Экономическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:40, контрольная работа

Описание работы

Экономическая психология – молодое, но быстроразвивающееся направление психологической науки. Это новое научное направление призвано интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании экономического поведения субъекта, хозяйственной жизни общества, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психологический портрет предпринимателя………………………..….4
2. Влияние денег на формирование личности……………..…………….….7
3. Экономическая психология управления…………………………….…..12
Список литературы…………………………………………………….…..….15

Работа содержит 1 файл

Контрольная_Таня.docx

— 37.55 Кб (Скачать)

План

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Психологический портрет предпринимателя………………………..….4

2. Влияние денег на формирование личности……………..…………….….7

3. Экономическая психология управления…………………………….…..12

Список  литературы…………………………………………………….…..….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

    Экономическая психология – молодое, но быстроразвивающееся  направление психологической науки. Это новое научное направление  призвано интегрировать подходы  психологической и экономической  наук в исследовании экономического поведения субъекта, хозяйственной  жизни общества, взаимодействия и  отношений хозяйствующих субъектов. И экономика, и психология исследуют  поведение субъектов. Сочетание  экономического и психологического подходов позволяет более полно  изучить поведение человека.

    Экономическая психология возникла в результате осознания того факта, что понимание поведения человека в сфере экономических отношений и выработка успешной экономической политики невозможны без понимания психологических особенностей субъекта этих отношений. Появление новой отрасли знаний на стыке экономической теории и психологии было обусловлено объективными требованиями решения практических задач в финансово-экономической области и маркетинге: психологии восприятия денег, психологии инвестиционного и сберегающего поведения, психологических аспектов экономической политики, психологии рекламы и потребительского поведения и др. 
 
 
 
 
 
 

1. Психологический портрет предпринимателя

    Исследователи отмечают, что «феномен предпринимательства может считаться недостаточно изученным» даже в зарубежной литературе, несмотря на то, что интерес к его изучению не затихает по сей день. Нет четкого определения понятия предприниматель и чаще всего удовлетворяются констатацией самого факта его существования, споры в основном ведутся относительно отличительных и социально значимых черт предпринимателя.

    Некоторые авторы указывают на подобное отсутствие четкого определения данного  термина, трактовки его содержания и в отечественной литературе, либо указывают на нечеткость его  определения, позволяющее отождествлять  предпринимателя с менеджером, бизнесменом  и др.

    Другие  исследователи считают важным заметить, что предпринимательство - явление, развивающееся и в нем также  происходит разделение труда и образование  соответствующих специфических  «групп предпринимательства», которые  «столь не схожи между собой, что  вскоре им станет тесно в рамках одного объясняющего понятия, а значит, понадобятся более тонкие аналитические  инструменты».

    Роль  предпринимателя в мире в историческом аспекте, несомненно, изменяется, равно  как меняется и представление  о нем, и содержании данного понятия. В том числе в каждой стране оно может иметь свое наполнение, отражающее специфику социокультурных  особенностей развития данного общества. Если даже «любая экономическая проблема, являясь в сущности универсальной, может иметь собственный социальный аспект, обусловленный особенностями  страны», то это в полной мере может  быть отнесено и к явлению предпринимательства, которое носит не только социально-экономический  характер, но и психологический и исторический.

      Составление социального портрета  современного российского предпринимателя,  представляется возможным осуществить  с помощью анализа многочисленных  публикаций, посвященных этой теме  и материалов социологического исследования. Необходимо указать, что практически любая литература по предпринимательству обращает внимание на некоторый особый «дух предпринимательства», который в наибольшей степени связан с их выраженной склонностью к лидерству.

    Характерные черты предпринимателя можно  представить через определенную экономическую модель, которая выражает основные самые типичные закономерности и тенденции предпринимательского поведения.

    Экономическое поведение предпринимателя характеризуется:

    · энергичностью и инициативностью, которые опираются на правовые гарантии экономической свободы, свободный  выбор вида, форм и сферы хозяйственной  активности, методов ее осуществления;

    · компетентностью и умом; предпринимательская  деятельность дает возможность в  полной мере реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при  значительном отсутствии информации;

    · умением подбирать себе «команду»  и руководить ею, направлять и организовывать эффективную работу своих коллег, давать им возможность обеспечить своим  трудом собственную независимость; предприниматель подчиняет своих  товарищей высокой деловитостью и динамизмом;

    · умением рисковать; самостоятельно принимая решение, предприниматель  материально отвечает за их последствия; во всех своих достижениях он обязан только себе самому; взлеты и падения  в предпринимательской деятельности неминуемы;

    · стремлением к лидерству и  конкуренции; предприниматель способен повести людей за собой во имя  дела и успеха; для достижения результата он готов к полному изнеможению  в работе;

    · направленности и инновации; предприниматель - новатор, который для достижения коммерческого успеха при минимальных  затратах всегда ориентируется на внедрение  новинок техники и технологии организации и регламентации  труда.

    Именно  типичные характеристики предпринимателя, как социального слоя в современном  обществе, составляют один из важнейших  компонентов предметной области  экономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда мы получим более или  менее адекватный реальности социальный портрет предпринимателя. В таком  портрете должны найти воплощения, следующие типичные черты социального  портрета предпринимателя:

    1) владение или распоряжение капиталом;

    2) предприимчивость;

    3) инициативность;

    4) ответственность;

    5) способность и готовность к  риску;

    6) нацеленность на инновацию;

    7) предпринимательский дух;

    8) свобода предпринимательства;

    9) неудержимое стремление к прибыли.

    Ряд авторов склонен рассматривать  предпринимательскую деятельность как некоторый род занятий, а  другие - как поведенческую характеристику. Думается, однако, что определение  ее более широко: предпринимательство - это форма жизни, которая в  принципе присуща любому человеческому  существу, стремление к которой в  той или иной мере свойственно  всем людям, требуется лишь усердие  и упорство в достижении цели. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Влияние денег на формирование личности

    Общая психология изучает человека самого по себе или во взаимодействии с  другими людьми. Однако в реальной жизни человек находится еще  по крайней мере в двух сферах - духовной и вещной. Он взаимодействует с  объектным миром вещей, воспринимаемым во всей совокупности своих особенностей и в сознании людей. Как пишет  О. Дейнека, в нем отражается вложенный  труд, цена и стоимость, субъективная полезность, функциональность, духовность, символизм. Наличие разных вещей  у различных людей устанавливает  между ними определенную иерархию, которую они воспринимают естественно, и либо ей не противятся, либо стараются  занять в ней более высокие  ступени. Деньги являются обобщенной формализованной  стороной вещного мира.

    Дети  иногда с 4-6 лет понимают назначение денег, знают, что, имея их, можно купить что-либо, могущее изменить их роль среди сверстников. Причем понимают и те, для которых важно и  в детстве, и потом "иметь", и  те, для кого важно "быть". Этапы  формирования отношения к деньгам  были определены при изучении экономической  социализации Б. Стаси (см. табл. 2.1).

    Таблица 4.2   Этапы формирования отношения к деньгам 

Возраст (лет) Представления и понятия
4-6 Элементарные  понятия о деньгах и покупках
6-8 Развитие понятий  о денежной системе и осознание  взаимосвязей между деньгами и работой
8-9 Понимание ценности денег, понятие богатства и бедности
10-12 Более дифференцированное экономическое понимание, умение строить  экономические отношения
12-15 Приближение к  знаниям взрослых о функциях денег

    Представления о деньгах у детей разных стран  формируются согласно степени их вовлечения во взрослую жизнь. Так, гонконгские  и африканские малыши раньше усваивают  понятие выгоды, поскольку раньше вовлекаются в бизнес. Причем во взрослой жизни этот опыт реализуется  в зависимости от "размаха" бизнеса, от уровня экономики и от склонности самих детей. Некоторые могут превратиться в крупных дельцов, другие останутся лишь мелкими торговцами.

    В работе И. и Е. Ньюсан исследовались  отношения детей разных социальных групп к деньгам. Дети из рабочих  семей получают вдвое больше карманных  денег, чем их сверстники из среднего класса, но зато активнее тратят, связывая с ними получение удовольствия (52 % их расходуют деньги в течение  недели). Дети из среднего класса чаще копят деньги впрок (даже в банке) или на конкретные вещи. По исследованиям  А. Фенэм и П. Томас, родители из среднего класса дают детям фиксированную  сумму денег на карманные расходы, начиная это делать с более  раннего возраста, чем в рабочих  семьях. Через траты денег детьми усваивается традиционная модель поведения  класса. Однако другие ученые утверждают, что на понимание мира денег больше, чем родители, влияет среда - школа, сверстники, учителя.

    Автор обзора западных исследований экономических  представлений детей Е. В. Щедрина  предлагает родителям ряд рекомендаций, согласно которым рационально давать возможность самим детям расходовать  выданные суммы, планировать расходы, копить и зарабатывать деньги. С  этой точкой зрения соглашаются многие отечественные исследователи, полагая, что наличная сумма позволит ребенку  гармонизировать влияние родителей, сверстников, школы. Правда, экономическая  социализация, полученная в семье, оказывает  сильное влияние на экономическое  поведение детей. Они нередко  тратят деньги по той же модели, что  и родители (покупают много дешевых  вещей или копят на дорогие  и пр.).

    В любой группе отношения людей  складываются согласно их положению, собственности, личному вкладу в существование  группы. Отношения детей определяются их личной собственностью. Появление  новой вещи изменяет положение владельца  и положение детей в группе. Отечественные исследования проходили  в русле этих изысканий. Удалось  выяснить, что старшеклассники более  сознательно относятся к деньгам, чем младшие школьники (что естественно при нашей поздней экономической социализации). Юноши аккуратнее контролируют свой бюджет, чем девушки. Новым в экономическом поведении молодежи является повышение роли денежной мотивации. Деньги стали значимым фактором при сравнении людей, появилась фрустрация при деформации семейных финансовых отношений (например, когда работает одна мать, а отец безработный).

    По  модифицированной методике Р. Кеттелла выяснилось, что дети с высокой  самооценкой придают меньше значения факторам престижа, деньгам, а с низкой - прячутся за деньги, стремятся с  их помощью укрепить свое положение  хотя бы в собственных глазах. Социальная смелость проявляется в большей  склонности к риску, высокий самоконтроль выражается в более сильном финансовом самоконтроле. Тревожность находит  отражение и в беспокойстве по поводу трат, экономии и большом  фантазировании на тему денег. Эти результаты получены при тестировании школьников, еще не включенных во все стадии воспроизводства. Вступая лишь в  отдельные экономические связи, они демонстрируют преобладание личностных детерминант в денежном поведении. Аналогичное явление  наблюдается в группах взрослых людей. Правда, взрослые находятся в  более тесных экономических зависимостях, на их поведении сказываются прежние  стереотипы, возрастные особенности, они  более заинтересованы в сохранении неизменного положения, стараются  объединиться в более или менее  равные по статусу слои.

Информация о работе Экономическая психология