящее время наблюдается
кризис психологии эмоций. Нерешенных
вопросов психологии эмоций значительно
больше, чем разработанных, решенных. Почему
сложилось такое положение? Причины надо
искать не только и не столько в субъективных
факторах – в нежелании или неимении тех
или иных исследователей заниматься этой
проблемой, а объективной сложности самой
проблемой, в принципиальном отличии психологии
эмоций от других психологических проблем
и прежде всего в принципиальном отличии
эмоциональных явлений от познавательных,
поэтому эта тема и является наиболее
интересной.
1. Понятие
эмоции.
Эмоции - это специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, процессом удовлетворения потребностей, окрашенные в приятные и неприятные тона. Эмоции - психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он физически и психологически чувствует себя в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно идет процесс удовлетворения потребностей. Эмоции характеризуют жизнь в целом, все ее процессы, связанные с сохранением ее и развитием.
К эмоциям относятся переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, многочисленные и разнообразные чувства, которые может испытывать человек по разным поводам и в разных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния динамичны, они меняются, время от времени, переходят одно в другое, иногда в свою прямую противоположность. Радость сменяется печалью, страх - гневом, удовольствие - неудовольствием. Динамика эмоциональных состояний зависит от динамики потребностей и интересов, с которыми эти состояния связаны. Но чем же эмоции отличаются от ощущений?
Эмоции
представляют собой особого рода
внутренние ощущения. Но ощущения, связанные
с эмоциями и входящие в их состав, существенно
отличаются от ощущений, которые испытывает
человек, получая в процессе восприятия
окружающего мира. Принципиальное различие
состоит в том, что ощущения, входя в состав
образа какого-либо предмета или явления,
существующего в действительности, отражают
свойства данного предмета или явления,
присущие или приписываемые сознанием
человека ему. Ощущения относятся к соответствующему
предмету или явлению, расположенному
вне нас. Эмоции в отличие от ощущений
характеризуют предмет не объективно,
а наши собственные физические или психологические
состояния. То есть. ощущения имеют определенную
предметную отнесенность, а эмоции отнесенности
не имеют. Иногда возникают впечатления,
что эмоции вызваны воздействием какого-либо
специфического предмета, реально происшедшим
событием, объективным явлением, однако
в действительности эмоции характеризуют
не предмет, не события и явления, а наши
собственные состояния при его восприятии.
Ощущения человека не имеют временных
ограничений и существуют до тех пор, пока
человек воспринимает порождающий их
предмет или явление. Динамика ощущений
не поддается каким-либо общим закономерностям,
они не могут возникать и исчезать периодически.
Эмоции же подвержены временным, закономерным,
периодическим изменениям. Ощущения в
меньшей степени определяются внутренним
состоянием человека. Все многообразие
чувств можно разделить на 2 категории:
на чувства положительного порядка, связанные
с удовлетворением жизненных потребностей
и потому доставляющие неудовольствие.
По состоянию все чувства можно классифицировать
на простые и сложные в зависимости от
того, какого уровня потребности удовлетворяются
у человека. К более простым относятся
гнев, страх, горе, зависть, ревность, к
более сложным - моральное чувство, эстетическое
чувство, чувства патриотизма и любви
к родине. По форме протекания все эмоциональные
состояния делятся на чувственный тон,
настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию,
страсть, высшие чувства. Простейшая форма
эмоционального переживания - это, так
называемый, чувственный, эмоциональный
фон. Под чувственным фоном понимают эмоциональную
окраску, качественный оттенок психического
процесса, побуждающий субъекта к их сохранению
или устранению. Если отрицательный чувственный
тон переходит в болезненное отвращение,
то говорят об идиосинкразии. Чувственный
тон как бы аккумулирует в себе отражение
наиболее общих и часто встречающихся
признаков полезных и вредных факторов
окружающей действительности. Благодаря
своей обобщенности, чувственный тон помогает
принять хотя и предварительное, но зато
быстрое решение о значении нового раздражителя,
вместо сравнения его со всей информацией,
хранимой в памяти. Чувственный тон нередко
носит субъективную окраску: интересная
книга, приятный собеседник, веселая комедия.
2.Виды эмоциональных процессов.
У человека имеются основные виды эмоций:
1.
Настроение - относительно слабое, но
долгое время, существующее
2.
Простейшие биологические
3.
Аффекты - сравнительно кратковременные,
но сильные эмоциональные
4.
Чувства - это сложный комплекс
разнообразных эмоциональных
Низменными называют чувства, которые порождены отрицательным отношением к человеку и связаны с желанием сделать ему что-либо неприятное, нанести вред. Такие чувства обычно не соответствуют нормам морали, принятым в человеческом, культурном, цивилизованном обществе. К ним относятся ненависть, зависть, вражда.
Возвышенные чувства, напротив, исходят из стремления делать людям добро, и основываются на принятых в человеческом обществе высоких нормах морали: любовь, доброта, сопереживание, сочувствие.
Чувства делятся на группы в соответствии предметами, к которым они относятся. Так выделяют эстетические чувства, интеллектуальные чувства, правовые чувства.
Эстетические
- связаны с восприятием и
Интеллектуальные - связаны с переживанием идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных задач.
Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали, чувство стыда, чувство справедливости.
5. Страсти - сильные, стойкие, длительные чувства человека, явно преобладающие над его остальными чувствами, настолько сильными, что не человек управляет ими, а они управляют человеком. Страсти играют ту же роль, что и акцентируемые черты характера. В страсти ярко выражен волевой элемент стремления, она представляет собой единство эмоциональных и волевых мотивов. Характерно сочетание элементов активности и пассивности. Для Христианской концепции всякая страсть - фатальная, темная сила, ослепляющая человека. В ней сказывается роковая страсть низшей телесной природы человека над высшими духовными проявлениями. В противоположность Христианской концепции, для Рене Декарта разум и страсть перестают быть взаимоисключающими категориями. Его идеал - страстный человек. Страсть и любовь у Декарта не могут быть слишком большой, в великом человеке все велико. Как и всякие чувства, страсти могут быть положительными и отрицательными, возвышенными и низменными. Положительные - побуждающие человека к достижению высоких целей, приносящим пользу ему и людям. Отрицательные (низменные) - те, в результате которых человек наносит вред себе и окружающим.
6.
Стресс - это очень стойкое, чрезмерно
сильное отрицательное
3.Управление эмоциями.
Некоторые из эмоций могут действовать крайне деструктивно на поведение человека в обществе, поэтому каждому человеку необходимо научиться управлять эмоциями, не позволять им разрушать межличностные отношения человека в социуме. В юридической практике состояние аффекта признается смягчающим обстоятельством. Однако, аффект - сложное эмоционально-психическое состояние, вызванное конфликтом противоположно направленных тенденций мысли, способно спровоцировать неадекватное поведение человека. По мнению А.Р. Лурия, исследовавшего аффект, наиболее резкое аффектное состояние, где ближе к моторной сфере он разыгрывается; в этом состоянии нарушаются высшие автоматизмы, утрачиваются обобщенные схемы действий. По мере того, как конфликт переносится в интеллектуальную сферу, его патогенное влияние обычно ослабляется. Преодолев аффект в интеллектуальной сфере можно не допустить социально-значимых последствий.
Мотивация настроений, ее характер и глубина у разных людей весьма различна. "Обобщение" эмоционального впечатления в настроении приобретает различный, и даже противоположный характер, в зависимости от строения личности. По мере того, как складываются и оформляются отношения личности с окружающим миром, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости. Не всякое впечатление оказывается властным для изменения общего настроение личности, оно для этого должно иметь отношение к особо значимой для личности сфере. Проникая в личность, впечатления подвергаются определенной фильтровке, область в которой происходит формирование настроения, то есть ограничивается, человек становится менее зависимым от случайных впечатлений, настроение его становится более устойчивым К. Изард выделил следующие основные, "фундаменальные эмоции". Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Радость
- положительное эмоциональное
Удивление - не имеющая точно выраженного положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит предыдущие реакции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может вызывать интерес.
Информация о работе Эмоциональные процессы и управление эмоциями