Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Определение индивидуальных особенностей внимания (продуктивности и устойчивости внимания).
Объект исследования: внимание человека.
Предмет исследования: продуктивность и устойчивость внимания.
Задачи исследования:
Изучить теорию внимания;
Проанализировать исследования по проблеме выявления индивидуальных особенностей внимания;
Разработать программу исследования;
Выявить индивидуальные особенности внимания (продуктивность и устойчивость внимания);

Содержание

Введение 3
1 Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость) 5
1.1 Методика определения продуктивности и устойчивости внимания. 3
1.2 Результаты проведения исследований 4
Заключение 22
Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания.doc

— 630.00 Кб (Скачать)
 
 

        

      Вывод: График находится в зоне среднепродуктивного внимания, все точки графика расположены в двух зонах, колебания внимания незначительные, внимание испытуемой довольно устойчивое. Продуктивность оценивается на 4-5 баллов, а устойчивость внимания на 8-9 баллов.

 

       Ильнара И.

Минуты Кол-во просмотренных  колец Кол-во ошибок Продуктивность  и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания
1 96 0
2 102 9
3 146 9
4 94 4
5 182 9
 
 

        

      Вывод: Показатель S =0,74 , таким образом, продуктивность внимания средняя – оценивается на 4-5 баллов. На графике видны большие колебания внимания, сам график находится в четырех разных зонах, следовательно внимание неустойчиво и оценивается 4-5 балла.

 

       Настя И.

Минуты Кол-во просмотренных  колец Кол-во ошибок Продуктивность  и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания
1 57 2
2 52 3
3 41 2
4 70 4
5 107 11
 
 

        

      Вывод: График находится в зоне низкопродуктивного внимания (2-3 балла), но все точки графика находятся в одной зоне, колебания незначительные, внимание очень устойчиво, оценивается на 10 баллов.

      Итак, вычислены показатели и построены  графики по второй подгруппе детей  и можно сделать вывод, что  у двух детей было отмечено среднепродуктивное внимание, но неустойчивое с большими колебаниями (Ильнара И., Саша Д.); у Кати Н. среднепродуктивное, но неустойчивое внимание с большими колебаниями; и у одного ребенка (Настя И.) внимание хоть и непродуктивное, но хорошо устойчивое.

      Педагоги  группы охарактеризовали детей так, что Ильнара И. и Саша Д. довольно неплохо успевают на занятиях, они могут охватить много предметов, очень любознательны, но им тяжело сосредотачиваться долгое время на одном предмете, довольно неусидчивы. Довольно плохая успеваемость на занятиях у Кати Н.. Настя Н. и Настя И. характеризуются как дети со средней успеваемостью, они любят познавать окружающий мир, без труда сосредотачиваются на предмете и легко выполняют монотонную работу, которая у других детей вызывает раздражение.

      Вывод по группе:

      Таким образом, мы видим, что действительно  существуют индивидуальные различия во внимании. При там, что все участники эксперимента примерно одного возраста? Состояние здоровья хорошее, условия проведения эксперимента одни и те же. Если сравнивать 2 подгруппы и построить график на подгруппу в целом путем сложения всех показателей S1, S2, S3, S4, S5 подгруппы и разделить числа на 5( по количеству участников) получим:

      1 подгруппа: 

              

              

              

              

      2 подгруппа: 

                        

           

        Таким образом, оба графика находятся в зоне среднепродуктивного внимания, но у второй подгруппы колебания внимания существеннее чем у первой , т.е в первой подгруппе внимание более устойчиво. Мы видим, что дифференциация внимания произошла, следовательно, методика была выбрана верно и соответственно возрасту. Не у всех испытуемых еще сформировано внимание для поступления в школу. Педагогу группы и родителям были даны рекомендации по развитию устойчивости и продуктивности внимания. Эти упражнения взяты из книги «Течты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений».Составители М.Н. Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева – СПб.: «Дельта», 384.

 

Упражнение 1 на развитие устойчивости внимания.

            

      На  бланке напечатаны буквы в случайном  порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает  внимательно каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова (трех-, четырех-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.

      Показатель  успешности – число найденных  правильных слов и скорость выполнения задания.

Для дальнейшей тренировки внимания приготовьте самостоятельно аналогичный стимульный материал.

      Буквы и слова между ними можно напечатать на машинке или написать от руки. Придумайте слова смешные, детям  это всегда нравится. 

Упражнение 2 на развитие устойчивости внимания.

      Для развития устойчивости внимания дайте  ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую либо букву (например, «а»).

      Фиксируйте  время и количество ошибок. Ежедневно  отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.

      Если  вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.

      Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируйте время и ошибки.

      Проводите эти развивающие упражнения в  соревновательной форме.

      Не  всегда внимание можно рассматривать  как отдельное психическое явление. Внимание связано с другими психическими процессами. Внимание «жертвуя собой» обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Поэтому вместе с развитием внимания развивается и мыслительная деятельность человека. Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, но все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания. Это объясняется тем, что одни слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью, объемом и т.д.

 

Заключение

 

      Была  проведена экспериментально-исследовательская работа по изучению внимания, индивидуальных его особенностей (устойчивость и продуктивность). Исследования индивидуальных особенностей внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешенные вопросы, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях.

     Можно сделать вывод о том, что в задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности.

     Пока  человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании.

     Действие  же еще более сосредотачивает  внимание на объеме, т.е. внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Внимание неразделимо связано с деятельностью и волей человека.

      Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

 

Список использованных источников

 
      
  1. Макланов  А.Г., Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.
  2. Немов Р.С., Психология, в 3 т., т.1, М.,1998.
  3. Немов Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  4. Общая психология под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2000.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии., М., 2001.
  8. Страхов И.В., Внимание и структура личности., Саратов, 1969.

Информация о работе Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания