Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:33, реферат
Эмоции выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условии для удовлетворения актуальных для них потребностей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….3
1. ЭМОЦИИ………………………………………………………..………………………………….3
1.1 Теории эмоций…………………………………………………………………...…………………3
1.2 Функции эмоций................................................................................................................................8
1.3 Виды эмоциональных состояний……………………………………………………………….....9
1.4 Эмоции и мотивы…………………………………………………………..…………………….12
2. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ…………………………………………………………………...……..14
3. ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….…20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..………………..21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..………………
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.
Жизнь
без эмоций так же невозможна, как
и без ощущений. Эмоции, утверждал
знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин,
возникли в процессе эволюции как
средство, при помощи которого живые
существа устанавливают значимость тех
или иных условии для удовлетворения актуальных
для них потребностей. Эмоционально-выразительные
движения человека - мимика, жесты, пантомимика
- выполняют функцию общения, т.е. сообщения
человеку информации о состоянии говорящего
и его отношении к тому, что в данный момент
происходит, а также функцию воздействия
- оказания определенного влияния на того,
кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных
движений. Интерпретация таких движений
воспринимающим человеком происходит
на основании соотнесения движения с контекстом,
в котором идет общение.
Термин «эмоции» (франц. emotion — волнение, возбуждение, эмоция, от лат. emoveo — потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.
1.1. Теории эмоций
В
1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение
эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным
пунктом в понимании связи
Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемc и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.
Самым
сильным контраргументом
Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.
В
более поздних исследованиях обнаружилось,
что из всех структур головного мозга собственно
с эмоциями более всего функционально связан
даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части
Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса-Ланге и Кеннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:
1.
Электроэнцефалографическая
2.Работа ретикулярной
У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.
Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом - состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Отечественный физиолог П.В. Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу.
Э=Р(П,(Ин,-Ис,...)),
где
Э - эмоция, ее сила и качество, П - величина
и специфика актуальной потребности, (Ин,
- Д.) - оценка вероятности (возможности)
удовлетворения данной потребности на
основе врожденного и прижизненно приобретаемого
опыта, Ин ~ информация о средствах, прогностически
необходимых для удовлетворения существующей
потребности, Ис - информация о средствах,
которыми располагает человек в данный
момент времени. Согласно формуле, предложенной
П.В.Симоновым, сила и качество возникшей
у человека эмоции в конечном счете определяются
силой потребности и оценкой способности
ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
Эмоции, прежде всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать параллельно осуществляемой деятельности, т.е. выполняют организующую функцию. Даже такая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганузующая деятельность человека {дезорганизующая функция), при определенных условиях может оказаться полезной. Например, когда от серьезной опасности индивиду приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.
Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей.
Регуляторная функция эмоций, обсуждаемая в психологической литературе под различными названиями: закрепления — торможения (П.К. Анохин), следообразования (А.Н. Леонтьев), подкрепления (П.В. Симонов), — указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся — неудавшиеся действия, которые их возбудили.
Логическим
продолжением регуляторной функции (след
сам по себе не имел бы смысла, если бы не
было возможности использовать его в будущем)
является предвосхищающая функц
Эмоциональный
опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных
переживаний: он формируется также в результате
эмоциональных сопереживаний, возникающих
в общении с другими людьми, в частности,
передаваемых средствами искусства. Способность
вызывать (эмпатичность) и испытывать
(эмпатийность) сочувствие, сострадание,
разделять чувства другого человека —
еще одна, экспрессивно-
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.