Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 11:28, контрольная работа
В течении многих веков, особенно в мрачный период средневековья, научное исследование эмоций было подменено церковно-религиозными учениями о «смирении души». Лишь в трудах ученых Востока можно найти интересные мысли о зависимости духовной и физической жизни, о связи эмоций с психикой. В 11 веке в книгах великого ученого Востока Абу Али ибн Сины (Авиценны) появляется описание первых экспериментов по исследованию эмоциональных состояний.
Эмоции и человеческие взаимоотношения:
стр.
1.1. Введение 3-4
1.2. Понятие «эмоции» и их формирование 5-6
1.3. Понятие «эмоциональность» 7-9
1.4. Формула эмоций 8
1.5. Человеческие взаимоотношения в форме игры 10-12
1.6. Общение 12
1.7. Вывод 13
Труд как условие формирования личности:
стр.
2.1. Введение 13-15
2.2. Труд и возраст 116-17
2.3. Трудовая деятельность 18-20
2.4. Понятие «труд» 21-22
2.5. Признаки труда 22
2.6. Труд и личность 23-25
2.7. Вывод 26
Используемая литература:
стр.
Эмоции и человеческие взаимоотношения. 27
Труд как условие формирования личности 27
Эмоциональность — свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты Э. отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Эмоциональность является одной из основных составляющих темперамента.
Эмоциональная система является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Именно эмоции придают смысл и значение человеческому существованию.
Эмоции окрашивают восприятие окружающего мира – от ликующего, светлого, радостного, яркого – к тусклому, угрюмому, серому. Они могут направлять наши мысли, детерминируя соответствующее отношение к ним или обеспечивая эмоциональное постижение истины.
Богатство эмоционального мира – великое благо для человека. Чувства и эмоции делают его жизнь полнокровной, насыщенной, интересной.
Как утверждал Г. Гегель: «Без сильных и глубоких чувств, без страсти никогда не было и не может быть совершенно ничего великого».
Уильямс Джеймс – автор одной из первых физиологических теорий эмоций – дал своей статье, опубликованной более 100 лет тому назад, весьма выразительное название: «Что такое эмоция?».
В 1964 году результаты психофизиологических экспериментов и анализ имевшихся к тому времени литературных данных привели к заключению о том, что эмоции высших животных и человека определяются какой-либо актуальной потребностью и оценкой вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе фило- и онтогенетического опыта. Эту оценку субъект производит непроизвольно и зачастую неосознанно сопоставляет информацию о средствах и времени, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, которой он располагает в данный момент. Низкая вероятность достижения цели ведет к отрицательным эмоциям (страх, тревога, гнев, горе) активно минимизируемым субъектом. Увеличение вероятности того , что потребность будет удовлетворена порождает положительные эмоции удовольствия, радости и торжества, которые субъект стремиться максимизировать, то есть усилить, продлить, повторить. Придавая решающее значение оценке вероятности удовлетворения потребности в генезе эмоций, П.В. Симонов назвал свою концепцию «потребностно-информационной теорией эмоций».
В
наиболее общей форме правило возникновения
эмоций может быть представлено в виде
следующей структурной формулы: Э=f[-П (Ин
- Ис)], где Э – эмоция, ее сила, качество
и знак; П – сила и качество актуальной
потребности в самом широком смысле слова
(для человека это не только витальные
потребности типа голода и жажды, но
в равной мере многообразные социальные
и идеальные потребности вплоть до самых
сложных и возвышенных); (Ин - Ис) – оценка
вероятности удовлетворения потребности
на основе филогенетического и ранее приобретенного
индивидуального опыта, где Ин – информация
о средствах и времени, прогностически
необходимых для удовлетворения потребности;
Ис – информация о средствах и времени,
которыми субъект располагает в данный
момент. Термин “информация” здесь употребляется
в смысле ее прагматического значения,
которое определяется изменением вероятности
достижения цели.
3. Человеческие
взаимоотношения – игры.
Человек,
вышедший благодаря труду из животного
мира и развивающийся в обществе, осуществляет
совместную деятельность с другими людьми
и общается с ними. Общественные отношения
выступают как часть личности. Из этого
можно сделать вывод, что все люди в той
или иной степени вступают во взаимоотношения.
Э.Берн такие взаимоотношения назвал “игры,
в которые играют люди”. Под самим понятием
игра понимается - модель реальности,
взаимодействие с которой дает возможность
сознательно и подсознательно усваивать
законы жизни, опробовать варианты взаимоотношений
с действительностью, реализовать потенциальные
способности и силы, выработать стратегию
жизненного поведения.
Исследователь утверждает, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт.
Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации. Замечено, что социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.
Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной деприваций через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так же, как и ощущение пищевого голода. У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не только в биологическом, а и в психологическом, и социальном плане. Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «человек с причудами в еде», «аскет», можно легко перенести из области питания в область ощущений. Переедание — это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная стимуляция.
«Поглаживание»
— это лишь наиболее общий термин,
который мы используем для обозначения
интимного физического
Основной
принцип теории игр состоит в
следующем: любое общение (по сравнению
с его отсутствием) полезно и выгодно для
людей.
По утверждению А.И. Липкова: игра - это деятельность, которая является: 1) добровольной; игрок не обязан в ней участвовать; при несоблюдении этого условия игра тут же теряет свою привлекательность и перестает быть удовольствием; 2) обособленной, протекающей в точных, заранее определенных пространственных и временных рамках; 3) неопределенной, не имеющей предсказуемого развития или результата; у участника игры всегда имеется определенная возможность проявить свои сообразительность и находчивость; 4) непродуктивной, не приводящей к обретению материальных благ или созданию каких-либо новых элементов; хотя элементы собственности могут переходить из рук в руки внутри группы игроков, в конце игры складывается точно такая же ситуация, какая существовала в начале;5) подчиняющейся определенным правилам или условиям, которые подменяют собой обычные законы и временно служат новым кодексом; лишь один этот кодекс имеет силу; 6) иллюзорной, когда участник игры полностью осознает, что он действует в рамках условной реальности или даже абсолютно вне рамок реальности, в отличие от повседневной жизни.
Процесс
общения между людьми мы начнем рассматривать
с их эмоциональной связи, затем
перейдем к практическому решению
благополучного общения.
Отсутствие эмоциональных связей может
иметь для человека фатальный исход.
Можно говорить о так называемом сенсорном
голоде в жизни человека, а особенно в
период его становления, отсутствие стимулов,
которые обеспечивают ему физический
контакт. Часто люди заводят кошек или
собак от недостатка сенсорного общения
с человеком.
Замечено, что индивидуум, обреченный по разным причинам на сенсорную и социальную изоляцию впадает в апатию, что приводит к дегенеративным изменениям, а часто и к суициду. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для человеческого организма, по сути, так же, как и ощущение пищевого голода(много общего с сенсорным, причем не только в биологическом, но в большей мере в психическом и социальном плане). Это прослеживается в процессе нормального роста ребенка, когда он постепенно отдаляется от матери. После того как период близости с матерью завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который и будет в дальнейшем определять его судьбу. С одной стороны человек постоянно стремиться к физиологической близости того типа, которую он испытывал, будучи младенцем. Но жизнь ставит препятствие этому, и он учиться довольствоваться едва уловимыми, иногда символическими формами близости. И по причине отсутствия таковой наступает депрессия.
Так что же такое общение, и как достичь в этом успеха?
Общение – это вчерашний разговор с другом по телефону, беседа с незнакомым человеком, вечер воспоминаний с любимым. В психологии дано определение этому понятию:
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями современной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимопонимания, восприятие другого человека.
4.
Вывод
Как
уже выяснили человек как существо
животного мира обладает эмоциями,
которые в его повседневности
проявляются в различных
Из
этого всего можно сделать
вывод, что вся наша жизнь –
это совокупность различных эмоций.
2. Труд как условие формирования личности.
Известно,
что сознание - субъективное отражение
объективной действительности - является
продуктом рефлекторной деятельности
мозга человека. Закономерности и механизм
этой деятельности, составляющие материальный
субстрат сознания, сами обусловлены объективной
действительностью, то есть природой и
обществом, воздействие которых составляет
непременные условия существования человека
как организма и личности. В этом смысле
нет оснований считать психические явления,
феномены сознания следствием физиологических
причин, так как рефлекторная, то есть
отражательная, деятельность мозга в целом
составляет следствие воздействия материального
мира на человеческий' организм. Поэтому
исследование причинной обусловленности
сознания по необходимости должно захватывать
сложнейшие цепи причинно-следственных
зависимостей человека и его мозга от
внешнего мира. По воздействие природы
и общества на человека осуществляется
лишь через внутреннее, путем действия
внутренних закономерностей рефлекторной
деятельности мозга, его системной организации.
В научной литературе наиболее полно такая
позиция представлена в известном труде
С.Л. Рубинштейна “Бытие и сознание”,
который исходил из марксистско-ленинского
понимания сущности сознания. Ему принадлежат
весьма глубокие идеи относительно развития
материалистического детерминизма в рефлекторной
теории Сеченова - Павлова и определении
философского смысла Павловского принципа
детерминизма. Познание объективных
законов природы открывает нам, следовательно,
и те причинно-следственные связи, которые
определяют развитие человека как явления
природы. Эти связи, вероятно, бесконечны,
так как не ограничиваются органической
и неорганической материей нашей Земли,
но уходят далеко в глубины Вселенной.
Однако основной комплекс этих зависимостей
связан, конечно, с конкретными физико-географическими
характеристиками условий жизни человека
и особенно с растительным и животным
миром окружающей его среды.
В этом смысле природа есть среда обитания,
и такой экологический подход допустим
и в отношении человека, хотя рассматриваемая
в этом аспекте взаимосвязь человека и
природы значительно суживается. Во всяком
случае, материальную детерминацию сознания
человека объяснить подобным экологическим
представлением о системе “человек - природная
среда обитания” невозможно. Несомненно,
что А.Н. Леонтьеву и его сотрудникам удалось
схватить в связях процессов усвоения
- интериоризации важное звено социальной
детерминации человека. Усвоение - деятельность
субъекта в исторически сложившемся мире
материальных и культурных ценностей,
накопленных человечеством в процессе
его общественного развития. Это понимание
исторического развития психики человека
тесно связано с более общей концепцией
психического развития, согласно которой
психика формируется в деятельности и
в значительной степени является ее продуктом.
Поэтому в данном аспекте проблемы социальной
детерминации деятельность человека рассматривается
как, необходимое звено в цепи каузальных
связей и зависимостей индивида от общественного
развития. Подход к развитию индивидуального
как к усвоению общественных ценностей,
норм и способов деятельности позволяет
понять особую роль воспитания как ведущего
(направленного) способа общественного
формирования индивида. Воспитание как
целенаправленное социальное воздействие
на индивида и общественное формирование
личности, как известно, является одним
из важнейших факторов социальной детерминации
индивидуального создания. В этом смысле
правомерно сказать, что человек - продукт
воспитания не в меньшей, а, возможно, в
большей степени, чем продукт социальной
среды в узком смысле слова - непосредственных
условий жизни человека в ближайшем социальном
окружении. Но и об этом отношении воспитания
и его эффектов - воспитанности и развитости
индивидуума - следует сказать, что они
невозможны без возрастающего вовлечения
самого индивида в процесс воспитания.
Жизнь показывает, что не только учение
должно соединяться с трудом, но и труд
с учением, причем независимо от уровня
профессиональной подготовки, квалификации
и возраста. Такая связь - общий закон развития
людей в социалистическом обществе. Благодаря
накоплению жизненного опыта, то есть
опыта отражения и самой практической
деятельности, усвоению через язык исторически
сложившихся знаний сознание становится
совокупностью субъективных отношений
человека к природе, обществу, людям и
самому себе. Но есть более общее субъективное
отношение, в известном смысле порождающее
само сознание: отношение к труду, практической
деятельности, по-средством которой человек
не приспосабливается к окружающей среде,
а подчиняет ее собственным нуждам, заставляет
служить потребностям обще-ства. Эта преобразующая
мощь трудового воздействия людей на природу
осознается, в различных формах творческой
деятельности человека, но общим для этих
форм яв-ляется субъективное отношение
к труду как главной ценности, образующей
внутренний мир человека. С этой ценностью
связано развитие личности как деятеля
- производителя материальных и духовных
благ для общества, для других людей, основной
круг интересов, привязанностей и вкусов,
реализованных идеалов и склон-ностей,
то есть самых существенных мотивов поведения
человека. Естественно, конец трудовой
деятельности неизбежно становится финалом
самой человеческой жизни, драматической
развязкой в форме открытого или скрытого
конфликта человека и мира.
Информация о работе Эмоции и человеческие взаимоотношения.Труд как условие формирования личности