Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:25, лекция
Арт-терапевт строит свои отношения с ребенком таким образом чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающи¬ми при изотерапии, чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой работе, к процессу творения. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя.
ИЗОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ
Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании изотерапии, бесконечно. Работа с ребенком — это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Изобразительное творчество — это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств.
Арт-терапевт строит свои отношения с ребенком таким образом чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при изотерапии, чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой работе, к процессу творения. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя.
Рисование
Самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов, относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей.
Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание. На этом этапе и изотерапии дети любят, как они это называют, «пачкать», сначала используя один, затем другой материал, а потом смешивая их.
Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, вне зависимости от возраста (даже очень маленькие дети).
Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания. На этом этапе необходимо расположить работу в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Детям предлагают поместить свое художественное произведение в удобном для них месте на вертикальной поверхности (стене, окне, на стенке шкафа, двери).
Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Особенности четвертого этапа изобразительной деятельности таковы:
При необходимости задают ребенку вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто тебе ближе всех?» Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса.
На этом этапе достигаются дальнейшая концентрация внимания ребенка и обострение осознавания путем выделения и детального рассмотрения одной или нескольких частей рисунка. Ребенок побуждается к максимально углубленной работе со специфической частью картинки, особенно если у него достаточно энергии и вдохновения или если отмечается необычный недостаток их. Здесь часто помогают вопросы: «Куда она идет?»; «О чем думает этот кружок?»; «Что она собирается делать?»; «Что произойдет с этим?» и т. д. Если ребенок говорит «Я не знаю», не отступайте, перейдите к другой части картинки, задайте другой вопрос, дайте свой ответ и спросите ребенка, правильно это или нет.
7. Дети не всегда четко представляют себе свою жизнь, собственные чувства и переживания. Иногда они сдерживают себя и очень боятся выражать свои чувства. Иногда они не готовы к этому. Иногда вдруг оказывается, что они готовы излить чувства, возникшие при рисовании, хотя не переносят содержание картин на себя, норассказывают таким образом, что становится ясно, что они хотели бы сказать. Они выражают то, в чем они испытывают потребность, то, чего они хотят, но в своей собственной манере.
8. На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, «вытекающие» из рисунка. Иногда ситуация выясняется очень быстро с помощью прямого вопроса, например, «Это относится к твоей жизни?», а иногда у ребенка возникают спонтанные ассоциации, связанные с какими-либо событиями его жизни. Иногда, если ребенок внезапно замолкает или изменяется в лице, можно спросить: «Что случилось?» И ребенок начинает рассказывать о каких-либо событиях своей теперешней жизни или о своем прошлом. А иногда отвечает: «Ничего».
9. Психолог выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках и обращает особое внимание на этот факт.
Методика
работы
Предоставьте ребенку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), краски, пастель, цветные карандаши, толстые и тонкие кисти.
При работе с изобразительными материалами предлагайте детям для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.
Просите детей работать быстро. Если вы заметили какой-то стереотип, придумайте упражнения, в которых будут присутствовать действия, противоположные уже привычным.
Дети
также получают удовольствие от технических
приспособлений. Во время упражнений,
требующих соблюдения временного интервала,
можно использовать секундомеры, песочные
часы.
Тексты инструкций к упражнениям
Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д.
В
качестве тем для рисунков можно использовать
множество других вещей: фантазии, рассказы,
звуки, движения, достопримечательности.
Можно также комбинировать рисование
с сочинением литературных произведений,
стихов.
Пример из практики: «Удивительное решение»
Иногда применение изотерапии дает неожиданно быстрый положительный результат.
В семье ребенка 7 лет в течение короткого времени произошел ряд событий: развод родителей, переезд из отдельной квартиры в комнату коммуналки, раздел имущества, поступление в 1 класс школы.
Мама привела мальчика на прием с жалобами на страхи темноты, ему казалось, что по полу бегают роботы, монстры и могут его поймать. Поэтому он очень боялся ходить по полу, и маме приходилось переносить его по комнате на руках. На предложение изобразить этих роботов на бумаге мальчик с радостью согласился и нарисовал их несколько штук. На вопрос психолога о том, что дальше с ними делать, ребенок ответил, что рисунок надо положить в раковину и включить холодную воду; далее на вопрос психолога о том, когда это надо делать и кто это будет делать, ребенок ответил — «сейчас», подбежал к раковине, положил рисунок и включил холодную воду. На вопрос, сколько времени рисунок должен находиться под водой, мальчик ответил — «пока эти роботы не прилипнут к нему», добавив, что это будет недолго. Спустя несколько минут мальчик выключил кран, достал рисунок и положил его на подоконник, сказав: «Пускай рисунок полежит здесь и, когда он совсем высохнет, роботы окончательно прилипнут и к нему (самому мальчику) больше не придут, а рисунок пусть останется здесь, можно даже его потом выбросить».
На этом занятие было закончено, и психолог попросила маму прийти через некоторое время, рассказать о результатах. Через несколько дней мама сообщила, что страхи у ребенка исчезли, он теперь самостоятельно передвигается по комнате.