Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:40, контрольная работа
Экономическая психология – молодое, но быстроразвивающееся направление психологической науки. Это новое научное направление призвано интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании экономического поведения субъекта, хозяйственной жизни общества, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психологический портрет предпринимателя………………………..….4
2. Влияние денег на формирование личности……………..…………….….7
3. Экономическая психология управления…………………………….…..12
Список литературы…………………………………………………….…..….15
План
Введение…………………………………………………………
1. Психологический портрет предпринимателя………………………..….4
2. Влияние денег на формирование личности……………..…………….….7
3. Экономическая психология управления…………………………….…..12
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Экономическая
психология – молодое, но быстроразвивающееся
направление психологической
Экономическая
психология возникла в результате осознания
того факта, что понимание поведения человека
в сфере экономических отношений и выработка
успешной экономической политики невозможны
без понимания психологических особенностей
субъекта этих отношений. Появление новой
отрасли знаний на стыке экономической
теории и психологии было обусловлено
объективными требованиями решения практических
задач в финансово-экономической области
и маркетинге: психологии восприятия денег,
психологии инвестиционного и сберегающего
поведения, психологических аспектов
экономической политики, психологии рекламы
и потребительского поведения и др.
1. Психологический портрет предпринимателя
Исследователи отмечают, что «феномен предпринимательства может считаться недостаточно изученным» даже в зарубежной литературе, несмотря на то, что интерес к его изучению не затихает по сей день. Нет четкого определения понятия предприниматель и чаще всего удовлетворяются констатацией самого факта его существования, споры в основном ведутся относительно отличительных и социально значимых черт предпринимателя.
Некоторые авторы указывают на подобное отсутствие четкого определения данного термина, трактовки его содержания и в отечественной литературе, либо указывают на нечеткость его определения, позволяющее отождествлять предпринимателя с менеджером, бизнесменом и др.
Другие исследователи считают важным заметить, что предпринимательство - явление, развивающееся и в нем также происходит разделение труда и образование соответствующих специфических «групп предпринимательства», которые «столь не схожи между собой, что вскоре им станет тесно в рамках одного объясняющего понятия, а значит, понадобятся более тонкие аналитические инструменты».
Роль
предпринимателя в мире в историческом
аспекте, несомненно, изменяется, равно
как меняется и представление
о нем, и содержании данного понятия.
В том числе в каждой стране
оно может иметь свое наполнение,
отражающее специфику социокультурных
особенностей развития данного общества.
Если даже «любая экономическая проблема,
являясь в сущности универсальной,
может иметь собственный
Составление социального
Характерные
черты предпринимателя можно
представить через определенную
экономическую модель, которая выражает
основные самые типичные закономерности
и тенденции
Экономическое
поведение предпринимателя
·
энергичностью и
· компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность в полной мере реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;
·
умением подбирать себе «команду»
и руководить ею, направлять и организовывать
эффективную работу своих коллег,
давать им возможность обеспечить своим
трудом собственную независимость;
предприниматель подчиняет
·
умением рисковать; самостоятельно
принимая решение, предприниматель
материально отвечает за их последствия;
во всех своих достижениях он обязан
только себе самому; взлеты и падения
в предпринимательской
· стремлением к лидерству и конкуренции; предприниматель способен повести людей за собой во имя дела и успеха; для достижения результата он готов к полному изнеможению в работе;
· направленности и инновации; предприниматель - новатор, который для достижения коммерческого успеха при минимальных затратах всегда ориентируется на внедрение новинок техники и технологии организации и регламентации труда.
Именно
типичные характеристики предпринимателя,
как социального слоя в современном
обществе, составляют один из важнейших
компонентов предметной области
экономической социологии. Если свести
воедино все эти
1)
владение или распоряжение
2) предприимчивость;
3) инициативность;
4) ответственность;
5) способность и готовность к риску;
6) нацеленность на инновацию;
7) предпринимательский дух;
8) свобода предпринимательства;
9)
неудержимое стремление к
Ряд
авторов склонен рассматривать
предпринимательскую
2. Влияние денег на формирование личности
Общая
психология изучает человека самого
по себе или во взаимодействии с
другими людьми. Однако в реальной
жизни человек находится еще
по крайней мере в двух сферах - духовной
и вещной. Он взаимодействует с
объектным миром вещей, воспринимаемым
во всей совокупности своих особенностей
и в сознании людей. Как пишет
О. Дейнека, в нем отражается вложенный
труд, цена и стоимость, субъективная
полезность, функциональность, духовность,
символизм. Наличие разных вещей
у различных людей
Дети иногда с 4-6 лет понимают назначение денег, знают, что, имея их, можно купить что-либо, могущее изменить их роль среди сверстников. Причем понимают и те, для которых важно и в детстве, и потом "иметь", и те, для кого важно "быть". Этапы формирования отношения к деньгам были определены при изучении экономической социализации Б. Стаси (см. табл. 2.1).
Таблица 4.2 Этапы формирования отношения к деньгам
Возраст (лет) | Представления и понятия |
4-6 | Элементарные понятия о деньгах и покупках |
6-8 | Развитие понятий о денежной системе и осознание взаимосвязей между деньгами и работой |
8-9 | Понимание ценности денег, понятие богатства и бедности |
10-12 | Более дифференцированное экономическое понимание, умение строить экономические отношения |
12-15 | Приближение к знаниям взрослых о функциях денег |
Представления о деньгах у детей разных стран формируются согласно степени их вовлечения во взрослую жизнь. Так, гонконгские и африканские малыши раньше усваивают понятие выгоды, поскольку раньше вовлекаются в бизнес. Причем во взрослой жизни этот опыт реализуется в зависимости от "размаха" бизнеса, от уровня экономики и от склонности самих детей. Некоторые могут превратиться в крупных дельцов, другие останутся лишь мелкими торговцами.
В работе И. и Е. Ньюсан исследовались отношения детей разных социальных групп к деньгам. Дети из рабочих семей получают вдвое больше карманных денег, чем их сверстники из среднего класса, но зато активнее тратят, связывая с ними получение удовольствия (52 % их расходуют деньги в течение недели). Дети из среднего класса чаще копят деньги впрок (даже в банке) или на конкретные вещи. По исследованиям А. Фенэм и П. Томас, родители из среднего класса дают детям фиксированную сумму денег на карманные расходы, начиная это делать с более раннего возраста, чем в рабочих семьях. Через траты денег детьми усваивается традиционная модель поведения класса. Однако другие ученые утверждают, что на понимание мира денег больше, чем родители, влияет среда - школа, сверстники, учителя.
Автор
обзора западных исследований экономических
представлений детей Е. В. Щедрина
предлагает родителям ряд рекомендаций,
согласно которым рационально давать
возможность самим детям
В
любой группе отношения людей
складываются согласно их положению, собственности,
личному вкладу в существование
группы. Отношения детей определяются
их личной собственностью. Появление
новой вещи изменяет положение владельца
и положение детей в группе.
Отечественные исследования проходили
в русле этих изысканий. Удалось
выяснить, что старшеклассники более
сознательно относятся к
По модифицированной методике Р. Кеттелла выяснилось, что дети с высокой самооценкой придают меньше значения факторам престижа, деньгам, а с низкой - прячутся за деньги, стремятся с их помощью укрепить свое положение хотя бы в собственных глазах. Социальная смелость проявляется в большей склонности к риску, высокий самоконтроль выражается в более сильном финансовом самоконтроле. Тревожность находит отражение и в беспокойстве по поводу трат, экономии и большом фантазировании на тему денег. Эти результаты получены при тестировании школьников, еще не включенных во все стадии воспроизводства. Вступая лишь в отдельные экономические связи, они демонстрируют преобладание личностных детерминант в денежном поведении. Аналогичное явление наблюдается в группах взрослых людей. Правда, взрослые находятся в более тесных экономических зависимостях, на их поведении сказываются прежние стереотипы, возрастные особенности, они более заинтересованы в сохранении неизменного положения, стараются объединиться в более или менее равные по статусу слои.