Эмоции и человеческие взаимоотношения.Труд как условие формирования личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

В течении многих веков, особенно в мрачный период средневековья, научное исследование эмоций было подменено церковно-религиозными учениями о «смирении души». Лишь в трудах ученых Востока можно найти интересные мысли о зависимости духовной и физической жизни, о связи эмоций с психикой. В 11 веке в книгах великого ученого Востока Абу Али ибн Сины (Авиценны) появляется описание первых экспериментов по исследованию эмоциональных состояний.

Содержание

Эмоции и человеческие взаимоотношения:
стр.
1.1. Введение 3-4
1.2. Понятие «эмоции» и их формирование 5-6
1.3. Понятие «эмоциональность» 7-9
1.4. Формула эмоций 8
1.5. Человеческие взаимоотношения в форме игры 10-12
1.6. Общение 12
1.7. Вывод 13



Труд как условие формирования личности:
стр.
2.1. Введение 13-15
2.2. Труд и возраст 116-17
2.3. Трудовая деятельность 18-20
2.4. Понятие «труд» 21-22
2.5. Признаки труда 22
2.6. Труд и личность 23-25
2.7. Вывод 26



Используемая литература:
стр.

Эмоции и человеческие взаимоотношения. 27
Труд как условие формирования личности 27

Работа содержит 1 файл

Контр. работа по общ. психологии.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

      Эмоциональность — свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты Э. отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями. Качественные свойства эмоциональности  характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности  относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Эмоциональность является одной из основных составляющих темперамента.

      Эмоциональная система является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Именно эмоции придают смысл и значение человеческому существованию.

      Эмоции окрашивают  восприятие окружающего мира – от  ликующего, светлого, радостного, яркого – к тусклому, угрюмому, серому. Они могут направлять наши мысли, детерминируя соответствующее отношение к ним или обеспечивая эмоциональное постижение истины.

      Богатство эмоционального мира – великое благо для человека. Чувства и эмоции делают его жизнь полнокровной, насыщенной, интересной.

      Как утверждал Г. Гегель: «Без сильных и глубоких чувств, без страсти никогда не было и не может быть совершенно ничего великого».

      Уильямс Джеймс – автор одной из первых физиологических теорий эмоций – дал своей статье, опубликованной более 100 лет тому назад, весьма выразительное название: «Что такое эмоция?».

      В 1964 году результаты психофизиологических экспериментов и анализ имевшихся к тому времени литературных данных привели к заключению о том, что эмоции высших животных и человека определяются какой-либо актуальной потребностью и оценкой вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе фило- и онтогенетического опыта. Эту оценку субъект производит непроизвольно и зачастую неосознанно сопоставляет  информацию о средствах и времени, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, которой он располагает в данный момент. Низкая вероятность достижения цели ведет к отрицательным эмоциям (страх, тревога, гнев, горе) активно минимизируемым  субъектом. Увеличение вероятности того , что потребность будет удовлетворена  порождает положительные эмоции удовольствия, радости и торжества, которые субъект стремиться максимизировать, то есть усилить, продлить, повторить. Придавая решающее значение оценке вероятности удовлетворения потребности в генезе эмоций, П.В. Симонов назвал свою концепцию «потребностно-информационной теорией эмоций».

      В наиболее общей форме правило возникновения эмоций может быть представлено в виде следующей структурной формулы: Э=f[-П (Ин - Ис)], где Э – эмоция, ее сила, качество и знак;  П – сила и качество актуальной потребности в самом широком смысле слова (для человека это не только витальные потребности типа голода  и жажды, но в равной мере многообразные социальные и идеальные потребности вплоть до самых сложных и возвышенных); (Ин - Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе филогенетического и ранее приобретенного индивидуального опыта, где Ин – информация о средствах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах и времени, которыми субъект располагает в данный момент. Термин “информация” здесь употребляется в смысле ее прагматического значения, которое определяется изменением  вероятности достижения цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Человеческие взаимоотношения – игры. 

      Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляет совместную деятельность с другими людьми и общается с ними. Общественные отношения выступают как часть личности. Из этого можно сделать вывод, что все люди в той или иной степени вступают во взаимоотношения. Э.Берн такие взаимоотношения назвал “игры, в которые играют люди”. Под самим понятием игра понимается - модель реальности, взаимодействие с которой дает возможность сознательно и подсознательно усваивать законы жизни, опробовать варианты взаимоотношений с действительностью, реализовать потенциальные способности и силы, выработать стратегию жизненного поведения. 

      Исследователь утверждает, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт.

      Подобный  феномен можно наблюдать и  у взрослых людей в условиях сенсорной  депривации. Замечено, что социальная и сенсорная депривации столь  же пагубно влияют на людей, приговоренных  к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.

      Можно предположить, что существует биологическая  цепочка, ведущая от эмоциональной  и сенсорной деприваций через  апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так же, как и ощущение пищевого голода.  У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не только в биологическом, а и в психологическом, и социальном плане. Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «человек с причудами в еде», «аскет», можно легко перенести из области питания в область ощущений. Переедание — это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная стимуляция.

      «Поглаживание»  — это лишь наиболее общий термин, который мы используем для обозначения  интимного физического контакта. На практике он может принимать самые  разные формы. Все эти способы  общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Поэтому по интонации и употребляемым словам можно предсказать, как человек будет, общаться с ребенком. Расширив значение этого термина, мы будем называть «поглаживанием» любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Таким образом, «поглаживание» будет у нас одной из основных единиц социального действия. Обмен «поглаживаниями» составляет трансакцию, которую в свою очередь мы определяем как единицу общения.

      Основной  принцип теории игр состоит в  следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей.  

      По  утверждению А.И. Липкова: игра - это  деятельность, которая является: 1) добровольной; игрок не обязан в ней участвовать; при несоблюдении этого условия  игра тут же теряет свою привлекательность и перестает быть удовольствием; 2) обособленной, протекающей в точных, заранее определенных пространственных и временных рамках; 3) неопределенной, не имеющей предсказуемого развития или результата; у участника игры всегда имеется определенная возможность проявить свои сообразительность и находчивость; 4) непродуктивной, не приводящей к обретению материальных благ или созданию каких-либо новых элементов; хотя элементы собственности могут переходить из рук в руки внутри группы игроков, в конце игры складывается точно такая же ситуация, какая существовала в начале;5) подчиняющейся определенным правилам или условиям, которые подменяют собой обычные законы и временно служат новым кодексом; лишь один этот кодекс имеет силу; 6) иллюзорной, когда участник игры полностью осознает, что он действует в рамках условной реальности или даже абсолютно вне рамок реальности, в отличие от повседневной жизни.

      Процесс общения между людьми мы начнем рассматривать  с их эмоциональной связи, затем  перейдем к практическому решению благополучного общения. 
Отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. 
Можно говорить о так называемом сенсорном голоде в жизни человека, а особенно в период его становления, отсутствие стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. Часто люди заводят кошек или собак от недостатка сенсорного общения с человеком.

      Замечено, что индивидуум, обреченный по разным причинам на сенсорную и социальную изоляцию впадает в апатию, что  приводит к дегенеративным изменениям, а часто и к суициду. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для человеческого организма, по сути, так же, как и ощущение пищевого голода(много общего с сенсорным, причем не только в биологическом, но в большей мере в психическом и социальном плане). Это прослеживается в  процессе нормального роста ребенка, когда он постепенно отдаляется от матери. После того как период близости с матерью завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который и будет в дальнейшем определять его судьбу. С одной стороны человек постоянно стремиться к физиологической близости того типа, которую он испытывал, будучи младенцем. Но жизнь ставит препятствие этому, и он учиться довольствоваться едва уловимыми, иногда символическими формами близости. И по причине отсутствия таковой наступает депрессия.

      Так что же такое общение, и как  достичь в этом успеха?

      Общение – это вчерашний разговор с  другом по телефону, беседа с незнакомым человеком, вечер воспоминаний с  любимым. В психологии  дано определение этому понятию:

      Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями современной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимопонимания, восприятие другого человека.

       
 
 

 

4.  Вывод 

      Как уже выяснили человек как существо животного мира обладает эмоциями, которые в его повседневности проявляются в различных формах: переживание, волнение, страх, радость, гордость. Благодаря этому качеству человек проживает более интересную и эмоционально насыщенную  жизнь. Человека без проявления эмоций можно сравнить с образом сухого дерева, безжизненного существа. Также эмоции поддерживают  человеческие взаимоотношения: переживание за близкого человека, радость и гордость за совершенный поступок.

      Из  этого всего можно сделать  вывод, что вся наша жизнь –  это совокупность различных эмоций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Труд как условие  формирования личности.

Введение

 

      Известно, что сознание - субъективное отражение  объективной действительности - является продуктом рефлекторной деятельности мозга человека. Закономерности и механизм этой деятельности, составляющие материальный субстрат сознания, сами обусловлены объективной действительностью, то есть природой и обществом, воздействие которых составляет непременные условия существования человека как организма и личности. В этом смысле нет оснований считать психические явления, феномены сознания следствием физиологических причин, так как рефлекторная, то есть отражательная, деятельность мозга в целом составляет следствие воздействия материального мира на человеческий' организм. Поэтому исследование причинной обусловленности сознания по необходимости должно захватывать сложнейшие цепи причинно-следственных зависимостей человека и его мозга от внешнего мира. По воздействие природы и общества на человека осуществляется лишь через внутреннее, путем действия внутренних закономерностей рефлекторной деятельности мозга, его системной организации. В научной литературе наиболее полно такая позиция представлена в известном труде С.Л. Рубинштейна “Бытие и сознание”, который исходил из марксистско-ленинского понимания сущности сознания. Ему принадлежат весьма глубокие идеи относительно развития материалистического детерминизма в рефлекторной теории Сеченова - Павлова и определении философского смысла Павловского принципа детерминизма.  Познание объективных законов природы открывает нам, следовательно, и те причинно-следственные связи, которые определяют развитие человека как явления природы. Эти связи, вероятно, бесконечны, так как не ограничиваются органической и неорганической материей нашей Земли, но уходят далеко в глубины Вселенной. Однако основной комплекс этих зависимостей связан, конечно, с конкретными физико-географическими характеристиками условий жизни человека и особенно с растительным и животным миром окружающей его среды. 
В этом смысле природа есть среда обитания, и такой экологический подход допустим и в отношении человека, хотя рассматриваемая в этом аспекте взаимосвязь человека и природы значительно суживается. Во всяком случае, материальную детерминацию сознания человека объяснить подобным экологическим представлением о системе “человек - природная среда обитания” невозможно. Несомненно, что А.Н. Леонтьеву и его сотрудникам удалось схватить в связях процессов усвоения - интериоризации важное звено социальной детерминации человека. Усвоение - деятельность субъекта в исторически сложившемся мире материальных и культурных ценностей, накопленных человечеством в процессе его общественного развития. Это понимание исторического развития психики человека тесно связано с более общей концепцией психического развития, согласно которой психика формируется в деятельности и в значительной степени является ее продуктом. Поэтому в данном аспекте проблемы социальной детерминации деятельность человека рассматривается как, необходимое звено в цепи каузальных связей и зависимостей индивида от общественного развития. Подход к развитию индивидуального как к усвоению общественных ценностей, норм и способов деятельности позволяет понять особую роль воспитания как ведущего (направленного) способа общественного формирования индивида. Воспитание как целенаправленное социальное воздействие на индивида и общественное формирование личности, как известно, является одним из важнейших факторов социальной детерминации индивидуального создания. В этом смысле правомерно сказать, что человек - продукт воспитания не в меньшей, а, возможно, в большей степени, чем продукт социальной среды в узком смысле слова - непосредственных условий жизни человека в ближайшем социальном окружении. Но и об этом отношении воспитания и его эффектов - воспитанности и развитости индивидуума - следует сказать, что они невозможны без возрастающего вовлечения самого индивида в процесс воспитания.  
Жизнь показывает, что не только учение должно соединяться с трудом, но и труд с учением, причем независимо от уровня профессиональной подготовки, квалификации и возраста. Такая связь - общий закон развития людей в социалистическом обществе. Благодаря накоплению жизненного опыта, то есть опыта отражения и самой практической деятельности, усвоению через язык исторически сложившихся знаний сознание становится совокупностью субъективных отношений человека к природе, обществу, людям и самому себе. Но есть более общее субъективное отношение, в известном смысле порождающее само сознание: отношение к труду, практической деятельности, по-средством которой человек не приспосабливается к окружающей среде, а подчиняет ее собственным нуждам, заставляет служить потребностям обще-ства. Эта преобразующая мощь трудового воздействия людей на природу осознается, в различных формах творческой деятельности человека, но общим для этих форм яв-ляется субъективное отношение к труду как главной ценности, образующей внутренний мир человека. С этой ценностью связано развитие личности как деятеля - производителя материальных и духовных благ для общества, для других людей, основной круг интересов, привязанностей и вкусов, реализованных идеалов и склон-ностей, то есть самых существенных мотивов поведения человека. Естественно, конец трудовой деятельности неизбежно становится финалом самой человеческой жизни, драматической развязкой в форме открытого или скрытого конфликта человека и мира.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эмоции и человеческие взаимоотношения.Труд как условие формирования личности