Эмоции человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

Целью данной работы является постановка и рассмотрение наиболее значимых вопросов в области эмоциональной сферы психики, классификации эмоций, соотношение эмоций и чувств, рассмотрены особые эмоциональные состояния, а также приведены примеры психологической саморегуляции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...
Особенности эмоциональной сферы психики……………………..
Классификация эмоций……………………………………………...
Соотношение эмоций и чувств……………………………………...
Эмоции и мимика…………………………………………………….
Особые эмоциональные состояния…………………………………
Психологическая саморегуляция аффекта, стресса, фрустрации, страсти………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.21 Кб (Скачать)

Уровень фрустрации зависит  от силы и интенсивности воздействующего  фактора, состояние человека и сложившихся  у него форм реагирования на жизненные  трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть. По интенсивности  эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту.

Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и  поступков человека. Причины возникновения  страсти разнообразны — они могут  определяться осознанными убеждениями, могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение. В любом случае страсть связана с нашими потребностями и другими свойствами личности. Страсть, как правило, избирательна и предметна. Например, страсть к музыке, к коллекционированию, к знаниям и т.д.

Страсть захватывает все  мысли человека, в которых крутятся все обстоятельства, связанные с  предметом страсти, который представляет и обдумывает пути достижения потребности. То, что не связано с предметом  страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения. Например, некоторые  ученые, которые страстно работают над открытием, не придают значения своему внешнему виду, нередко, забывая  про сон и еду.

Наиболее важной характеристикой  страсти является ее связь с волей. Так как страсть выступает  одним из значимых побуждений к деятельности, потому как обладает большой силой. В реальности оценка значения страсти  двояка. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Например, страсть  к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, в тоже время в рамках другой социальной группы может рассматриваться как экономность, расчетливость.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ: АФФЕКТА, СТРЕССА,  ФРУСТРАЦИИ, СТРАСТИ

Неумение регулировать свои эмоциональные  состояния, справляться с аффектами  и стрессами служит препятствием для эффективной профессиональной деятельности, нарушает межличностные  отношения на работе и в семье, мешает достижению поставленных целей  и осуществлению намерений, нарушает здоровье человека.

Существуют специальные приемы, которые помогают справиться с сильной  эмоцией и не допустить ее превращения  в аффект. Для этого рекомендуется  вовремя заметить и осознать нежелательную  эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться, глубоко  и ритмично дышать, привлечь заранее  заготовленный “дежурный образ” приятного события в своей  жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны. Аффект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры межличностных  отношений.

Средством предупреждения эмоционального выгорания являются оптимизация  условий труда и психологическая  коррекция на ранних стадиях эмоциональных  нарушений.

Имеет значение, и фактор стрессового  времени. Особенно опасно длительное воздействие  стресса. Замечено, например, что за 10- 15 лет работы в экстремальных  условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременным сильный  стресс активизирует человека, как  бы “встряхивает” его.

Итак, нужно запомнить следующее:

Не следует стремиться, во что  бы то ни стало избегать стресса  и бояться его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться  жить и работать “всегда размеренно и спокойно”, тем в большей  степени вас будет разрушать  стресс. Ведь вместо того, чтобы постепенно и терпеливо накапливать опыт по самоуправлению собой в стрессе, вы будете от него “убегать”.

Можно сравнить способы эффективного управления стрессом с действиями опытного альпиниста. Если человек, охваченный страхом, повернется к снежной лавине спиной и побежит от нее, она его  настигнет и уничтожит. Необходимо встретить опасность лицом к  лицу с тем, чтобы знать, как защититься от нее.

Для того чтобы управлять своим  стрессом, необходимо использовать его  полезные функции и исключать  вредные.

При конструктивном стрессе возникает  разрядка накопившейся неудовлетворенности  людей друг другом, решается важная проблема и улучшается взаимопонимание  между людьми.

При деструктивном стрессе резко  ухудшаются отношения до полного  разрыва, проблема остается нерешенной, у людей возникают тяжелые  переживания вины и безысходности.

Наиболее успешными, как в профессии, так и в личной жизни, являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют сдерживаться, проявлять терпение, тормозить свои внутренние “взрывы”.

Люди с развитой личной психотехникой реализуют четыре основных действия:

Действие первое: они никого не обвиняют: ни себя, ни других. Они не мучаются “укорами совести” и не “сбрасывают” свою стрессовую энергию на окружающих.

Действие второе: они стремятся  овладеть собой на первой стадии развития стресса, когда еще сохранен самоконтроль и “стрессовая стихия” не захватила  полностью. Они стремятся вовремя  остановить себя.

Действие третье: они изучают  самих себя. Люди с развитой саморегуляцией хорошо знают, как начинает развиваться у них стрессовое состояние. Другими словами, они вовремя осознают изменение своего внутреннего самоощущения па первой стадии развития стресса.

Действие четвертое и самое  главное. Люди, с развитой саморегуляцией, интуитивно находят оптимальную стратегию в стрессе. Успешно овладевают стрессом те, кто понимает, что “сбрасывать” темную стрессовую энергию на других — некультурно и в определенном смысле невыгодно. Происходит потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. Они понимают также, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в своих ошибках, — неконструктивно. Действительно, что меняется от этого? Дело все равно стоит, и проблема не решается.

Чтобы снять эмоциональное напряжение, нужно:

правильно оценить значимость событий;

в случае поражения действовать  по принципу “не больно-то и хотелось”;

увеличить физическую нагрузку (многие женщины начинают стирать или  выполнять другую тяжелую домашнюю работу);

сформировать новую доминанту, т.е. отвлечься;

выговориться, выплакаться;послушать музыку;

вызвать улыбку, смех, юмор необходим  для того, чтобы воспринимать как  комическое то, что претендует на серьезность;

осуществить релаксацию

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать о важности развития эмоции в детском возрасте. Мы знаем, что эмоции входят в нашу жизнь с самого рождения. Дети чувствуют радость и нетерпение, любовь и нежность, печаль и гордость, но, в отличие от взрослых, не видят непосредственной и однозначной связи между ситуацией и эмоцией, ею порождаемой, - иными словами, они не знают, как интерпретировать собственные чувства. Самый простой пример: ребенок споткнулся и упал, ему больно. За этим ощущением могут последовать самые разные реакции: возможно, малыш испугается, рассердится, расплачется или даже улыбнется. Какая эмоция в итоге будет связана в его сознании с болью, как именно он станет выражать ее, зависит от других людей. Ребенок учиться этому. Он внимательно наблюдает за матерью, чтобы понять ее реакцию, и подражает ей. Если мать беспокоиться, он начинает плакать, если улыбается, отвечает улыбкой. Это очень важные уроки, во время которых на всю жизнь закладываются модели выбора эмоций. Ребенок «считывает» мимику, позу, жесты взрослого, определяет его реакцию по бледности или румянцу на лице, даже по изменению сердечного ритма. Так он учится понимать эмоции взрослых и выбирать собственные.  С раннего детства мы получаем от своих родителей определенный «набор» эмоций, которым бессознательно будем пользоваться в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Васильев И.А, Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980.
  2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М .: Смысл ;Per Se,2000.
  3. Ильин Е.П. Дифференциальная психология. СПб, Питер, 2001.
  4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Спб, Питер, 2001.
  5. Р.С. Немов Психология. Учебник. 2004 г.
  6. Обозов Н.Н. (1990) Психология межличностных отношений.
  7. Психология. Учебник / Под ред. В.Н.Дружинина.-2000г.
  8. Психология человека / Н.И.Пожарская – 2005г.
  9. Ю.В. Чуфаровский. Учебник для вузов - “Юридическая психология”. Москва. “Новый юрист”. 1998 год.

 


Информация о работе Эмоции человека