Эмоциональное выгорание у сотрудников спасительных служб (МЧС)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить наличие синдрома эмоционального выгорания у сотрудников спасительных служб (МЧС).
Объект: сотрудников спасительных служб (МЧС)
Предмет: эмоциональное выгорание.
Задачи: 1) изучить проблему эмоционального выгорания в литературных источниках;
2) провести диагностику эмоционального выгорания у сотрудников спасительных служб (МЧС).

Содержание

Введение
1. Эмоциональное выгорание
1.1 Синдром эмоционального выгорания, его характеристика
1.2 Синдром эмоционального выгорания у сотрудников служб МЧС
1.3 Профилактика синдрома эмоционального выгорания
2. Исследование синдрома эмоционального выгорания у сотрудников служб МЧС
2.1 Характеристика выборки, методы исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

МЧС.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

1. Симптом неадекватного  избирательного эмоционального  реагирования. Ограничиваются диапазон  и интенсивность включения эмоций  в профессиональное общение.

5 (+5), 17 (-3), 29 (+10), 41 (+2), 53 (+2), 65 (+3), 77 (+5)

2. Симптом эмоционально-нравственной  дезориентации. Эмоции не пробуждают  или слабо стимулируют нравственные  чувства.

6 (+10), 18 (-3), 30 (+3), 42 (+5), 54 (+2), 66 (+2), 78 (-5).

3. Симптом расширения  сферы экономии эмоций. На работе до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что не хочется общаться даже с близкими людьми.

7 (+2), 19 (+10), 31 (-2), 43 (+5), 55 (+3), 67 (+3), 79 (-5).

4. Симптом редукции  профессиональных обязанностей. Термин  «редукция» означает сокращение, упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукции проявляется попытками облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

8 (+5), 20 (+5), 32 (+2), 44 (-2), 56 (+3), 68 (+3), 80 (+10).

III фаза - истощение. Характеризуется  более или менее выраженным  падением общего энергетического  тонуса и ослаблением нервной  системы. Эта фаза представлена  следующими симптомами.

1. Симптом эмоционального  дефицита. К профессионалу приходит ощущение, что он не может соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны его трогать.

9 (+3), 21 (+2), 33 (+5), 45 (-5), 57(+3), 69 (-10), 81 (+2).

2. Симптом эмоциональной  отстраненности. Личность почти  полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.

10 (+2), 22 (+3), 34 (-2), 46 (+3), 58 (+5), 70 (+5), 82 (+10).

3. Симптом личностной  отстраненности, или деперсонализации. Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия: он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций.

11 (+5), 23 (+3), 35 (+3), 47 (+5), 59 (+5), 72 (+2), 83 (+10).

4. Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений. Это переход реакций организма человека с уровня эмоций на уровень психосоматики.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

- 9 баллов и меньше - не сложившийся симптом;

- 10-15 баллов - складывающийся  симптом;

- 16 и более - сложившийся  симптом.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания».

Дальнейший шаг в  интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция»  и «истощение». В каждой из них  оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление полученных баллов по фазам не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, несколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым  содержанием и количественными  показателями, подсчитанными для  разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

 

2.2 Результаты  исследования

 

Результаты исследования приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Сводная таблица  результатов исследования

Фаза

Напряжение

Резистенция

Истощение

 

Симптом

Ср.балл

Сформированность

Симптом

Ср.балл

Сформир ованность

Симптом

Ср.балл

Сформи

Рован.

 

1

7.9

Нет

1

12.8

Складыв

1

8.1

нет

 

2

5.4

Нет

2

8.9

Нет

2

10.8

Складыв

 

3

3.1

Нет

3

6.4

Нет

3

4.9

Нет

 

4

7.4

нет

4

11.8

Складыв

4

5.1

нет

Сумма баллов По фазе

23,9

39,9

28,9

Сформ-ность

нет

В стадии формирования

нет

Уровень эмоц. выгорания

93


 

Изучение симптомов  эмоционального выгорания показало, что фаза «напряжение» выявилась следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 23,9 балла.

Средний балл в группе респондентов по симптому переживания  психотравмирующих обстоятельств  составляет 7,9 балла. Средний балл в  группе по симптому неудовлетворенности  собой составляет 5,4 балла. Средний  балл в группе по симптому «загнанности в клетку» составляет 3,1 балла. Средний балл в группе по симптому тревоги и депрессии составляет 7,4 балла. Ни один из симптомов в группе не является сложившимся. Фаза не является сформированной.

Изучение симптомов  эмоционального выгорания показало, что фаза «резистенция» проявилась следующим образом: средний балл в группе составляет 39,9 балла. Фаза является для группы в стадии формирования. Средний балл в группе по симптому неадекватного избирательного эмоционального реагирования составляет 12,8 балла. Является складывающимся симптомом.

Средний балл в группе по симптому эмоционально-нравственной дезориентации составляет 8,9 балла. Не сложившийся симптом для группы.

Средний балл в группе по симптому расширения сферы экономии эмоций составляет 6,4 балла. Так же не сложившийся симптом.

Средний балл в группе по симптому редукции профессиональных обязанностей составляет 11,8 балла. Для группы симптом складывающийся.

Изучение симптомов  эмоционального выгорания показало, что «истощение» проявлялось следующим образом.

Средний балл в группе респондентов составляет 28,9 балла. Фаза является не сформированной для группы.

Средний балл в группе по симптому эмоционального дефицита составляет 8,1 балла. Не сформированный симптом.

Средний балл в группе по симптому эмоциональной отстраненности составляет 10,8 баллов, что говорит о складывающемся симптоме.

Средний балл в группе по симптому личностной отстраненности, или деперсонализации составляет 4,9 балла. Не сложившийся симптом.

Средний балл в группе по симптому психосоматических и психовегетативных нарушений составляет 5,1 балла. Симптом складывающийся.

Средний балл в группе по уровню эмоционального выгорания  составляет 93 балла. При этом 14,28 % группы имели достаточно высокий уровень  эмоционального выгорания (выше 140 баллов); 35,7 % группы респондентов имели высокий уровень эмоционального выгорания (выше 100 баллов); 28,6 % группы обследованных имели выше среднего уровень эмоционального выгорания (выше 60 баллов) и 21,42 % группы имели относительно небольшой уровень эмоционального выгорания (выше 30 баллов) (Таблица 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Уровень эмоционального выгорания.

Уровень

Кол-во человек

%

Очень высокий

(больше 140 баллов)

2

14,28

Высокий

( больше 100 баллов)

5

35,7

Средний

( больше 60 баллов)

4

28,6

Низкий

(больше 30 баллов)

3

21,4




 

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы. В данной группе сотрудников присутствует синдром эмоционального выгорания, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. В группе уровень эмоционального выгорания у большинства респондентов находится на среднем и высоком уровне.

 

Заключение

 

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах  эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Относительно профессии  феномен «эмоционального выгорания» рассматривается как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.).

Цели и задачи, поставленные в работе, нами были достигнуты. На основании полученных результатов, мы сделали вывод, что сотрудники  спасительных служб подвержены синдрому эмоционального выгорания.

В работе нами был определен ряд личностных и поведенческих особенностей, позволяющих работнику правоохранительной сферы адекватно справляться с признаками синдрома выгорания.

Среди мер профилактики данного состояния мы выделили: определение  краткосрочных и долгосрочных целей; использование «тайм-аутов»; овладение  умениями и навыками саморегуляции; профессиональное развитие и самосовершенствование; уход от ненужной конкуренции; эмоциональное общение; поддержание хорошей физической формы и здоровый образ жизни.

 

 

Список литературы

 

  1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других./ В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
  2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова. СПб.: Питер, 2008. –113с.
  3. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. - с. 233 - 236.
  4. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания [электронный ресурс] / Режим доступа : www.psyinst.ru
  5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - Т.22.
  6. Правоохранительные органы: Учебник для вузов /Под ред. О.А.Галустьян - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. –234с.
  7. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал, №3.- 2002.
  8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. / Д.Я.Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2008- 672с.
  9. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. /Психологический журнал, том 23, №3 –2002.
  10. Самыкина Н., Сулицкий В. Синдром выгорания у сотрудников пенитенциарной системы./ Н.Самыкина, В. Сулицкий. –Социальная психология, №2 –2005.

 

 

Приложение

 

Тест

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен  своей профессией не меньше, чем  в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе  профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее  продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия  с партнерами очень зависит  от моего настроения - хорошего  или плохого.

6. От меня как профессионала  мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу  с работы домой, то некоторое  время (часа 2-3) мне хочется побыть  наедине, чтобы со мной никто  не общался.

8. Когда я чувствую  усталость или напряжение, то  стараюсь поскорее решить проблемы  партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что  эмоционально я не могу дать  партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет  эмоции.

11. Я откровенно устал  от человеческих проблем, с  которыми приходится иметь дело  на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с  партнерами требует от меня  большого напряжения.

14. Работа с людьми  приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место  работы, если бы представилась  возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается  предотвратить влияние плохого  настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в  отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю  на работе, что дома стараюсь  общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени,  усталости или напряжения часто  уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные  ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю  обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами  побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании  о некоторых коллегах по работе  или партнерах у меня портится  настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

Информация о работе Эмоциональное выгорание у сотрудников спасительных служб (МЧС)