Экспериментальное исследование на выявление мотивов вступления в брак у мужчин и женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.
Для достижения цели и доказательства гипотезы мы выдвинули ряд задач:
1. провести анализ литературы, посвященной проблемам семьи и брака;
2. рассмотреть мотивы вступления в брак у мужчин и женщин;
3. провести анкетирование на выявление мотивов вступления в брак у мужчин и женщин;
4. провести тестирование на уровень удовлетворенности свои браком у мужчин и женщин;
5. подтвердить или опровергнуть гипотезу;

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие представления о браке и супружеских отношениях…..5
1.1.Семья и брак как социальный институт……………………………...5
1.2.Супружеские отношения……………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………...22
Глава 2. Мотивация вступления в брак у мужчин и женщин…………………………………………………………………….23
2.1.Вступление в брак мужчин и женщин……………………..23
2.2.Мотивация вступления в брак……………………………………………..28
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..34
Глава 3. Экспериментальное исследование на выявление мотивов вступления в брак у мужчин и женщин……………………………………..…35
3.1. Основные положения исследования………………………………...35
3.2. Характеристика методик…………………………………………….35
3.3. Анализ полученных результатов……………………………………37
Выводы по 3 главе………………………………………………………...40
Заключение………………………………………………………………..41
Библиографический список………………………

Работа содержит 1 файл

мотивы вступления в браку мужчин и женщин, курсовая работа.doc

— 416.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

Глава 1. Общие представления о браке и супружеских отношениях…..5

1.1.Семья и брак  как социальный институт……………………………...5

1.2.Супружеские отношения……………………………………………..15

Выводы по 1 главе………………………………………………………...22

Глава 2. Мотивация вступления в брак у мужчин и женщин…………………………………………………………………….23

2.1.Вступление в брак мужчин и женщин……………………..23

2.2.Мотивация вступления в брак……………………………………………..28

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..34

Глава 3. Экспериментальное исследование на выявление мотивов вступления в брак у мужчин и женщин……………………………………..…35

3.1. Основные положения исследования………………………………...35

3.2. Характеристика методик…………………………………………….35

3.3. Анализ полученных результатов……………………………………37

Выводы по 3 главе………………………………………………………...40

Заключение………………………………………………………………..41

Библиографический список………………………………………………43

Приложение 1……………………………………………………………..46

Приложение 2……………………………………………………………..47

Приложение 3……………………………………………………………..48

Приложение 4……………………………………………………………..49

Приложение 5……………………………………………………………..51

 

 

 

 

 

Введение

Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак – легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей.[1]

Брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а также системы ценностей супругов. Последние играют ключевую роль в мотивации вступления в брак. А мотивы вступления в брак в значительной мере определяют успешность будущих семейных отношений.  Поэтому рассмотрение мотивов вступления в брак у мужчин и женщин является актуальным.

В психологической парадигме понимание данной проблемы нашло свое отражение в работах  таких ученых-психологов, как: Голод С. И, Андреева Т. В., Шнейдер Л. Б., Добрович А. Б., Федорова Т. А., Самоукина Н.В., Шапиро Б. Ю., Волкова А. Н., Штильбанс В. И., Гозман Л. Я., Панкова Л. П., Сысенко В. А., Абалакина М. А. и другие.

Объектом нашего исследования является брак (супружеские отношения).

Предметом – мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.

На основании теоретического анализа литературы нами была выдвинута следующая гипотеза: У мужчин и женщин, удовлетворенных своим браком, основным мотивом вступления в брак является любовь.

Цель работы: изучить мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.

Для достижения цели и доказательства гипотезы мы выдвинули ряд задач:

1.            провести анализ литературы, посвященной проблемам  семьи и брака;

2.            рассмотреть мотивы вступления в брак у мужчин и женщин;

3.            провести анкетирование на выявление мотивов вступления в брак у мужчин и женщин;

4.            провести тестирование на уровень удовлетворенности свои браком у мужчин и женщин;

5.            подтвердить или опровергнуть гипотезу;

6.            сформулировать выводы.

Основными методами исследования являются анкетирование и тестирование. Для проверки гипотезы и достижения цели, нами была использована следующая  методика: Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко.  А также  Анкета: «Мотивы вступления в брак», разработанная С. И. Голод.

Выборку для нашего исследования составили 20 мужчин и 20 женщин в возрасте 20-35 лет, состоящих в браке от 2 до 15 лет.

Структура нашей работы представляет собой три главы:  в первой главе рассматриваются понятия семьи и брака. Во второй главе – мотивы вступления в брак у мужчин и женщин. В третьей главе приведено описание экспериментального исследования.

 

Глава 1. Общие представления о браке и супружеских отношениях

1.1.           Семья и брак  как социальный институт

Что такое семья? Хотя все мы пользуемся этим термином и, несомненно, имеем четкое представление о том, что мы подразумеваем под ним, это понятие поддается определению с огромным трудом. Многие из нас представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать “изобретениями” культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь.

Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение: семья – это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку[2].

Семья-это один из наиболее древних социальных институтов. Часто её называют микрокосмосом нашего существования.  В семье человек находил и находит всё то, что ему необходимо постоянно:  внимание, эмоциональную поддержку и заботу. Именно поэтому семья является основной ячейкой общества, а значит, любые негативные тенденции в ней неизменно отражаются на жизни социума в целом. Но при этом те функции, которые возложены на семью социумом, могут реализовываться ею при условии общественной поддержки через участие различных социальных институтов. Как только общество оказывается бессильным организовывать нормальное функционирование семьи, а его действия по социальной поддержке нуждающихся семей обретают нерегулярный характер, оно само вскоре оказывается на грани распада либо в состоянии сильнейшей деградации.

Когда мы говорим о системе общественных институтов, то представляем социальное строение как комплекс взаимосвязанных функциональных сфер, в котором большие группы людей подразделены на коллективы, выполняющие важные для развития общества задачи. Своей деятельностью они постоянно культивируют (взращивают, восстанавливают, подпитывают, поддерживают, развивают) ткань общественных отношений, характер социальной организации, возможности воспроизводства.

Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:

1) в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института;

2) должны быть в наличии  операциональные средства  удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность;

3) чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;

4) для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

В каждом социальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он существует, что там достойно и недостойно, как действовать в этой конкретной системе отношений. Например, на переговорах следует вести себя чопорно, а на карнавале – раскованно. Особо важное место группы занимают в институциональной жизни. Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции. По типичному определению социологов, институт включает в себя как понятие культурных моделей (образцов), так и понятие социальной структуры. Таким образом, институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений. В этом смысле совокупность культурных моделей (свод правил, ценностей и символов) устанавливает поведение, ожидаемое от нас как от конкретного лица (например, студента), по отношению к другим лицам (преподавателю, декану, ассистенту). Этот набор культурных моделей определяет место индивида в системе отношений. В таком случае понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых мы взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).[3]

Семья и брак возникли на довольно позднем этапе разви­тия общества. Наиболее ранней формой брачно-семейных отношений был групповой брак. Формой общежития явля­лась родовая коммуна. Она состояла из мужской и женской групп и обеспечивала не только биологическое воспроиз­водство, но также  вскармливание и воспитание детей. Поми­мо мужской и женской групп в коммуне выделялась детская группа, которая была более тесно связана с женской. Про­странство психологической близости строилось следующим образом:

Мужчины            Женщины

 

                                Дети

Между детством и зрелостью лежал обряд инициации: подросток проходил испытание (душевное и физическое) и переходил в мужскую или женскую группу. Иногда моло­дому мужчине присваивалось новое имя. В той или иной форме обряд инициации сохранился по сей день. В примитивном обществе переход юношей в мужскую группу психологически был, наверное, более сложен и про­ходил болезненней, чем переход девушек в группу взрослых женщин, если учитывать структуру психологической близо­сти мужской, женской и детской групп. Это проявлялось в том, что человек всю жизнь принадлежал к коллективу, в котором он родился, к которому принадлежала его мать.

«Это отнюдь не значит, что принадлежность человека к роду определялась по матери. Человек принадлежал к данному роду вовсе не потому, что к нему принадлежала его мать, а потому что он от рождения входил в состав данного коллек­тива и ни в какой другой входить не мог». Отношения не были еще персонифицированы: существовали отношения не «личность — личность», а «группа — группа». Судьба человека была производной от динамики меж­групповых отношений. И лишь когда род перестал совпа­дать с трудовым коллективом, стало определяться родство: по отцу или по матери. Особенности определения родства были связаны с типом культуры»[4].

«Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».[5]

Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения  брачного соглашения, но не проставлена дата  окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Информация о работе Экспериментальное исследование на выявление мотивов вступления в брак у мужчин и женщин