Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:07, контрольная работа
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).
1. Общее представление об эмоциях 2
2. Роль эмоций 3
3. Проявление эмоций 5
4. Механизмы эмоции 6
5. Управление эмоциями 7
6. Эмоции и личность 8
7. Расположение эмоций по выражению лица 11
8. Список литературы 13
Настоящая любовь представляет
собой духовную связь одного человека
с другим подобным ему существом.
Она не сводится к физической сексуальности
и психологической
Развиваются ли эмоции
и чувства в течение жизни
человека? Есть две разные точки
зрения на этот вопрос. Одна утверждает,
что эмоции не могут развиваться,
поскольку они связаны с
На самом деле
эти позиции вполне совместимы друг
с другом и неразрешимых противоречий
между ними нет. Для того чтобы
убедиться в этом, достаточно связать
каждую из представленных точек зрения
с разными классами эмоциональных
явлений. Элементарные эмоции, выступающие
как субъективные проявления органических
состояний, действительно изменяются
мало. Не случайно эмоциональность относят
к числу врожденных и жизненно устойчивых
личностных характеристик человека.
Но уже в отношении
аффектов и тем более чувств такое
утверждение неверно. Все связываемые
с ними качества говорят о
том, что эти эмоции развиваются.
Человек в состоянии сдерживать
естественные проявления аффектов и
вполне обучаем и в этом плане.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.
7. Расположение эмоций
по выражению лица
Полноценное общение
между людьми невозможно без понимания,
взаимовлияния, взамооценивания друг
друга. При любом взаимодействии людей
в первую очередь необходимо правильное
понимание реакций другого человека, владение
средствами, позволяющими различать свойства
и состояния партнеров.
Любые человеческие
отношения основаны на эмоциях, а
эмоции обнаруживаются другими в
основном с помощью внешних выражений.
Выражение лица занимает центральное
положение в экспрессивном
Мимика человека
рассматривается как продукт
нервной деятельности, как ответ
на сигналы из соответствующих отделов
центральной нервной системы. Связь
экспрессии лица с корой головного
мозга позволяет человеку осознавать
и направлять свои мимические реакции,
в результате чего мимика человека
стала важнейшим инструментом общения.
Важность мимической
активности по сравнению с пантомимической
в эмоциональной коммуникации увеличивается
с фило- и онтогенетическим развитием.
В филогенезе эти изменения параллельны
эволюции мускулатуры лица.
Мимика и жесты
как элементы экспрессивного поведения
являются одной из первых систем, усваиваемых
в детстве. Появление у ребенка
без специального обучения понятных
жестов и выражений лица указывает
на то, что способы выражения эмоций
заложены в человеке генетически.
Развитие и совершенствование
мимики идет вместе с развитием психики
начиная с младенческого возраста, а с
ослаблением нервно-психической возбудимости
в старческом возрасте мимика слабеет,
сохраняя черты, наиболее часто повторявшиеся
в жизни и поэтому глубже врезавшиеся
во внешний облик лица.
Приобретая с раннего
детства определенный опыт общения
с людьми, каждый человек
может с той или иной
степенью достоверности определять
эмоциональные состояния
Известно, что человек
может контролировать свои выразительные
движения, поэтому проявления эмоций
используются людьми в процессе общения,
выступая в качестве невербальных коммуникативных
средств. Существуют большие различия
между людьми в возможности владения
эмоциональными проявлениями (от полного
невладения (при психических нарушениях)
до совершенства у талантливых актеров).
В течение жизни
у человека формируется некая
система эталонов, с помощью которой
он и оценивает других людей. Последние
исследования в области распознавания
эмоций показали, что на возможность
человека понимать других влияют целый
ряд факторов: половозрастные, личностные,
профессиональные особенности, а также
принадлежность человека к той или иной
культуре.
Целый ряд профессий
предъявляет к человеку требования
умения управлять своими эмоциями и
адекватно определять выразительные
движения окружающих его людей. Понимание
реакций других людей и правильное
реагирование на них в условиях совместной
деятельности – неотъемлемая часть
успешности во многих профессиях. Неспособность
договориться, понять другого человека,
войти в его положение может
привести к полной профессиональной
некомпетентности. Умение разбираться
в многочисленных нюансах эмоциональных
проявлений и воспроизводить их необходимо
людям, посвятившим себя искусству
(актерам, художникам, писателям). Понимание
и умение воспроизводить - важнейший
этап обучения актеров искусству
интонаций, мимики, жестов.
Современная практика
психологической подготовки людей
к различным видам
8. Список литературы
Немов Р.С.
Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000. – 584 с.
Психология. Учебник для технических вузов вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).