Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:59, реферат
Экзистенциальная психология личности (далее Э.п.л.) связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией.
Нередко в контексте экзистенциального направления рассматривается плоготерапия Франюш.
Феноменологический анализ актуального человеческого существования осуществляется представителями Э. п. л. путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества.
Это современное
направление в психологии личности
уходит корнями в экзистенциализм
как популярную философскую школу
второй половины XX в., возникшую на основе
философии жизни, феноменологии, персонализма,
идей С. Кьеркегора, Хайдеггера, Ж. П. Сартра,
А. Камю и др.
Экзистенциальная
психология личности (далее Э.п.л.) связана
с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван
Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической
психологией.
Нередко в контексте экзистенциального
направления рассматривается плоготерапия
Франюш.
Феноменологический анализ актуального
человеческого существования осуществляется
представителями Э. п. л. путем исследования
проблем жизни и смерти, свободы и выбора,
смысла существования, любви и одиночества.
Единственной реальностью, поддающейся
изучению, объявляется уникальное
человеческое переживание.
В отличие от гуманистической психологии,
где моделью саморазвития выступает самопроизвольно
разворачивающаяся самоактуализация,
в психологии экзистенциальной такой
моделью является активное, субъектное
достижение совершенства (perfection fulfillment).
В основе личностного
роста лежит взаимосвязанная
цепь жизненно важных решений, ответственных
выборов, что неизмеримо сложнее
фатальной реализации врожденного
личностного потенциала.
Как и гуманистическая психология, Э. п.
л. ориентирована на будущее, а не на прошлое.
Детерминация личностного развития выбором
определенного будущего активизирует
врожденные процессы символизации, что
способствует открытию личностью новых,
более глубоких смыслов.
В то же время выбор определенного будущего
неизбежно ведет к онтологическому
беспокойству, тревоге, что требует
от личности мужества.
Выбор безопасного статус-кво стимулирует
переживание онтологии, вины как неиспользованной
возможности.
Развиваясь, двигаясь вперед, личность
делает усилия, преодолевает трудности,
учится на собственных просчетах.
Подлинность предполагает принятие этого
болезненного положения дел и нахождение
в себе смелости через переживание чувства
собственного достоинства сохраняться
перед лицом онтологические тревоги и
выбирать будущее, уменьшающее онтологическую
вину.
Важнейшей целью
Э. п. л. является поиск путей достижения
личностной аутентичности, соответствия
ее существования подлинной
Собственно аутентичный
жизненный путь предполагает целостное
творческое самоосуществление.
Аутентичное бытие выражает особое качество
человеческого ума, называемое преднамеренностью,
благодаря которому становятся возможными
жизненно важные для личности решения.
Каждое из таких судьбоносных решений
предполагает встречу с альтернативой
между неизвестным будущим и упорядоченным,
знакомым прошлым.
Среди типов
личности, описываемых в экзистенциальной
парадигме, можно выделить индивидуалиста
и конформиста.
Индивидуалист определяет себя как
идеального человека, живущего интеллект,
жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать
происходящее и оказывать влияние на свое
социальное окружение.
Обладает тонким вкусом, чувством интимности
и любви.
Хотя индивидуалист не избавлен от онтологической
тревоги, он не позволяет ей мешать принятию
взвешенных решений.
Этот тип личности представляет собой
идеал личностного развития, полностью
удовлетворяя биологические, социальные
и собственно психологические потребности.
В отличие от индивидуалиста — конформист
мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий
прежде всего свои биол. потребности.
Это прагматик и материалист, неспособный
к символизации и отрицающий значение
воображения.
Его взаимодействие с людьми достаточно
формально, лишено интимности.
Погруженный в онтологическую тревогу,
такой человек чувствует себя бесполезным
и ненадежным.
Как результат далеко не идеального личностного
развития, конформист предрасположен
к т. н. экзистенциальной болезни, возникающей
под давлением окружающей среды.
В экзистенциальной
психологии личность рассматривается
преимущественно в пограничных
ситуациях.
Она как бы отгорожена от обыденной реальности,
находится вне контекста повседневности
внутри напряженных, драматичных жизненных
коллизий.
Бихевиоральные
теории личности — направление теории
и эксперимент, психологии, основывающееся
на схеме S-R (стимул—реакция).
Оно сформировалось в американской психологии
на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона,
Э. Л. Торндайка.
Представители этого направ¬ления — Э.
К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Скиннер,
Н. Е. Миллер, Дж. Доллард.
Подход отличается особым вниманием к
построению эксперимента, процедуры, научной
точности и контролируемости результатов.
Методическим
арсеналом Б. т. л. являются процедуры
формирования связей между воздействием
на личность и определенным поведением.
В Б. т. л. изучаются условия формирования,
закрепления, исчезновения привычек, навыков,
поведенческих образцов.
Личность приравнивается к промежуточным
переменным между стимулом и реакцией.
Не отрицая врожденных факторов, представители
бихевиоризма изучают прежде всего наблюдаемое
поведение и определяющие его факторы
среды.
Формирование личности рассматривается
как результат научения: подкрепления
одних типов поведения и угашения других.
Основные типы
научения: классическое (И. П. Павлов), оперантное
(Скиннер), угашение (И. П. Павлов), имитация
(Бандура).
Изучение оснований и движущих сил развития
личности выступает как анализ физиол.
механизмов влечений.
Различают первичные (физиологические)
и вторичные (психологические) побуждения.
Развитие
личности происходит в процессе дифференциации,
иерархизации побуждений, формирования
новых образцов поведения на основе подкрепления.
Вторичные побуждения постепенно становятся
ведущими.
Система подкреплений также усложняется:
первичные подкрепления утрачивают свою
роль.
Реакции дифференцируются, обобщаются
на основе речи, приобретают внутреннюю
организацию.
В русле бихевиорального
подхода сформировалось одноименное
психотерапевтическое направление, также
базирующееся на теории научения.
Его развивают Айзенк, Дж. Уолп, Бандура,
А. Лазарус, А. Каздин.
Эмоциональные проблемы рассматриваются
в нем как результат формирования связи
эмоции с определенным стимулом (например,
учитель вызывает у ребенка тревогу).
Признавая, что прошлые события повлияли
на возникновение проблем клиента, представители
бихевиоральной психотерапии не исследуют
корни нарушений.
Невротическое поведение, так же, как и
нормальное, рассматривается как результат
подкрепления.
В качестве причин поведенческих проблем
называют отсутствие адекватной родительской
модели, депривацию основных потребностей,
травмы, неподдерживающее окружение, отсутствие
возможности апробировать и закреплять
определенные поведенческие образцы.
Бихевиоральная
психотерапия является симптоматической
и строится как процесс угашения
нежелательного поведения, переобусловливание,
моделирование, обучение социальным навыкам,
проблемное обучение.
На принципах классического обусловливания
построены такие методы, как систематическая
десенсибилизация, аверсивная психотерапия,
техники угашения.
На оперантном обусловливании базируется
тренинг ассертивности (тренинг социальных
способностей), модификация поведения.
Моделирование в большей степени опирается
на имитацию.
Арсенал современных методов бихевиоральной
психотерапии расширяется за счет техник
когнитивного подхода.
Бихевиоральная психотерапия критикуется
представителями других направлений за
игнорирование базисных внутриличностных
конфликтов, невнимание к проблеме терапевтических
отношений, манипулятивный характер практических
методов, неличностную ориентацию.
Некоторые процедуры аверсивной терапии
вызывают сомнение по этическим соображениям.
В то же время многочисленные исследования
показывают ее практическая эффективность.