Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа
Цель исследования: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи:
1. проанализировать различные подходы к пониманию и изучению памяти.
2. рассмотреть особенности развития памяти дошкольников;
3. раскрыть вопрос развития логической памяти дошкольников;
4. разработать рекомендации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения по развитию данного психического процесса у детей.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты проблемы развития памяти
Теории и концепции развития памяти…………………….....9
Основные характеристики памяти…………………………..15
Особенности развития памяти дошкольников. Непроизвольная и произвольная память…………………………………………………………23
Развитие логической памяти детей………………………..30
Обучение запоминанию в дошкольном возрасте…………. 36
Роль развития памяти в школьном обучении ……………...43
Глава II Экспериментальное исследование развития памяти детей
старшего дошкольного возраста
2.1. Ход исследования и его методы………………………….
2.2. Анализ результатов исследования……………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Библиографический список литературы …………
2. Инструкция,
предлагаемая ребенку,
3. Полученные
данные ответов детей
4. По
окончании проведения
На наш взгляд, выбранный диагностический
материал является эффективным оценочным
методом, при изучении памяти как показателя
психологической готовности к обучению
в школе детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Анализ результатов исследования
В результате
проведения исследования в экспериментальной
и контрольной группе осуществлялась
первичная диагностика по изучению
уровня развития памяти и психологической
готовности испытуемых к обучению в
школе. Затем были проведены игровые
занятия по развитию памяти в экспериментальной
группе испытуемых. После проведения
игровых занятий была проведена
повторная диагностика
Анализ
полученных данных в
Таблица
1 Результаты проведенного
теста кратковременной смысловой памяти
Высокий
До |
Средний
До |
Низкий
До |
Высокий
После |
Средний
После |
Низкий
После | |
Экспериментальная
группа |
5% |
70% |
25% |
40% |
55% |
5% |
Контрольная
группа |
10% |
80% |
10% |
10% |
85% |
5% |
До игровых занятий - средний уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 70% испытуемых, в контрольной группе у 80%. Высокий уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 5% испытуемых, в контрольной группе у 10%.
После игровых занятий
- средний уровень развития в экспериментальной
группе выявлен у 55% испытуемых, в контрольной
группе у 65%. Высокий уровень развития
в экспериментальной группе выявлен у
40%, в контрольной группе у 10%. (с контрольной
группой игровые занятия не проводились).
Рис. 1 Сравнительная диаграмма уровня развития кратковременной смысловой памяти испытуемых экспериментальной группы до и после занятий.
Рис. 2 Сравнительная
диаграмма уровня развития кратковременной
смысловой памяти испытуемых контрольной
группы до и после занятий с экспериментальной
группой.
По полученным данным можно
сделать вывод, что в
Высокий
до |
Средний
до |
Низкий
до |
Высокий
после |
Средний после | Низкий
после | |
Экспериментальная
группа |
15% |
85% |
0% |
80% |
20% |
0% |
Контрольная
группа |
10% |
90% |
0% |
25% |
75% |
0% |
Как видно из таблицы 2:
- до игровых занятий: средний уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 85% испытуемых, в контрольной группе у 90%. Высокий уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 15% испытуемых, в контрольной группе у 10%.
- после игровых занятий – средний уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 20% испытуемых, в контрольной группе у 75%. Высокий уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 80%, в контрольной группе у 25%.
По полученным данным можно сделать вывод,
что в результате проведения игровых занятий
показатель среднего уровня развития
слуховой памяти у испытуемых в экспериментальной
группе понизился на 65%, в контрольной
группе понизился на 15%, а высокий уровень
развития в экспериментальной группе
повысился на 65%, в контрольной группе
повысился на 15%.
Рис. 3 Сравнительная
диаграмма уровня развития слуховой памяти
испытуемых экспериментальной группы
до и после занятий
Рис. 4 Сравнительная
диаграмма уровня развития
Проанализировав данные сравнительных диаграмм можно проследить изменения, до и после проведенных игровых занятий, в среднем и высоком уровне развития слуховой памяти испытуемых экспериментальной и контрольной группы.
Таблица 3 Результаты проведенного теста зрительной памяти
Высокий
до |
Средний
до |
Низкий
до |
Высокий
после |
Средний
после |
Низкий
после | |
Экспериментальная
группа |
60% |
40% |
0% |
75% |
25% |
0% |
Контрольная
группа |
55% |
45% |
0% |
55% |
45% |
0% |
Как видно из таблицы: до игровых занятий - средний уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 40% испытуемых, в контрольной группе у 45%, высокий уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 60% испытуемых, в контрольной группе у 55%. После игровых занятий - средний уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 25% испытуемых, в контрольной группе у 45%. Высокий уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 75%, в контрольной группе у 55%.
По полученным данным можно сделать вывод, что в результате проведения игровых занятий показатель среднего уровня развития зрительной памяти у испытуемых в экспериментальной группе понизился на 25%, в контрольной группе остался прежним, а высокий уровень развития в экспериментальной группе повысился на 15%, в контрольной группе остался прежним.
Рис. 5 Сравнительная
диаграмма уровня развития зрительной
памяти испытуемых экспериментальной
группы до и после занятий
Рис. 6 Сравнительная
диаграмма уровня развития зрительной
памяти испытуемых контрольной группы
до и после занятий с
Проанализировав данные сравнительных диаграмм можно проследить изменения, до и после проведенных игровых занятий, в среднем и высоком уровне развития зрительной памяти испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
Таблица 4 Результат проведенного теста по методики «Запоминание 10 слов» (А.Р..Лурия)
Высокий
До |
Средний
До |
Низкий
До |
Высокий
После |
Средний
После |
Низкий
После | |
Экспериментальная
группа |
20% |
80% |
0% |
55% |
45% |
0% |
Контрольная
группа |
10% |
80% |
10% |
10% |
90% |
0% |
Как видно из таблицы 4 до игровых занятий средний уровень в экспериментальной и контрольной группах выявлен у 80% детей, высокий уровень в экспериментальной группе у 20%, а в контрольной у 10%. После проведения игровых упражнений с экспериментальной группой произошли следующие изменения: высокий уровень выявлен в экспериментальной группе у 55% детей, а в контрольной группе – у 10%, средний уровень в экспериментальной группе у 45%, в контрольной группе – 90%. По полученным данным можно сделать вывод о том, что после проведения комплекса игровых упражнений и занятий появилось больше детей имеющих высокий уровень развития.
Рис. 7 Сравнительная
диаграмма уровня развития памяти по
методике «Запомни 10 слов» (А.Р.Лурия) детей
экспериментальной группы до и после
занятий
Рис. 8 Сравнительная
диаграмма уровня развития памяти по
методике «Запомни 10 слов» (А.Р.Лурия )
детей контрольной группы до и
после занятий с
Проанализировав данные сравнительных
диаграмм можно проследить изменения,
до и после проведенных игровых занятий,
в среднем и высоком уровне при исследовании
объема и скорости слухоречевого запоминания
памяти испытуемых экспериментальной
и контрольной групп.
Данное исследование было направлено на изучение уровня развития памяти и психологической готовности к обучению в школе у испытуемых двух групп: экспериментальной и контрольной. С экспериментальной группой осуществлялось проведение комплекса игровых занятий по развитию памяти. С контрольной группой испытуемых данных игровых занятий проведено не было.
В результате проведения двух диагностик: первичной и повторной в экспериментальной и контрольной группе и, проанализировав полученные данные с помощью методов математической статистики, выявлено, что в результате использования игровых занятий по развитию памяти, уровень развития данного процесса у испытуемых экспериментальной группы выше, чем у испытуемых контрольной группы.
Соотнеся данные исследования, сделали вывод о том, что повышение уровня развития памяти испытуемых экспериментальной группы, связано с повышением уровня психологической готовности к школьному обучению.
В результате
изучения взаимосвязи двух переменных:
уровня развития памяти, а именно скорости
запоминания материала, и уровня
психологической готовности к школьному
обучению выявлено, что скорость запоминания
материала имеет связь с