Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:19, доклад
Запоминание человеком информации на длительный срок, играющей для него важную роль, принято называть долговременной памятью. Информация в долговременной памяти организована по принципу ассоциаций.
Извлечение материала и умозаключение. Ошибки памяти.
Запоминание человеком информации на длительный срок, играющей для него важную роль, принято называть долговременной памятью. Информация в долговременной памяти организована по принципу ассоциаций.
Ассоциации (с др.греч. –«соединение», «Связь») – это связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти. Без этих связей, или ассоциаций, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.
Часто, когда человек не
может вспомнить отдельный
Пример из жизни Моцарта: даже если испытуемые не могли вспомнить, что Моцарт предпринял длинное путешествие из Мюнхена в Париж, они могли вывести этот факт мишень, если вспоминали два других факта. Есть убедительные доказательства того, что люди делают выводы во время вспоминания и даже не знают об этом, полагая, что они вспоминают фактически заученный материал.
Часто, запоминаемая человеком информация, подвергается искажению. Причиной этого является умозаключение.
Умозаключение – общезначимая словесная форма, благодаря которой выделены и обозначены предметы и их отношения. Это одна из логических форм мышления. Умозаключение характеризуется выводом на основе правил логики заключения.
Исследование Сулина и Дулинга являются иллюстрацией того, как умозаключение может искажать запоминание испытуемыми текста. Они просили испытуемых прочесть следующий отрывок.
Кэрол Харрис с рождения была проблемным ребенком. Она была своенравной, упрямой и вспыльчивой. К восьми годам Кэрол все еще была неуправляема. Родители беспокоились по поводу ее психического здоровья.
Испытуемые второй группы читали тот же самый отрывок за исключением того, что имя Кэрол Харис было заменено на Элен Келлер( она была известна испытуемым тем, что в детстве преодолела глухоту и слепоту.) Через неделю после чтения отрывка испытуемым давали текст на узнавание, в котором им предъявлялось предложение и их просили оценить, присутствовало ли оно в отрывке. Одним из критических предложений было «Она была глухой, немой и слепой». Лишь 5% испытуемых, читавших отрывок про Кэллор Харис, приняли это предложение, но 50 % испытуемых, читавших отрывок про Элен Келлер, полагали, что они читали это предложение. Именно этого мы и ожидали. Испытуемые второй группы дополняли рассказ фактами, которые они знали о Элен Келлер. Таким образом, при тестировании им казалось разумным, что это предложение присутствовало в изучаемом материале, но в этом случае их умозаключение было неправильным.
Способность на основе умозаключения усложнять наши воспоминания при заучивании и тестировании необходима для успешного использования памяти в повседневной жизни. Умозаключения при заучивании позволяют нам перейти оттого, что мы фактически слышали и видели, к тому что мы полагаем истинным. Если испытуемый понял, что героиня рассказа была больна, разумно сделать вывод, что доктор сказал ей об этом. Такие выводы обычно ведут к более последовательному и точному пониманию мира. Но существуют обстоятельства, при которых мы должны отделить то, что мы фактически видели и слышали, от наших умозаключений. Неспособность сделать это может привести к чреватым последствиям, ложным воспоминаниям.
Одной из ситуаций, в которых важно отделить умозаключение от фактического опыта, является дача свидетельских показаний. Доказано, что свидетели часто весьма неточны в своих показаниях, даже если их показания кажутся присяжным убедительными. Одна из причин их неточности состоит в том, что они слышат из других источников. Доказано, что последующая информация может изменять память испытуемых о событии, свидетелями которого они были.
Другой вариант ошибки памяти, который в последнее время привлекает к себе много внимания, - синдром ложного воспоминания. Это касается воспоминаний о насилии в детстве, которые «восстановлены» различными методами психотерапии. Но имеются доказательства того, что некоторые из этих восстановленных в памяти событий никогда не приходили и были придуманы под влиянием внушения со стороны психотерапевтов. Рядом исследований было показано, что такими методами можно создать ложные воспоминания.
Таким образом, серьезные ошибки памяти могут происходить потому, что люди не в состоянии отделить то, что они фактически пережили, оттого, что вывели путем умозаключений или вообразили.
Информация о работе Извлечение материала и умозаключение. Ошибки памяти