Эмоциональная жизнь человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).

Содержание

1. Общее представление об эмоциях 2
2. Роль эмоций 3
3. Проявление эмоций 5
4. Механизмы эмоции 6
5. Управление эмоциями 7
6. Эмоции и личность 8
7. Расположение эмоций по выражению лица 11
8. Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Психология 2.docx

— 34.80 Кб (Скачать)

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности  и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством. 

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни  человека? Есть две разные точки  зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием  организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное  мнение — о том, что эмоциональная  сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается. 

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы  убедиться в этом, достаточно связать  каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных  явлений. Эле­ментарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека. 

Но уже в отношении  аффектов и тем более чувств такое  утверждение неверно.  Все  связываемые   с   ними качества говорят о  том, что эти эмоции развиваются. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и  вполне обучаем и в этом плане.  

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном  с включением в сферу эмоциональных  переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих  чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения  в нравственную регуляцию более  высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности  и т.п.

7. Расположение эмоций  по выражению лица 

Полноценное общение  между людьми невозможно без понимания, взаимовлияния, взамооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей в первую очередь необходимо правильное понимание реакций другого человека, владение средствами, позволяющими различать свойства и состояния партнеров. 

Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а  эмоции обнаруживаются другими в  основном с помощью внешних выражений. Выражение лица занимает центральное  положение в экспрессивном поведении. Лицо как канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения, передавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служит регулятором самой процедуры общения партнеров. 

Мимика человека рассматривается как продукт  нервной деятельности, как ответ  на сигналы из соответствующих отделов  центральной нервной системы. Связь  экспрессии лица с корой головного  мозга позволяет человеку осознавать и направлять свои мимические реакции, в результате чего мимика человека стала важнейшим инструментом общения. 

Важность мимической активности по сравнению с пантомимической  в эмоциональной коммуникации увеличивается  с фило- и онтогенетическим развитием. В филогенезе эти изменения параллельны эволюции мускулатуры лица.  

Мимика и жесты  как элементы экспрессивного поведения  являются одной из первых систем, усваиваемых  в детстве. Появление у ребенка  без специального обучения понятных жестов и выражений лица указывает  на то, что способы выражения эмоций заложены в человеке генетически. 

Развитие и совершенствование  мимики идет вместе с развитием психики начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторявшиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица. 

Приобретая с раннего  детства определенный опыт общения  с людьми, каждый человек    может  с   той   или иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и, прежде всего по выражению лица. 

Известно, что человек  может контролировать свои выразительные  движения, поэтому проявления эмоций используются людьми в процессе общения, выступая в качестве невербальных коммуникативных  средств. Существуют большие различия между людьми в возможности владения эмоциональными проявлениями (от полного  невладения (при психиче­ских нарушениях) до совершенства у талантливых актеров). 

В течение жизни  у человека формируется некая  система эталонов, с помощью которой  он и оценивает других людей. Последние  исследования в области распознавания  эмоций показали, что на возможность  человека понимать других влияют целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре. 

Целый ряд профессий  предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями и  адекватно определять выразительные  движения окружающих его людей. Понимание  реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть  успешности во многих профессиях. Неспособность  договориться, понять другого человека, войти в его положение может  привести к полной профессиональной некомпетентности. Умение разбираться  в многочисленных нюансах эмоциональных  проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству (актерам, художникам, писателям). Понимание  и умение воспроизводить - важнейший  этап обучения актеров искусству  интонаций, мимики, жестов. 

Современная практика психологической подготовки людей  к различным видам деятельности, их социальное обучение позволяет развить  навыки компетентности в общении, важнейшей  составляющей которой является восприятие и понимание людьми друг друга. 
 
 

8. Список литературы

  Немов Р.С.

Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.

  Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова.  – М.: «Проспект», 2000. – 584 с.

  Психология. Учебник  для технических вузов вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

Информация о работе Эмоциональная жизнь человека