Формы проявления эмоций
также весьма разнообразны и могут
быть представлены в следующей классификации.
- Аффект — сильное
и относительно кратковременное эмоциональное
состояние, связанное с резким изменением
важных для субъекта жизненных обстоятельств
и сопровождаемое резким изменением в
сознательной деятельности и выраженными
двигательными проявлениями. Аффективное
состояние сопровождается существенным
снижением возможности сознательного
контроля субъекта за своими действиями.
Аффект развивается при неспособности
субъекта найти адекватный выход из опасных,
чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций.
Аффект может подготавливаться исподволь:
повторение ситуаций, вызывающих резко
отрицательное эмоциональное состояние,
ведет к аккумуляции аффекта, который
может разрядиться в бурном неуправляемом
аффективном взрыве. Сильные аффекты захватывают
всю личность, что сопровождается снижением
способности к переключению внимания,
сужением поля восприятия. Аффективные
проявления положительных эмоций — восторг,
воодушевление, безудержное веселье; отрицательных
— ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта
часто наступает упадок сил, равнодушие
ко всему окружающему или раскаяние в
содеянном.
- Собственно эмоции
— более длительные и менее интенсивные
состояния по сравнению с аффектами. Эмоции
имеют ситуативный характер, т.е. выражают
оценочное отношение человека к наличной
или возможной ситуации, к своей деятельности
и к своим действиям.
- Чувство — одна
из основных форм переживания человеком
своего отношения к предметам и явлениям
действительности. Оно отличается относительной
устойчивостью и постоянством. Чувства
человека возникают как обобщение эмоций
— становление и развитие чувств выражает
формирование устойчивых эмоциональных
отношений. В отличие от ситуативных эмоций
и аффектов, отражающих ситуативное значение
предметов в конкретно сложившихся условиях,
чувства выделяют явления, имеющие постоянную
мотивационную значимость. Несовпадение
ситуативных и устойчивых эмоциональных
переживаний получило в психологии наименование
амбивалентность чувств.
Чувства — это
устойчивые эмоциональные отношения,
выступающие как своеобразная «привязанность»
к определенному кругу явлений
действительности, как стойкая направленность
на них, «захваченность» ими. В регуляции
поведения чувствам отведена роль ведущих
эмоционально-смысловых образований
личности. В процессе формирования
личности чувства организуются в
иерархическую систему, в которой
одни из них занимают ведущее положение,
соответствующее актуально действующим
мотивам, другие же остаются потенциальными,
нереализованными.
В содержании доминирующих
чувств человека проявляются мировоззренческие
установки, т.е. важнейшие характеристики
его личности. Наиболее распространенная
классификация чувств выделяет нравственные,
эстетические и интеллектуальные чувства.
Выделение видов осуществлено в
соответствии с конкретными областями
деятельности и сферами социальных
явлений, становящихся объектами чувств.
Чувства данных видов называют высшими,
в них заключено все богатство
эмоциональных отношений человека
к реальной действительности.
- Нравственные (этические)
чувства выражают отношение человека
к другим людям. Родине, семье, самому себе.
К этим чувствам относят любовь, гуманизм,
патриотизм, справедливость, достоинство
и т.д. Многообразие нравственных чувств
отражает многообразие человеческих отношений.
Этические чувства регулируют поведение
человека. Высшим нравственным регулятором
поведения человека является совесть.
Известно, в каких состояниях находятся
люди, совершившие неэтичный поступок.
Эти переживания, в основе которых лежат
грех и боязнь отчуждения человека от
других, предательство своего достоинства,
называют «муками совести».
- Интеллектуальные
(познавательные) чувства порождаются
познавательными отношениями человека
к миру. Предметом познавательных чувств
является как сам процесс приобретения
знаний, так и его результат. К интеллектуальным
чувствам относят интерес, любознательность,
ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных
чувств является обобщенное чувство любви
к истине, которое становится огромной
движущей силой, содействующей глубокому
проникновению в тайны бытия.
- Способность руководствоваться
при восприятии явлений окружающей действительности
понятиями прекрасного, любовь к красоте
лежит в основе эстетических чувств. Эстетические
чувства проявляются в художественных
оценках и вкусах. Человек, наделенный
развитым в процессе воспитания эстетическим
вкусом, при восприятии произведений искусства,
картин природы, другого человека испытывает
приятные или неприятные для него эмоции,
диапазон которых чрезвычайно широк —
от чувства наслаждения и восторга до
отвращения.
Чувства человека обусловлены
его взаимоотношениями с другими
людьми, они регулируются нравами
и обычаями общества. Процесс формирования
чувств человека неразрывно связан со
всем процессом становления его
внутреннего мира.
- Настроение — устойчиво
и относительно слабо выраженное эмоциональное
состояние. Настроение определяется тем,
как складываются взаимоотношения человека
с окружающими, как он воспринимает события
своей жизни. Настроение характеризуется
положительным эмоциональным тоном (веселое,
жизнерадостное, повышенное, эйфория)
и отрицательным (грустное, подавленное,
пониженное, дисфория, депрессия). Оно
придает эмоциональную окраску всему
поведению человека, выражается во всех
его проявлениях. Если у человека хорошее
настроение, то и восприятие чего-то, представление
о чем-то имеет положительную окраску.
- Страсть — сильное,
глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное
переживание. Она выражается в сосредоточенности,
собранности помыслов и сил, в направленности
их на единую цель. Страсть захватывает
всего человека, она может быть пагубной,
а может быть великой. То, что не связано
с доминирующей страстью, представляется
человеку второстепенным.
- Стресс возникает
в экстремальной ситуации, требующей от
человека мобилизации нервно-психических
сил. Первоначально понятие стресса (от
англ. stress — давление, напряжение) возникло
в физиологии для обозначения неспецифической
биологической реакции организма («общего
адаптационного синдрома», физиологического
стресса) в ответ на любое неблагоприятное
воздействие среды. Позднее оно стало
использоваться и для описания эмоционально-психических
состояний человека в экстремальных условиях
— психологический стресс. Последний
иногда еще подразделяют на стресс эмоциональный
(в ситуациях угрозы, обиды, опасности)
и информационный (при информационных
перегрузках).
Стрессовые состояния — это
особые эмоциональные состояния, возникающие
в ответ на экстремальные воздействия
и требующие от человека мобилизации
всех ресурсов организма, в том числе и
нервно-психических сил. Слабые воздействия
не приводят к стрессу, так как он возникает
только тогда, когда влияние стрессора
превосходит приспособительные возможности
человека. Небольшой уровень стресса даже
полезен и необходим для любой физической
или психической активности.
Основатель учения
о стрессе Г.Селье выделил три
стадии развития стресса:
- «реакцию тревоги»,
во время которой мобилизуются защитные
силы организма;
- стадию сопротивления—
полную адаптацию к стрессу;
- стадию истощения,
возникающую в случае, если стрессор силен
и воздействует на человека продолжительное
время.
Стресс является не
простым нервным напряжением, а
комплексной приспособительной
реакцией всего организма. С точки
зрения стрессовой реакции, не имеет
значения, приятна или неприятна
ситуация, с которой сталкивается
человек. Иногда различают понятия
стресса и дистресса. Если умеренный
стресс не является вредным, помогает
осуществлять приспособительные реакции,
то дистресс есть результат чрезмерного
стресса, наступающий при исчерпании
адаптационных резервов и оказывающий
деструктивное действие на организм.
Типичными тяжелыми стрессорами
являются боевые действия, природные
и транспортные катастрофы, несчастный
случай, присутствие при насильственной
смерти других, разбойное нападение,
пытки, изнасилование, пожар. Болезненные
психические реакции на воздействие
тяжелых стрессоров называются посттравматическими
стрессовыми расстройствами.
Следует отметить, что
стрессогенные раздражители необязательно
должны существовать в реальности.
Человек реагирует не только на действительную
опасность, но и на угрозу или напоминание
о ней. Некоторые реальные, но неопасные
раздражители могут иметь стрессогенное
значение в силу неадекватной интерпретации
с приписыванием им угрожающих свойств.
Отсюда понятно, что большей частью стресс
в жизни человека инициируется и продуцируется
им самим. Все зависит от того, как он реагирует
на свое окружение и социально значимые
стимулы.
Близким по своим проявлениям
к стрессу является состояние
фрустрации (от лат. frustratio — «обман»,
«расстройство», «разрушение планов»).
Фрустрационное состояние возникает
при объективных или субъективных
трудностях, испытываемых человеком
на на пути к цели. Фрустрация сопровождается
гаммой отрицательных эмоций (озлобленностью,
подавленностью, агрессией), которые
в состоянии дезорганизовать
поведение и сознание человека.