Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:09, контрольная работа
В различных видах труда человек сталкивается с необходимостью быстро перестраивать свою деятельность, меняя ее направление, или часто переходить к новому виду деятельности. Успешность такой перестройки во многом зависит от способности специалиста переключать свое внимание с одной работы на другую, с одного объекта работы на другой.
3 Изучение переключаемости внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева)
Цель исследования: Экспериментальное исследование переключаемости внимания.
Вводные замечания
В различных видах труда человек сталкивается с необходимостью быстро перестраивать свою деятельность, меняя ее направление, или часто переходить к новому виду деятельности. Успешность такой перестройки во многом зависит от способности специалиста переключать свое внимание с одной работы на другую, с одного объекта работы на другой. Установлено, например, что на учебном поршневом самолете от взлета до посадки в течение лишь четырех минут курсант должен переключать внимание около трехсот раз; у диспетчеров аэропортов число переключений составляет в среднем 1500 за 8 часов работы; у железнодорожных диспетчеров, работающих за пультами управления, – 1377 за 12 часов работы, а у работающих без пультов управления, – 945 переключений. Кроме профессии летчика и диспетчера, можно назвать профессии водителя автотранспорта, учителя (особенно начальных классов), продавца и многие другие профессии, успешность владения которыми в основном зависит от наличия у специалиста высокой переключаемости внимания.
Для характеристики переключения внимания человека важны не только быстрота его перехода от одной операции к другой или от одного объекта к другому, но и такие показатели, как объем работы в единицу времени в условиях переключения – производительность работы и ее точность, то есть отсутствие в ней ошибок, несмотря на частое переключение внимания.
В
переключении внимания различных людей
обнаруживаются яркие индивидуальные
различия, в силу которых не все
люди могут удовлетворить
Оснащение эксперимента. Экспериментатору и всем испытуемым надо иметь заранее составленные таблицы Шульте с изображением 24 черных чисел (от 1 до 24) и 25 красных чисел (от 1 до 25).
Ход работы. Задание выполняется в три этапа.
Инструкция испытуемому для 1-го этапа: «Найдите в таблице числа черного цвета, причем в возрастающей последовательности (от 1 до 24), и запишите в протокол их символы».
Инструкция испытуемому для 2-го этапа: «Найдите в таблице числа красного цвета в убывающей последовательности и также запишите в протокол их символы».
Инструкция испытуемому для 3-го этапа: «В таблице 24 черных – от 1 до 24 и 25 красных числа – от 25 до 1. Каждое число имеет свой буквенный символ. Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел, попеременно записывая в протоколе символы сначала черного числа, затем красного, затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом черные числа надо считать в возрастающей последовательности, в красные – в убывающей». То есть на 3-ем этапе испытуемый должен выполнять обе процедуры одновременно.
Экспериментатор фиксирует
время выполнения задания на каждом этапе
и сообщает его испытуемому.
Протокол
Испытуемый:
Сергей. Р.
Экспериментатор: Иванова Елена Время:15:30
Результаты выборов символов
Этап опыта | Программа (стимул) | Количество правильных выборов чисел (m) | Время выбора чисел (t), сек. | Скорость выбора чисел (S) | Условный показатель переключения (П) | ||||
Об-щее | Чер-ных | Крас-
ных |
Чер-ных | Крас-ных | Чер-ных | Крас-ных | |||
I | Черные числа | 23 | 154 | 6,7 | - | 3,4 | - | 0,35 | - |
II | Красные числа | 25 | 122 | - | 4,8 | - | 5,2 | - | 0,25 |
III | Черные+красные числа | 41 | 660 | 16,5 | 15,7 | 1,2 | 1,3 | - | - |
Отчёт испытуемого. Инструкцию к 1-му и 2му этапу понял сразу. Выполнение первых двух этапов трудностей не вызвало. 3-й этап показался сложным. Трудно вести счёт красных и чёрных чисел одновременно т. к. пока найдено чёрное число забывал, какое красное нужно искать. Часто сбивался, выполнение задания утомило.
Отчёт
экспериментатора. Инструкцию к первым
двум этапам исследуемый С. усвоил
сразу. На их выполнение затратил примерно
одинаково немного времени. 3-й
этап вызвал затруднения. Исследуемый
злился и проявлял признаки утомления.
На выполнение задания затратил много
времени, допустил много ошибок.
Обработка результатов.
Определение
времени (t) выполнения процедуры нахождения
черных чисел
на 1-м этапе, для этого общее время разделить
на количество найденных чисел (это время
выбора)
t = 154 : 23 = 6,7 (сек)
Определение
времени (t) выполнения процедуры нахождения
красных чисел на 2-м этапе.
Определение
времени выполнения процедур нахождения
черных и красных чисел раздельно на 3-ем
этапе задания (t); для этого общее время,
затраченное на весь этап, надо разделить
пополам. Затем один из полученных показателей
времени разделить на количество найденных
черных чисел, второй на количество найденных
красных чисел на третьем этапе;
Определение скорости выбора (S) на 1, 2 и 3 этапах; причем в последнем случае раздельно для черных и красных чисел по следующей формуле S=m/t, m – количество правильно найденных чисел.
S1 = 23 : 6,7 = 3,4
Вычисление условного показателя переключения внимания (П) по формуле раздельно для черных и красных чисел.
П= |
Sсов | < 1 |
Sбс |
П(чёрн)= | 1,2 |
3,4 |
= 0,35
П(крас)= | 1,3 |
5,2 |
=0,25
Протокол
Испытуемый:
Катя Г.
Экспериментатор: Иванова Елена Время:15:30
Результаты выборов символов
Этап опыта | Программа (стимул) | Количество правильных выборов чисел (m) | Время выбора чисел (t), сек. | Скорость выбора чисел (S) | Условный показатель переключе-ния (П) | ||||
Об-щее | Чер-ных | Крас-
ных |
Чер-ных | Крас-ных | Чер-ных | Крас-ных | |||
I | Черные числа | 24 | 85 | 3,5 | - | 6,8 | - | 0,36 | - |
II | Красные числа | 25 | 130 | - | 5,2 | - | 4,8 | - | 0,5 |
III | Черные+красные числа | 46 | 420 | 9,1 | 9,1 | 2,5 | 2,5 | - | - |
Отчёт испытуемого. Задание поняла сразу. Выполнила первые два этапа быстро и без ошибок. Третье задание вызвало некоторые затруднения и заняло больше времени, допустила несколько ошибок. Но, несмотря на это, задание показалось интересным.
Отчёт экспериментатора. Инструкцию исследуемая К. поняла сразу. Задания выполняла спокойно, без проявления эмоций. В третьем задании перепроверяла свою работу, времени на выполнение затратила больше чем в первых двух этапах. Допустила ошибки только в последнем задании. Задание считает не очень трудным и интересным.
Обработка результатов
Определение времени (t) выполнения процедуры нахождения черных чисел на 1-м этапе, для этого общее время разделить на количество найденных чисел (это время выбора)
Определение
времени (t) выполнения процедуры нахождения
красных чисел на 2-м этапе.
t = 130 : 25 = 5,2 (сек)
Определение
времени выполнения процедур нахождения
черных и красных чисел раздельно на 3-ем
этапе задания (t); для этого общее время,
затраченное на весь этап, надо разделить
пополам. Затем один из полученных показателей
времени разделить на количество найденных
черных чисел, второй на количество найденных
красных чисел на третьем этапе;
Определение скорости выбора (S) на 1, 2 и 3 этапах; причем в последнем случае раздельно для черных и красных чисел по следующей формуле S=m/t, m – количество правильно найденных чисел.