Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 02:20, лекция
Эмоции – субъективное переживание человеком своего внутреннего состояния, в частности потребностей, а также воздействий многочисленных, прежде всего социальных, факторов окружающей среды. Теория функциональных систем рассматривает эмоциональные состояния в отрезке поведенческой деятельности, включающем доминирующую потребность и ее удовлетворение - в системоквантах поведения. В этих отрезках поведенческой деятельности эмоции определяют субъективную оценку потребности, предвидение свойств потребного результата и, наконец, оценку действия на организм подкрепляющих раздражений.
При длительных и непрерывных конфликтных ситуациях у субъектов формируется состояние эмоционального перенапряжения – эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс сначала имеет приспособительное значение, мобилизуя организм на преодоление конфликтной ситуации. Однако при длительных, особенно безысходных конфликтных ситуациях эмоциональный стресс теряет адаптивную роль, возбуждение переходит в форму устойчивого и непрерывного, приводя к нарушению механизмов саморегуляции физиологических функций, развитию психосоматических нарушений и заболеваний.
Клинический
и экспериментальный опыт свидетельствуют
о наличии отчетливых индивидуальных
различий в устойчивости и предрасположенности
субъектов к нарушению
Адаптивная роль положительных эмоций
Положительные эмоции
В случае достижения полезного приспособительного результата возникает эмоция положительного качества, биологический и социальный смысл которой – санкционировать успех поиска. Положительные эмоции способны элиминировать ранее сложившееся эмоциональное возбуждение отрицательного характера и препятствовать его суммации.
Литература:
Судаков К.В. Нормальная физиология. М.: МИА. 2006. С. 673-693.