Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:48, реферат
Психодиагностика – (от греч. psyche — душа + diagnosis — распознавание) — психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека; служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Под психологической диагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. В компетенцию П. д. входят конструирование и апробация методик, разработка требований к ним как измерительным инструментам, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.
Содержание
Введение………………………………………………………...................
Экспериментальная и дифференциальная психология………………...
История появления основных психодиагностических методик……….
Отечественные работы в области психодиагностики………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………
Реферат по дисциплине
«Психологический практикум»
На тему
«История психодиагностики»
Содержание
Введение……………………………………………………….
Экспериментальная и дифференциальная психология………………...
История появления основных психодиагностических методик……….
Отечественные
работы в области психодиагностики…………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. В Большом психологическом словаре под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко дается следующее определение психологической диагностики.
Психодиагностика – (от греч. psyche — душа + diagnosis — распознавание) — психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека; служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Под психологической диагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. В компетенцию П. д. входят конструирование и апробация методик, разработка требований к ним как измерительным инструментам, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.
Необходимость
испытывать и оценивать индивидуально-психологические
особенности людей для решения разнообразных
практических задач была понята очень
давно, на заре истории человечества. Так,
еще в третьем тысячелетии до нашей эры
в Древнем Китае существовала система
проверки лиц, желавших занять места государственных
чиновников, а в Древнем Вавилоне оценивались
некоторые качества выпускников в школах
для подготовки писарей. Однако история
научной психодиагностики началась значительно
позже. Психологическая диагностика выделилась
из психологии и начала складываться на
рубеже XX века под воздействием требований
практики. Ее возникновение было подготовлено
несколькими направлениями в развитии
психологии.
Экспериментальная и дифференциальная психология
Началом
возникновения
Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Гальтон впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки "антропометрики" особые измерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т.п. Именно Гальтон предложил термин "тест", и с его именем по праву связывается начало уже не предыстории, а собственно истории психодиагностики. Появление первых психодиагностических опросников связано с его именем. Однако автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный метод, был Г. Эббингауз (1850-1909), изучавший законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). Он полагал, что полученные им результаты не зависели от сознания испытуемого, интроспекции (наблюдения индивида за тем, что происходит в его психике). Этим методом Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.
Американский психолог Джеймс Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения, при помощи тахистоскопа. прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени.
Дифференциальная
психология стала еще одним источником
психодиагностики. Но дифференциально-
История появления основных психодиагностических методик
История психодиагностики - это и история появления основных психодиагностических методик, и развитие подходов к их созданию на основе эволюционирования взглядов о природе и функционировании психического. Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Термин «тест» был впервые введен Ф. Гальтоном. Первым исследователем, употребившим в психологической литературе термин "интеллектуальный тест", был Дж. М. Кеттелл. Метод тестов получил широкое распространение. Новый шаг в его развитии был сделан французским врачом и психологом А. Бине (1857-1911) Первая батарея тестов (или, как она тогда называлась, шкала) Бине—Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. . В 1916 году в Стенфордском университете США вводится в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ) и введение статистической тестовой нормы. Коэффициент IQ был предложен В. Штерном. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Групповое тестирование возникло в США в период первой мировой войны в связи с необходимостью как можно быстрее отобрать и распределить полуторамиллионную армию рекрутов по различного рода службам. Так появились две формы армейских тестов - "Альфа" и "Бета" Первая предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык, вторая - для неграмотных и иностранцев.
Одновременно
возникают первые проективные методы-техники
психодиагностики личностных структур,
основанные на методическом принципе
проекции - метод свободных ассоциаций
К.Юнга и тест Г.Роршаха (1921). Понятие
проекции для обозначения подобных
методик было впервые использовано
Л. Франком в 1939 г. Их родоначальником
традиционно считается метод
словесных ассоциаций, возникший
на базе ассоцианистских теорий. Кроме
ассоцианизма теоретические истоки
проективных методов можно
Толчком
для развития тестов специальных
способностей стало мощное развитие
профессионального
Отечественные работы в области психодиагностики
Итак, во второй половине XIX века в отечественную психологию был введен
эксперимент.
Но для возникновения
Соколовым
для испытания умственной одаренности
русских школьников. Особое место
в отечественных
Заключение
Говоря
о психодиагностике как отрасли прикладной
психологии нельзя не сказать о том, что
помимо методического обеспечения она
подразумевает и умение психодиагноста
контактировать с обследуемым в различных
психодиагностических ситуациях (ситуация
клиента, экспертиза и др.); технологию
регистрации результатов обследования,
составления диагностического заключения
по результатам обследования и предоставление
клиенту обратной связи о результатах;
а также профессионально-этические стандарты
и требования к диагносту. На современном
этапе развития психодиагностики все
больше используется компьютерная психодиагностика,
то есть технические средства стимуляции,
регистрации и обработки психодиагностической
информации.
Список литературы