Эмоции и характер человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга - эмоции (от лат.emoveo - возбуждаю, волную).
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 40.82 Кб (Скачать)

В русской психологии исследованием  характера занимались Н.О. Лосский, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, В.И. Страхов, Н. Д. Левитов и др. Здесь  можно выделить следующие направления: идеалистическое, биологизаторское, материалистическое. Следует также отметить социально-оценочный  оттенок при определении характера, значительную устойчивость психологических  характеристик.

 

Характер формируется  на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека .

По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности  личности и к основным его свойствам  следует относить направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

Структура и содержание характера  определяются взаимосвязью компонентов (насколько они гармоничны или  находятся в конфликте, то есть противоречат друг другу). Эта взаимосвязь определяет целостность или противоречивость характера.

Характер тесно взаимосвязан с темпераментом. Темперамент выступает динамической стороной характера, но в отличие от темперамента характер в большей степени обусловлен социальными факторами. Поэтому характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента. С одной стороны, правдивыми, лживыми, злыми, добрыми, грубыми, доброжелательными, тактичными бывают люди с любым темпераментом, а с другой - при определенном типе темперамента одни социальные качества формируются легче и быстрее, а другие медленнее и труднее, требуя больших затрат. Например, холерику, в отличие от флегматика, легче сформировать коммуникабельность, но труднее - дисциплинированность. Однако это не может служить оправданием негативных черт характера.

Черты характера - это приобретенные, сформированные качества личности, заложенные в детском возрасте. Они формируются процессе жизнедеятельности человека на основе темперамента, влиянием как внешних (социальных), так и внутренних (психологических) факторов.

Характер определяет:  
- линию поведения человека; 
- индивидуальные особенности психики; 
- особенности его поступков.

Таким образом, характер подчеркивает  индивидуальность личности. В нем наиболее полно отражаются ее волевые качества.

В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они либо понятны и приняты, либо не приняты человеком за основу своей  деятельности.

Под чертой характера понимают те или иные особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах деятельности 
опека и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

Таким образом, характер является своеобразным выражением психических  познавательных, эмоционально-волевых  процессов, направленности, темперамента, способностей человека. Направленность личности убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или  противоречивость, устойчивость и т.д. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют интеллектуальные черты характера. Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности.

Существует тесная взаимосвязь  между характером и привычками человека, представляющими собой автоматизировано выполняемые действия, ставшие его потребностью. Отдельные действия и поступки. При их неоднократном повторении становятся привычками, роль которых в жизни и деятельности человека исключительно велика. Из привычки складывается характер, в них он и проявляется.

Итак, характер не является врожденным свойством личности, формируется  и развивается в процессе активной деятельности человека под воздействием социальной среды и воспитания. Характер человека проявляется в его деятельности, речи и во внешнем облике. В деятельности человека можно увидеть его отношения к окружающему, к труду, к своим товарищам, руководителям, к самому себе. Можно определить наличие положительных и отрицательных качеств характера, его силу, устойчивость и цельность.

В речи проявляется общительность, духовная культура человека внимательность к собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание «порисоваться», навязчивость, самовлюбленность. Если человек подтянут, бодр, жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид, это говорит о его внутренней собранности, организованности, целеустремленности, воспитанности, доброжелательности, но отношению к другим людям. Неопрятность, неряшливость, развязность, неприветливо характеризуют человека с отрицательной стороны. Это и есть основные черты характера.

Совокупность тех или  иных качеств и свойств, присущих характеру позволяет произвести соответствующую классификацию, или  типологию. Но для этого необходимо выделить соответствующие основания. Возьмем за основание отношение человека к окружающей действительности, самому себе и деятельности.

По отношению к окружающей действительности: убежденность и беспринципность. 
Убежденность определяет принципиальность поведения человека, наличие четких принципов, которых человек придерживается в процессе жизнедеятельности. 
Беспринципность - одна из причин непредсказуемости поведения человека. Предполагает преобладание личных, узкокорыстных интересов и потребностей, интересов и мотивов в деятельности человека.

Система принципов должна быть подвижной, постоянно развиваться  и совершенствоваться, но не меняться кардинально.

По отношению к другим людям: общительность и замкнутость. 
Общительность необходима для установления товарищеских отношений, но предполагает принципиальность, способствует завоеванию доверия, авторитета. 
Замкнутость может быть следствием робости или привычки к одиночеству, или недоверия к людям, отрицательного отношения к ним. Она может быть следствием каких-либо жизненных осложнений и неудач, результатом недостатков воспитания в детстве.

По отношению к самому себе: альтруистичность и замкнутость. 
Альтруизм - система ценностных ориентации личности, выражающаяся в готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека или социальной общности. Этический принцип, выдвигается в качестве главного критерия нравственной оценки соблюдение интересов другого человека или социальной общности. Противоположный понятию эгоизм. 
Эгоизм - стремление к преувеличению своего «Я», своих возможностей, своих интересов, потребностей в ущерб другим. Наиболее яркая форма его проявления - эгоцентризм, проявляющийся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, неспособности индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению.

По отношению к деятельности: деятельный и бездеятельный. 
Деятельный - трудолюбивый, настойчивый, инициативный тип характера. 
Бездеятельный - может быть обусловлен личностными качествами-ленностью, пассивностью, низкими волевыми качествами, а также внутренней противоречивостью личности.

Мы рассмотрели крайние (биполярные) проявления характера, его  черт и особенностей. В реальной жизни, в реальных характерах реальных множество оттенков и переходов. Это делает характер каждого человека неповторимым с одной стороны, а  с другой он подчеркивает индивидуальность каждого человека.

Основаниями для классификации  характера можно также выделить силу, устойчивость и его структуру.

Сильный - человек настойчиво, последовательно добивается своих  целей. Поступает в соответствии со своими убеждениями, относительно независим  в своих поступках и суждениях.

Слабый - непоследовательность поступков и действий, подвержен  влиянию других людей и внешних  обстоятельств, боязнь трудностей.

Устойчивый - иерархическая  шкала ценностей, принципы и убеждения  неизменны относительно длительного  промежутка времени.

Неустойчивый - иерархическая  шкала ценностей, принципы и убеждения  постоянно подвержены изменениям.

Цельный- внутренний мир  согласован, мысли, слова, поступки, чувства, взгляды отношения, поступки, мотивы совпадают с убеждениями,

Противоречивый - несовместимые  взгляды, отношения, поступки цели, мотивы, желания.

Немецкий психолог К. Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые  черты характера столь заострены (акцентуированы), что оказывают  решающее влияние на их поведение, приводят к конфликтным формам взаимоотношений, нервным срывам.

Акцентуация характера— преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, что приводит к ухудшению процесса взаимодействия с другими людьми.

Акцентуированная личность - это, как правило, личность с характерологическими отклонениями от нормы, выраженными  в чрезмерном усилении отдельных  черт характера, им присуща тенденция  к особенному социально-положительному или социально-отрицательному развитию. Личностям с акцентуациями характера  свойственны так называемые «места наименьшего сопротивления», особая уязвимость по отношению к некоторым  факторам, которые для данных личностей  являю психотравмирующими. Различают  явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Однако чаще встречаются не чистые типы акцентуаций характера, а промежуточные, смешанные. Они чаще проявляются в подростковом и юношеском возрасте (50-80%). С годами они могут существенно сглаживаться, приближаться к норме. Но в старости они опять обостряются. Их выраженность может быть от легких форм (почти не заметных) до психопатии (серьезного психического заболевания требующего изоляции). Для выявления акцентуаций используются специальные методики и тесты (Шмишека, Кэттелаи др.)

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: "Просвещение", 2000. 
  2. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: "Наука", 2002.
  3. Леонтьев А.Н. «Эмоциональные процессы», Москва, изд-во МГУ, 1984

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эмоции и характер человека