Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:45, контрольная работа
Я решила посвятить свою курсовую теме эмоций и буду придерживаться в ней классификации, предложенной профессором Кэрролом Е. Изардом.
Но, прежде чем приступить к предмету своей работы, я бы хотела кратко охарактеризовать все эмоциональные процессы.
Вступление
Виды и роль эмоций
Интерес
Радость
Удивление
Страдание
Гнев, отвращение, презрение
Страх
Стыд
Внутренние компоненты эмоций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………23
Результаты ошеломили ученых. Крысы стремились непрерывно нажимать на рычаг, перенося самые сильные разряды. Иногда они были настолько сильными, что отбрасывали крысу к стенке клетки. Но как только крыса приходила в себя, она снов бросалась к рычагу, чтобы получить новый разряд, подобны предыдущему. Некоторые животные нажимали на него 100 раз в минуту, а средняя частота за сутки составила 200 раз в час.
Если возникала потребность во сне, крысы дремали несколько минут, а потом сразу же снова принимались за стимуляцию. Они предпочитали обходиться без пищи, бросали свои выводки, только бы нажимать на рычаг.
Раздражение других участков мозга вызывало у животных ощущение сильной боли, отрицательные эмоции и стремление избежать такого воздействия. Их назвали «болевыми центрами» или «центрами страдания». Используя «центр умиротворения» физиолог Дельгадо вышел на арену вместо тореадора и остановил несущегося на него быка, воздействуя с помощью пульта дистанционного управления на вживленные в его мозг электроды.
Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были получены при изучении функциональной асимметрии мозга. Было установлено, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое – отрицательных.
Следует также отметить роль ретикулярной формации как структуры, активизирующей эмоциональную жизнь человека. Получая из различных органов чувств нервные стимулы, ретикулярная формация посылает их после переработки в большие полушария головного мозга. Выступая аккумулятором энергии, ретикулярная формация способна повышать и понижать активность мозга, усиливать, ослаблять или затормаживать ответы на раздражители.
Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями. Благодаря речи мы осознаем свои чувства. С помощью речи мы можем вызвать те или иные чувства и у других людей. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувств – интеллектуальных, моральных, эстетических. Неразрывная связь второй сигнальной системы с первой обеспечивает сознательную регуляцию чувств и общественный характер их внешних проявлений (3, стр.29-33; 6, стр.65, 99-115).
Целостное определение эмоций должно учитывать характер её переживания, включать неврологический и экспрессивный компоненты. Эмоции возникают как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними событиями. Интенсивные эмоциональные состояния привлекают внимание не только учёных, но наука об эмоциях не должна останавливаться на изучении преходящих состояний. Существуют устойчивые индивидуальные различия в частоте, с которой люди испытывают различные эмоции, и эти различия могут анализироваться в терминах эмоциональных черт или эмоциональных порогов.
Непротиворечивые межкультурные факты подтверждают сформулированный сто с лишнем лет назад тезис Дарвина о врождённости и универсальности эмоций, как внутрииндивидуальных процессов. Это означает, что эмоции имеют врождённые нейронные программы, универсально понимаемую экспрессию и общие переживаемые качества.
Эмоции удобно подразделять на положительные или отрицательные на основе особенностей их переживания и сенсорных характеристик. Однако любая эмоция (например, радость, страх) может быть положительной или отрицательной, если критерий для классификации основывается на адаптивности или дезадаптивности эмоций в конкретной ситуации.
Эмоции влияют на человека в целом, и каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Эмоции воздействуют на уровень электрической активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.
Эмоция может рассматриваться как изменённое или особое состояние сознания. Она может существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействует с ними и влияет на сосуществующие состояния или процессы в сознании.
Область эмоций сложна и междисциплинарна. Социальные психологи сделали вклад в изучение эмоций как невербальной коммуникации. Психологи личности подсказали пути, по которым эмоции могут соотноситься с другими мотивационными конструктами, такими, как Я-концепция и психологические потребности, и увеличила наше знание о связи аффективных состояний с функционированием личности. Клиническая психология и психиатрия способствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в психопатологии и акцентировали необходимость психотерапевтического анализа эмоций. Неврологические науки содействовали получению знаний о роли различных мозговых механизмов эмоций, а биохимия и психофармакология показали важность гормональной и нейрогуморальной сфер в эмоциональных процессах и эмоциональном поведении (6, стр.29).
1. А.Н. Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции. – Москва, 1971 г.
2. В.Г. Крысько. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – Москва, Владос - пресс, 2001 г.
3. Е.И. Рогов. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г.
4. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – Москва, Издательство политической литературы, 1985 г.
5. Р.С. Немов. Психология. Общие основы психологии. – Москва, Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002 г.
6. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского – Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г.
7. Ч. Дарвин. О выражении эмоций у человека и животных. – Санкт-Петербург, Питер, 2001 г.
4
[1] Цифра обозначает порядковый номер книги в списке литературы.