Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 21:34, реферат
Эксперимент как метод сбора данных, т.е. специальным образом организованное исследование, и как чувственно-предметная деятельность исследователя отличаются от нормативов метода наблюдения. Наиболее существенным отличием является способ исследовательского отношения к изучаемой предметной области: в эксперименте исследователь не просто провоцирует или создает условия для наблюдения предполагаемых закономерностей, а организует специальный контроль – управляет переменными, посредством чего активно вмешивается в ход изучаемых процессов.
Введение 3
1Эксперимент - метод научного познания 3
2.Переменная и их виды 6
3.Основные этапы проведения эксперимента 13
Заключение 17
Библиографический список 19
Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».
Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) — решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т.д.
Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.
Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности. Ибо исследователь, как гласит старая поговорка, — это человек, испытывающий склочный интерес к работе коллег.
Активность экспериментатора означает, организацию (функциональный контроль) им разных уровней независимой переменной, планирование эксперимента и его проведение. Планирование и проведение (реализация) эксперимента предполагает также использование методик фиксации (наблюдения или измерения) тех показателей, которые согласно предположениям исследователя отражают происходящие в результате осуществляемых им воздействий изменения в психологической реальности. Такие показатели рассматриваются как выборочные значения зависимой переменной. Методические усилия исследователя по выделению НП и измерению психологических показателей как результатов ее воздействия – ЗП – являются необходимыми компонентами экспериментирования. Методики выступают при этом средствами операционализации переменных. При обосновании того, что внутренняя валидность эксперимента была недостаточной, остается возможность утверждать, что обнаружена иная, чем представленная в экспериментальной гипотезе, зависимость между переменными. В учебно-методической литературе по введению в экспериментальный метод обычно подчеркивается, что проверка каузальных гипотез – это прерогатива экспериментальных исследований. Как минимум две темы в таких пособиях являются обязательными, хотя реально авторы уделяют им неодинаковое внимание: проблема понимания причинности в психологических теориях и гипотезах и проблема конкурирующих гипотез. Установление направленности связи между переменными третья из тем при обсуждении специфики психологической причинности.
Исследовательская
деятельность экспериментатора включает
чувственное наблюдение за показателями
переменных, в которых описывается
изучаемая причинно-следственная закономерность,
и организацию экспериментальных воздействий
посредством управления условиями, выступающими
в качестве НП. Однако решение вопросов
о том, что наблюдать или измерять и какие
формы контроля экспериментальных воздействий
организовывать, определяется системой
научных гипотез как регуляторов направленности
практической деятельности исследователя.
Поэтому нельзя разорвать единую цепочку
умозаключений: психологические гипотезы
– методические условия выделения переменных
– планирование – проведение эксперимента
– выводы об экспериментальной гипотезе.
Библиографический
список
1. Анастази
А. Психологическое
2. Вудвортс
Р. Экспериментальная
3. Готтсданкер
Р. Основы психологического
5. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. – М.: МГУ, 1997
6. Корнилова Т. В. Экспериментальный метод в психологии (программа курса) // Вопр. психологии. – 1998 – № 5.
7. Методы исследования в психологии: Квазиэксперимент / Под ред. Т. В. Корниловой. – М.: Форум-Инфра-М, 1998
8. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч. 1 / Под ред. М. Б. Михалевской, Т. В. Корниловой. – М.: Изд-во МГУ, 1985
10. Стивенс
С. Экспериментальная психология. – M.:
Изд-во иностр. лит-ры, 1960