Эгоизм
Эгоизм - этот
термин может иметь два не вполне
совпадающие значения:
1) эгоизм
в смысле теоретическом - точка
зрения, признающая реальность сознания
других людей, помимо сознания познающего
субъекта, или несуществующей, или научно
недоказуемой. Есть догматический и критический
солипсизм. Начало догматическому солипсизму
положил Декарт("Princ. phil.", I, 4; "Medit.",
I). Такие же мысли встречаются у Мальбранша
и Фенелона. Последний говорит: "Не только
все эти тела, которые, как мне кажется,
я воспринимаю, но сверх того и все духи,
которые, как мне кажется, находятся в
общении со мною... могут вовсе не быть
реальными, быть чистейшею иллюзией, которая
всецело совершается лишь во мне; быть
может, я единственное существо в мире
("De l'exist. deDieu", стр. 119). Термин "эгоист",
в смысле теоретического солипсиста, впервые,
употреблен Вольфом. В философии XIX в. термин"
эгоизм" в смысле теоретическом заменяется
словом "солипсизм", слову же "эгоист"
придается исключительно моральное значение.
Начало критическому солипсизму положено
Кантом. В его "Метафизике" есть следующее
замечательное место: "Тот, кто утверждает,
что нет никакого существа, кроме него,
есть метафизический эгоист, эгоиста такого
рода нельзя опровергнуть доказательством
на том основании, что он не позволяет
заключать от действия к причине. Феномены
могут даже иметь в основании и многие
другие причины, которые производят подобные
действия. Возможность двух причин, вызывающих
то же действие, препятствует доказать
метафизическим эгоистам, чтобы что-нибудь
существовало, кроме них. Кант хочет этим
сказать, что проявления чужой одушевленности
могут без логического противоречия быть
истолковываемы эгоистом как закономерный
результат движений, выполняемых мертвым
автоматом природы. К теоретическому солипсизму
в ХIХ в. близко подходят Фихте и Шопенгауэр
,хотя последний и замечает что эта точка
зрения принимается всерьез"только
в сумасшедшем доме". В новейшее время
критический солипсизм признается неопровержимым,
с научной точки зрения, многими (Вундт,
Фолькельт, Кяуфман и др.); его прямыми
сторонниками являются Шуберт Зольдерн
и Александр Введенский ("О пределах
и признаках одушевления",1892).
2) Эгоизм
моральный или практический есть
такой взгляд на человеческое поведение,
по которому единственным мотивом человеческих
действий является удовлетворение личных
потребностей, т. е. стремление к личному
благополучию. Однако, такое широкое определение
морального эгоизма, охватывающее учения
софистов, циников, киренаиков, эпикурейцев,
Гобсса, Спинозы, Гольбаха, Гельвеция,
Руссо, М. Штирнера, Бентама, ДжонаСт. Милля,
Мейнонга и Шуберта-Зольдерна, не исключает
глубоких различий в развитии этого общего
положения. Поэтому моральный эгоизм может
или провозглашать основной пружиной
поведения удовлетворение грубых личных
чувственных потребностей (Ла-Меттри),
или удовлетворение тонких личных потребностей,
в состав которых может входить и удовлетворение
потребностей других, вследствие совпадения
личных выгод с общественными(Бентам),
или в силу желания избежать неприятности,
причиняемой видом чужого страдания (Гельвеций),
или в силу удовольствия, получаемого
из сознания превосходства над страждущим,
которому сочувствуешь и помогаешь(Руссо),
или в силу того, что, живя от рождения
в общественной среде, мы привыкаем поступаться
собственными интересами ради чужих, и
последние образуют с первыми такую неразрывную
ассоциацию что входят в мотивацию наших
поступков (Джон Милль), или в силу того,
что эта привычка фиксировались в нас
путем эволюции и стала унаследованным
предрасположением (Спенсер) и т. д. Поэтому
сторонник эгоистической мотивации человеческих
действий; может вовсе не быть защитником
узкоэгоистической морали; достаточно
вспомнить Гюйо и Фейербаха.Теоретический
Э. не связан необходимо с моральным в
узком смысле слова. Примером этого может
служить Шуберт-Зольдерн. Шуберт-Зольдерн
считает чужие состояния сознания данными
мне лишь в качестве моих; с другой стороны,
он говорит: "я не знаю никакого другого
конечного мотива, как удовольствие".
"В корне ошибочно говорить: мне доставляет
удовольствие чужое удовольствие, ибо
это чужое удовольствие, поскольку оно
вообще может иметь значение, есть мое
удовольствие, и это положение следовало
бы выразить так: мне доставляет удовольствие
мое собственное удовольствие что было
бы или плеоназмом, или абсурдом. Совершенно
ошибочно также, когда социальный Э. рассматривает
чужое удовольствие, как нечто такое, что
возбуждает во мне удовольствие, и через
это впервые получает для меня ценность,
ибо чужое удовольствие есть непосредственномое
удовольствие и имеет непосредственную
ценность, а не впервые вкачестве возбудителя
удовольствия. Поэтому альтруизм по своей
ценностине зависит от Э., но совершенно
однороден с ним и координирован: они обазамкнуты
в общем единстве сознания, во всеохватывающем
"я". Вся разницаздесь лишь в наличности
промежуточных звуков и движений. Без
"ты" небыло бы и эмпирического "я",
без твоих страданий не было бы и моих.Нравствен
тот., кто понял что чужие радости - его
радости, чужиестрадания - его страдания;
безнравствен - кто недостаточно познал
чужиечувства и признал их своими".
Зиммель, в своей критике книгиШуберта-Зольдерна
"Grundlagen einer Ethik", указывает в вышеприведенномрассуждении
2 quaternio terminorum: I) А) всякое чувство благополучия,какое
только во мне имеется, по своей природе
равнозначно всякомудругому, какое я испытываю.
В) Счастье других существует лишь во мне,ибо
оно может иметь ко мне отношение лишь
как мое представление. С)Следовательно,
счастье другого непосредственно есть
также мое счастье имежду ними нет никакой
противоположности природы и ценности.
Здесь вменьшей посылке "я" понимается
в смысле сверхиндивидуальном. II) А)Всякое
чувство удовольствия, какое я представляю,
действует, мотивируямое поведение. В)
Твое удовольствие, представляемое мною,
существуетлишь как мое представление.
С) Твое удовольствие есть мотив моегоповедения.
Здесь в большой посылке разумеется настоящее
удовольствие, ав меньшей - не непременно
таковое, но и холодная мысль. Наконец,
поШуберту-Зольдерну выходит, что чем
лучше знаешь, тем больше способенлюбить
человека, что крайне сомнительно. Альтруизм
- понятиепротивоположное эгоизму; Ог.
Конт характеризует им бескорыстныепобуждения
человека, влекущие за собой поступки
на пользу других людей.Понятие альтруизма
охватывает чувства сострадания, сорадования
идеятельной любви. До Конта альтруизм
называли чувством симпатии(Кэмберленд,
Шэфтсбюри, Гутчесон, А. Смит, Руссо). Конт
не выводитальтруизм из полового чувства,
как Руссо, Фейербах, Литтре и Гюйо, носчитает
его первичным инстинктом, рядом с Э. См.
Иодль "История этики";Eislerе Worterbuch
der philosophischen Begriffe" (ст. Egoismus, 1899);Гюйо,
"Мораль Эпикура" и "Современная
английская мораль"; Simmel,"Einleitung in
die Moralwissenschaflen" (1896); Schubert-Soldern,"Grundlagen
einer Ethik" (1887); Sidgwick, "Methods of Ethics". И.Лапшин.
Энциклопедия
Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон.
1890—1907.