Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:11, контрольная работа
На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек. Так, наглядным примером этому может служить русские народные сказки, в одной из которых волею судеб в младенческом возрасте поменялись семьи у представителей разных социальных слоев.
1. Введение
2. Социальное изобретение – отцовство
3. Виды преемственности культуры между поколениями
4. Этническая индивидуальность
5. Заключение
Черты, которые являются специфическими особенностями характера того или иного народа, — это продукт определенных исторических условий и культурных влияний. Культура всегда имеет «ценностную валентность и конкретный исторический облик». Приобщение к ней осуществляется через посредника — медиатора (Л.С.Выготский), к которому можно причислить знак, слово, символ, миф, жест, движение, ритуал и др., а также этнокультурные признаки, которые воплощают в себе значение (А.Н.Леонтьев) как обобщенное отражение действительности, зафиксированное в сознании в форме знаний о способах организации и развитии жизнедеятельности народа. Только посредством их происходит преобразование натуральных (реальных) психических форм в идеальные (культурные) человеческие способности. В результате индивид обретает свою культуру — культуру поведения (потребности, аффекты, общение, действия), духовную культуру (культуру мысли, культуру слова) (В.А.Шкуратов), его реальная (натуральная) форма психического становится идеальной, культурной.
Специфические черты этнического характера удмуртов можно объяснить через особенности исторического развития (этногенеза) финно-угорских народов Поволжья. Общинные формы землепользования, сложная система семейно-родовых и аграрных культов в прошлом оказали большое влияние на систему социальной организации, семейного и общественного быта и все другие формы жизнедеятельности народа, что непосредственно отражалось на его психологии. Общинная (коллективная) жизнедеятельность способствовала возникновению зависимости человека от группы, где трудолюбие, конформность, скромность являлись теми качествами, которые обеспечивали оптимальность коллективного существования в больших общинах.
Кроме того, в каждой культуре implicite существует модель совершенного человека. Она создает своеобразный идеал, вобравший в себя все необходимые и лучшие качества, которыми стремится обладать культурное общество; идеал, заключающий в себе цель, задачи воспитания и самовоспитания. Он строг, компактен, понятен и ребенку, и взрослому. Стержнем характера совершенного человека в удмуртской культуре являются трудолюбие, миролюбие, ум, доброта, глубокая любовь к малой родине, уважение старших, кротость, тихость, скромность. Культура, как отмечала М.Мид, фактически создает тип личности с необходимыми для оптимального функционирования этноса ее чертами.
Если сопоставить результаты исследования этнического характера удмуртского народа с данными исследования особенностей проявления их психодинамических свойств, то не представляет труда найти их прямое согласование. Эмоционально-динамические паттерны этнотипичного стиля коммуникативной активности удмуртов, условно названного «сензитивным — низкодинамичным», вернее всего будут соотноситься с характерологическими чертами с преобладанием конформных тенденций и конъюнктивных проявлений, составляющими «типовые программы» культуры удмуртского народа. Стало быть, выдвинутая гипотеза подтверждается.
Очевидно, что этническая культура, содержащая в себе защитные механизмы, выполняет сохранную функцию по отношению к этнической группе в плане создания и преобразования как окружающей действительности, так и самих индивидов с целью успешной их адаптации к условиям жизнедеятельности с учетом их природных особенностей. Она обеспечивает своих представителей теми качествами-ценностями, которые согласуются с их природой.
На основе проведённых исследований можно говорить о том, что модель эмпирических исследований этнической индивидуальности человека и/или группы людей, связанных этнокультурной принадлежностью, строится на основе следующих теоретико-методологических положений.
1. В качестве основополагающего методологического подхода к изучению этнической индивидуальности человека рассматривается полисистемный подход, включающий в себя принцип системной организации индивидуальности человека и принцип двойственности качественной определенности человека и его жизненного мира, в русле развития теории интегрального исследования индивидуальности (В.С.Мерлин). Полисистемный подход к интерактивному взаимодействию индивидуальности с этнокультурным миром способствует преодолению противопоставления и разрыва между природой человека и окружающей действительностью, процессами индивидуализации и социализации (этнизации), изучению человека со стороны его как индивидуально-своеобразного в совокупности своих сущностных сил, так и этнотипического, аккумулирующего в себе родовой психокультурный потенциал человеческой общности, исследованию психологических механизмов как преобразования и превращения этнокультурного мира в мир индивидуальности, так и воплощения индивидуальности в этнокультурный мир, порождения ею разнообразных паттернов человеческой культуры.
Этническая индивидуальность как полисистемное образование имеет этнокультурную (этнотипическую) и этноин-дивидуальную формы, объектный и субъектный способ существования. С одной стороны, приобщаясь и идентифицируясь с этническим миром, индивидуальность приобретает этническое содержание, наполняется этничностью, становясь ЭТНО-индивидуальностью. В функциональном плане ЭТНО-индивидуальность отражает усвоение индивидуальностью этнических значений мира посредством внешних источников детерминации, обретая объектный способ существования в этническом мире. В структурном плане ЭТНО-индивидуаль-ность есть единство этнотипических свойств, внешне детерминированной активности (этнотипических поведения и деятельности) и субъективируемых ею этнических значений. Этнические значения мира есть объектный способ существо вания ЭТНО-индивидуальности. С другой, она привносит в этнический мир свое имманентное качество, своеобразное и особенное, неповторимое индивидуальное, выступая в качестве этно-ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. В функциональном плане этно-ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ отражает трансляцию индивидуальностью этнических смыслов объектам мира посредством внутренних источников детерминации, обретая субъектный способ существования в этническом мире. В структурном плане этно-ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ есть единство этноиндивидуальных свойств, внутренне детерминированной активности (этноиндивидуальных поведения и деятельности) и объективируемых ею этнических смыслов. Этнические смыслы мира есть субъектный способ существования этно-ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
В
отечественной и западной науке
имеются различные классификации факторов
социализации. Наиболее логичная и продуктивная
та, которую предложил А. В. Мудрик. Он выделил
основные факторы социализации, объединив
их в три группы:
макрофакторы (космос, планета, мир, страна,
общество, государство), которые влияют
на социализацию всех жителей планеты
или очень больших групп людей, живущих
в определенных странах;
мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.
Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт).
Исследования показывают, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.
В
последние годы все большее значение
ученые придают макрофакторам
Отдавая должное роли социализирующего воздействия макрофакторов, больших и малых групп, необходимо учитывать, что наибольшее влияние на личность оказывает другая личность, являющаяся для нас референтной и авторитетной.
В то же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что "душа - есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится (tabula rasa). Французский философ К. А. Гельвеций учил, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития и различия в психических особенностях объясняются исключительно различным влиянием среды и различными воспитательными воздействиями. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.
Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеций, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя.
Литература:
1. Брошей Ю.В. Очерки
теории этноса. М.: Наука, 1983.
2. Владыкин В.Е.,
Христолюбива Л. С. Этнография удмуртов.
Ижевск: Удмуртия, 1991.
3. Вяткин Б.А. Основные
итоги и направления дальнейшего развития
учения об интегральной индивидуальности
человека// Тезисы докладов расширенной
научной конференции «VIII Мерлинскис чтения»
кафедры психологии ПГПИ. Пермь: Изд-во
ПГПИ, 1993.
4. Мид М. Культура
и мир детства. Избранные произведения.
Пер с англ. и коммент. Ю.А.Асеева. Сост.
и послесловие И.С.Кона. Москва: Главная
редакция восточной литературы издательства
«Наука», 1988.
5. Полисистемное
исследование индивидуальности человека
/ Под ред. Б.А. Вяткина. Москва: ПЕР СЭ, 2005
6. Интернет-портал
Белорусская цифровая библиотека. Сластенин
В. А. Факторы социализации и формирования
личности. http://library.by/portalus/
Информация о работе Эффекты социальных влияний на процессы формирования индивидуальности