Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:08, доклад
Экстраверты от интровертов отличаются не только своими психическими свойствами, но и внешне. Активным полушарием экстраверта всегда есть правое полушарие, активным полушарием интроверта - левое полушарие. Это можно заметить по лицу и глазам. Более развитой половиной лица у экстравертов, как правило, является левая половина лица и левый глаз, у интроверта - правая половина лица и правый глаз. Когда беседуем с человеком, обычно, внимание приковывается активным глазом, то есть не столько на все лицо человека, сколько на активный глаз.
Экстравертность-интровертность
Экстраверты от
интровертов отличаются не только своими
психическими свойствами, но и внешне.
Активным полушарием экстраверта всегда
есть правое полушарие, активным полушарием
интроверта - левое полушарие. Это
можно заметить по лицу и глазам. Более
развитой половиной лица у экстравертов,
как правило, является левая половина
лица и левый глаз, у интроверта - правая
половина лица и правый глаз. Когда беседуем
с человеком, обычно, внимание приковывается
активным глазом, то есть не столько на
все лицо человека, сколько на активный
глаз.
Активная сторона
лица человека чаще всего кажется
и есть более узкой и более
длинной, активный глаз - большим и
как бы более осмысленным. Но при
диагностике типа ИМ по глазам к
ошибке особенно легко приводят глаза
шизотимов-экстравертов, потому что, когда
они смотрят на неподвижный объект, например,
на фотообъектив или собеседника, расширяют
свой пассивный статичный, то есть правый
глаз. И вообще на эти внешние различия
следует смотреть лишь как на тенденцию
- есть очень обманчивые лица.
Лица экстравертов
более подвижные, менее скованные,
по ним видно, что человек может
приказывать и требовать. У интроверта
особым спокойствием отличается лоб. Иногда
впечатление, что они за миром
следят "третьим глазом". Интересно,
что самые теплые как и самые холодные
лица у интровертов. Самые теплые у сенсорно-этических
интровертов и интуитивно-этических интровертов,
холодные у этико-сенсорного интроверта
и этико-интуитивного интроверта.
Что мы считаем
основным или одним из основных психических
качеств интроверта ? Склонность изменять
внешний мир в угоду субъекту. Склонность
заботиться о субъектах и объектах, изменяя
их взаимоотношения. В противоположность
склонности интроверта изменять субъекты
и объекты в угоду или пользу отношений
между ними. У экстраверта отношения между
людьми по отношению к самим людям - вторичное:
отношения должны быть такими, какие нужны
людям. У интроверта, наоборот, не отношения
следует приспосабливать к людям, а людей
или их поведение к отношениям: если появились
противоречия, должны меняться люди, а
не отношения.
Можно сказать,
что для экстраверта константой
во внешнем мире являются субъекты
и объекты. Для интроверта такой
константой являются отношения между
субъектами и объектами и этими
отношениями вызываемые чувства.
Человек - социальное
существо. И образован как бы из
двух частей - активного психофизического
"я" (человек это объект) и
своих отношений с людьми и
прочими объектами (человек это
его отношения). Экстравертность-интровертность
сознания одной из них придает приоритет
и она становится как бы причиной второй
части. Экстраверт приоритет придает психо-физическому
"Я" человека, интроверт - отношениям.
Экстраверт уверен, что "у качественного
объекта" всегда качественные отношения.
То есть, что отношения и чувства окружающего
мира к нему определяются ценностью личностных
свойств или активностью, и потому разными
способами эти свои качества пытается
усовершенствовать. Интроверт, наоборот,
уверен, что его личность будет оцениваться
в зависимости от отношений с окружающими
в зависимости с тем, какие чувства у окружающих
он вызывает. Интроверт в своих собственных
глазах стоит столько, сколько стоят его
отношения, поэтому всеми своими сознательными
силами и старается эти отношения улучшить,
является уступчивым, избегает ссор. Сумму
всех отношений-чувств можно назвать психологическим
полем и сказать, что интроверт, во-первых,
заботится о качестве своего психологического
поля как и о качестве психологического
поля других людей.
Для экстраверта
социально ценные отношения следствие
и признак социальной ценности, качественности
объекта. Обыкновенный ход его мыслей:
каждый субъект может улучшить свои отношения
с окружающим, вызвать к себе положительные
чувства способом самоусовершенствования.
Если субъект в обществе занимает скромное
место, значит, ему недостаточно каких-то
ценных качеств.
Для интроверта
основой материального мира являются
отношения. Качественность человека как
объекта это следствие и
В свете этих
рассуждений становится понятным, что
распространенное ныне определение, что
человек это, во-первых, его отношения,
является прогрессивным в устах
экстраверта, который при этом обязуется
не забыть, что общество это не только
люди, но и отношения. В то время, как в
устах интроверта, который так склонен
преувеличивать роль отношений и недооценивать
объекта, это определение становится опасным,
склоняет к недоучету качеств личности
человека. Отсюда ошибочная идея, что нет
незаменимых людей, что каждый человек
лишь винтик, что человека нужно менять,
как только он нарушает гармонию психологического
поля - не умеет или не хочет приспосабливаться.
Противоположный перегиб, который могут
делать и делают экстраверты - что нет
незаменимых отношений, что любые отношения,
которые не подходят личности, индивидуальности,
можно заменить. Человеку же как личности
необходима уверенность в том, что он пользуется
уважением и правом быть самим собой, уверенность
в постоянстве благожелательных отношений
с окружающей средой, постоянство в жизни.
Для экстраверта
объектом ориентации во внешнем мире
являются окружающие объекты и субъекты.
Поэтому они пользуются определенным
правом неприкосновенности. Другой объект
имеет право быть таким, каким
он хочет. Если он мне мешает, я меняю с
ним отношения, но не сам объект. Это потому,
что для экстраверта - объекты и субъекты
точка опоры сознания. Собственновольно
изменять эти объекты - это терять точку
опоры. При этом рушится мир, что грозит
развалом сознанию. Это то же самое, что
пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого
все экстраверты болезненно реагируют
на разные "перевоспитания", изменения
субъекта против его воли. Каждый экстраверт
и так уверен что все стремятся к самоусовершенствованию.
И каждый экстраверт чувствует своей обязанностью
помогать в этом добровольном самоусовершенствовании
и всем другим.
Объектом ориентации
во внешнем мире для интроверта являются
отношения и чувства других людей.
Поэтому, с одной стороны, они
очень предупредительны к ним, с
другой - уверены, что все в этой области
стремятся к той же цели и потому, сколько
это в их силах, помогают другим людям
эти отношения налаживать.
Каждый
экстраверт отличается
определенным беспокойством
чувств, определенной
активностью, чем-то,
что его гонит
действовать в ситуациях,
в которых интроверт
лишь наблюдает. Наблюдает, создавая
при этом впечатление погруженности в
самого себя. Очень важно понять, что сосредоточенность
интроверта это не погруженность в себя,
а в отношения внешнего мира. То есть -
наблюдение за отношениями между субъектами
и объектами, которых он - в противоположность
экстраверту не хочет и не может нарушить.
Если интроверт в своей
погруженности о чем-то
размышляет, то не о
проблемах своей внутренней
жизни, а о проблемах
взаимоотношений с другими
объектами и субъектами. Впечатление
"погруженности" в себя результат
того, что любое отношение к внешнему миру
человек воспринимает как свое чувство.
По всем этим
причинам, при кооперации экстраверта
с интровертом, экстраверт дуалу
дает чувство уверенности в себе как в
объекте с определенными качествами. Интроверт
своему дуалу - реальное знание того, какие
чувства к нему питают окружающие, а если
нужно, то и как эти чувства изменить.
Как мы уже говорили,
экстраверт, приспосабливаясь к реальным
субъектам, объектам и разным их проявлениям
или к тому, что в них или с ним творится,
продуцирует приемлемые этим субъектом
и объектом отношения. Тем самым экстраверт
творец новых отношений и чувств о логичном
и нелогичном , этичном и неэтичном , эстетичном
и неэстетичном , своевременном и несвоевременном
. Благодаря творчеству
интроверта появляются
отличающиеся новыми
качествами субъекты
и объекты , новые конструкции ,
новые виды эмоциональных
переживаний и внутренней
возбужденности , качественно
новые методы труда .
Творческим элементом является второй
элемент ИМ, например: у это , у
это .
Качественно
новая конструкция
появляется лишь в
голове интроверта.
Поэтому самым
передовым в смысле
новизны идей среди
известных нам советских
авиаконструкторов
был Роберто Бартин -
логико-интуитивный
интроверт (). Но быть
творцом качественно
новых социальных отношений
могут только экстраверты,
такими были все классики
марксизма. Зато творцом
нового вида государства /объект/
является интроверт,
например Томас Мор //.
Когда же нужно
что-то репродуцировать по уже имеющимся
образцам, то есть воспроизвести то,
что уже придумано или где-то
было все наоборот. Если
изобретателем качественно
нового товара является
интроверт, то организатором
его производства по
имеющемуся примеру -
только экстраверт.
Здесь проявляется первый ведущий элемент
ИМ.
Предприятие материального
производства является производителем
продукции и системой, коллективом
работающих в нем людей. Тип личности руководителя
определяет отношения к этим двум сторонам
действительности. Экстравертные типы
личности основной своей целью видят расширение
и развитие производства, увеличение выпуска
продукции. Коллектив и его интересы должны
подчиняться этой цели. Эта установка
продуктивна в условиях быстрого развития
отрасли, в поиске внутренних резервов
производства. Интровертные типы личности
основной своей целью видят усовершенствование
системы отношений как в самом коллективе,
так и между коллективом и руководящими
звеньями. При этой установке планы перевыполняются
лишь постольку, поскольку этого требую
интересы коллектива. Эта установка продуктивна
в условиях равномерной работы отрасли,
когда на первый план выходят проблемы
стабилизации коллектива, обеспечение
устойчивости положения каждого его члена.
Такая установка способствует и стабилизации
общества. Только не следует забывать
и то, что каждый тип ИМ проявляет себя
при этом по другому: мы здесь даем лишь
общую линию экстраверсии - интроверсии.
Экстраверт любит
открытую активную жизнь. Про него можно
сказать, что он, проявляя инициативу,
всегда в какой-то мере лезет на сцену.
Но лезет не столько для того,
чтобы его видели, сколько для
того, чтобы он сам мог видеть
и оценивать больше "объектов".
Он с удовольствием оценивает и выдвигает
других. Интроверт не выдвигает ни себя,
ни тем более других. Других он вообще
не замечает и не оценивает. Разве только
что по тому, как они его активизируют
своим вниманием и улучшают общий психологический
климат, не мешают. И совершенно честно
утверждает, что руководящая работа не
по нему. Но, если его выдвигают, отказаться
не может, не чувствует права. А заняв какой-то
пост, остается там на долгие годы, чувствует
себя незаменимым. Экстраверт может уйти
и сам, экстраверта можно снять за ошибки.
Интроверт в плановом хозяйстве ошибок
не делает, потому что с планом как с отношением
всегда в ладах, никогда не разминется.
Никаких отношений не нарушает, ничьих
чувств не раздражает, свою пассивность
и нерешительность всегда умеет объяснить
объективными факторами. На каждого, кто
активнее его, смотрит как на занимающегося
саморекламой. Ведь в глубине души он тоже
стремится к большей активности, но проявлять
инициативу, пока от него этого в каждом
конкретном случае не потребовали, не
может. Боится быть неуместно активным.
А называется ли это "неуместная активность"
дерзостью или глупостью, уже определяется
типом ИМ человека.
Экстраверт действует,
чтобы стать более ценным и
нужным обществу. Быть более качественным
объектом. Если можно - незаменимым. Потому
что он постоянно сомневается в хороших
чувствах людей, и ради возможности проявлять
инициативу, которая тоже не что иное,
как только способ провоцировать положительные
чувства других. Интроверт действует только
в силу необходимости, выполняя долг и
обязанности. Ради того, чтобы не перейти
кому-то дорогу, не испортить своих отношений
с людьми. И во что бы то ни стало - остаться
у всех на виду. Потому что, если он не будет
на виду, от него не будут требовать активности,
его обязанности ограничатся, он останется
не у дел. Часто говорят, что интроверт,
якобы, действует лишь ради того, чтобы
его оставили в покое. Это видимость. Не
желает он этого. И то, почему никак не
может отказаться от какого-либо руководящего
поста хотя и видит, что с работой не справляется,
есть страх, что после этого его "оставят
в покое", не будут замечать, что он останется
никому не нужным. Это и рож- дает эгоцентризм
и нездоровые монопольные тенденции во
что бы то ни стало, всеми правдами и неправдами
удержаться "у власти". Даже, если
это подтачивает здоровье. Страх стать
не замечаемым сильнее здравого смысла.
Экстраверты не любят долга и обязанностей,
любят ответственность. За все, что кругом
творится, они чувствуют ответственность,
которая их активизирует, заставляет действовать.
Принимают ответственность за работу,
людей и все что угодно. Ответственность
принимают как привилегию. А вот понятие
долга, обязанности для них ассоциируется
с насилием. Интроверты, наоборот, не любят
ответственности, любят обязанности. С
удовольствием выполняют то, что считается
их долгом и обязанностью, что позволяет
быть активным и всячески стараются уйти
от того, что называется ответственностью.
Само слово ответственность напоминает
приговор, наказание.
Ровно в такой
же мере, как интроверт избегает излишней
активности, экстраверт избегает показывать
излишние чувства, то есть свое отношение
к разным объектам и субъектам. Потому
что экстраверт боится быть нескромным
и помешать другим своими чувствами, а
интроверт - своей активностью. Это считается
плохим тоном, бестактностью.
Для психологического
комфорта экстраверту необходимо окружить
себя ориентированными на отношения
интровертами, то есть людьми, умеющими
считаться с чувствами других
людей. Интроверт же чувствует необходимость
быть окруженным экстравертами, умеющими
замечать и оценивать самих людей и их
активность.
В компании экстраверт
обращает внимание на других, старается
их расшевелить, доволен, когда это
людям нравится. Если не на кого обращать
свое внимание - скучно. Интроверт, наоборот,
привлекает внимание к себе. Если его никто
не замечает - скучно.