Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:35, автореферат
Цель: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать влияние изучения хакасского нагрудного украшения «пого» на развитие творческих способностей младших школьников.
Объект: развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема.
Предмет: изучение «пого» как средства развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в 4 классе.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»
Колледж педагогического образования, информатики и права
Специальность 050709.52 – Преподавание в начальных классах
Чебочакова Александра Яковлевна
Изучение пого как средства развития творческих способностей
младших школьников
Автореферат дипломной работы
Научный руководитель:
Лобанова Людмила Алексеевна
Предварительная защита состоялась
«___»____________________2012г
на заседании ПЦК___________________
протокол №____
Председатель ПЦК________________
Абакан 2012
Актуальность. Современное общество особенно остро ощущает потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях.
Цель: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать влияние изучения хакасского нагрудного украшения «пого» на развитие творческих способностей младших школьников.
Объект: развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема.
Предмет: изучение «пого» как средства развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в 4 классе.
Гипотеза исследования: изучение «пого» на уроках изобразительного искусства будет являться средством развития творческих способностей учащихся 4 класса, если учитель будет:
1) организовывать поисковую деятельность детей;
2) предлагать задания на развитие гибкости, оригинальности мышления.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать проблему развития творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии.
2. Охарактеризовать условия, средства и особенности развития творческих способностей младших школьников.
3. Рассмотреть предназначение национального украшения «пого», историю его развития, символику и цвет.
4. Проанализировать программу по изобразительному искусству в 4 классе на наличие уроков ознакомления с народным костюмом.
5. Составить серию уроков изобразительного искусства по ознакомлению с хакасским женским украшением «пого» и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность на практике в 4 классе.
6. Оформить альбом женского нагрудного украшения «пого» Таштыпского района на основе поисковой деятельности учащихся.
Методологическая основа исследования: теоретические положения Выготского Л.С. о закономерностях развития творческого мышления младших школьников, теоретические положения Теплова Б.М. о способностях и одаренности.
Методическая основа: теоретические положения Тиниковой Ю.К. об особенности семантики традиционного хакасского костюма.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы.
2. Эмпирические: тест «Незаконченный рисунок» (Коломенский Я.Л.,
Панько Е.А.); тест «Закорючка» (Торренс Э.); тест «Нарисуй картинку»
(Торренс П.); педагогический эксперимент.
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость: структурирован материал по проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения народного костюма.
Практическая значимость: планы уроков, альбом нагрудного украшения «пого» могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами педагогических специальностей при организации работы по развитию творческих способностей младших школьников и ознакомлению с культурой родного края.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Таштыпская общеобразовательная школа-интернат №1», 4Б класс в количестве 21 человека.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список (35 источников), приложения (сводная таблица результатов, планы уроков, альбом нагрудного украшения «пого», детские работы).
Основное содержание работы. В первой главе «Теоретические основы проблемы развития способностей» рассмотрены сущность, виды и подходы к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. «Способности – психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей». Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный учёный Б.М. Теплов. В понятии «способности», по его утверждению, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Во второй главе «Изучение пого как средства развития творческих способностей младших школьников» нами рассмотрены: женский хакасский национальный костюм, его принадлежности (украшения), орнамент, символика и цвет, описан педагогический эксперимент, проведенный на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Таштыпская общеобразовательная школа-интернат №1» в 4 классе, и проанализированы его результаты. На констатирующем этапе выявлен уровень развития творческих способностей учащихся 4 класса на основе теста «Незаконченный рисунок» (Коломенский Я.Л., Панько Е.А.); теста «Закорючка» (Торренс Э.); теста «Нарисуй картинку» (Торренс П.).
Анализ результатов показал, что у 73% учащихся низкий уровень развития творческих способностей, у 27% учащихся обнаружен средний уровень развития, показатели высокого уровня развития отсутствуют.
Таким образом, у учащихся 4 класса преобладает низкий уровень развития творческих способностей, поэтому необходима работа по его повышению. Формирующий этап представлен 10 уроками изобразительного искусства на основе изучения хакасского национального женского костюма, особенностью которых являлась организация поисковой деятельности учащихся и предложение заданий, направленных на развитие гибкости и оригинальности мышления.
План формирующего этапа
Таблица
№ урока | Тема | Поисковая деятельность учащихся | Задания на развитие гибкости, оригинальности мышления |
1, 2 | Знакомство с национальным узором | Найти информацию о видах хакасского узора, его символике, цветовом решении | Скопировать узор и добавить свои элементы к предыдущему Нарисовать свой узор |
3,4 | Образ человека и его характер (женский образ) | Сбор информации о национальном женском костюме. Найти в народных сказках описание костюма героя. Расспросить мам, бабушек о национальном платье семьи, рассказать о нем | Зарисовка национального женского костюма, его оформление |
5,6 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор. Аппликация украшения пого | Сбор информации о назначении пого | Вырезание элементов узора. Выполнение аппликации пого |
7,8 | Выражение характера человека через украшение. Украшение и фантазия | Сбор информации о нагрудном украшении, о его возникновении. Узнать имеется ли в семье данное украшение, и записать его историю. Найти сказки, в которых говорится о нагрудном украшении | Зарисовка украшения и его оформление узором. |
9 | Лепка из теста фигурок (образ хакасской женщины) | Лепка фигурок и их оформление. | |
10 | Обобщение темы четверти | Представление женского семейного украшения | Защита своей творческой работы |
На контрольном этапе исследования были повторно проведены те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе. Сравнительные показатели результатов представлены на рисунке 2.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов позволяет сделать вывод о положительной динамике в уровне развития творческих способностей учащихся 4 класса. Показатель низкого уровня уменьшился на 12 %, показатель среднего уровня увеличился на 2% и появился показатель высокого уровня, который составил на 10%.
На основании результатов педагогического эксперимента можно сделать вывод о положительном влиянии изучения пого на уроках изобразительного искусства на развитие творческих способностей учащихся 4 класса. Следовательно, цель достигнута, положения гипотезы нашли свое подтверждение.
Информация о работе Изучение пого как средства развития творческих способностей младших школьников