История возникновения психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Психодиагностика – (от греч. psyche — душа + diagnosis — распознавание) — психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека; служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Под психологической диагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. В компетенцию П. д. входят конструирование и апробация методик, разработка требований к ним как измерительным инструментам, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………...................
Экспериментальная и дифференциальная психология………………...
История появления основных психодиагностических методик……….
Отечественные работы в области психодиагностики………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 26.35 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

«Психологический  практикум»

На тему «История психодиагностики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………...................

Экспериментальная  и дифференциальная психология………………...

История появления основных психодиагностических методик……….

Отечественные работы в области психодиагностики………………….

Заключение………………………………………………………………..

Список  литературы………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. В Большом психологическом словаре под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко дается следующее определение психологической диагностики.

 Психодиагностика – (от греч. psyche — душа + diagnosis — распознавание) — психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека; служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Под психологической диагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. В компетенцию П. д. входят конструирование и апробация методик, разработка требований к ним как измерительным инструментам, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

 Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае существовала система проверки лиц, желавших занять места государственных чиновников, а в Древнем Вавилоне оценивались некоторые качества выпускников в школах для подготовки писарей. Однако история научной психодиагностики началась значительно позже. Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. 
 

Экспериментальная  и дифференциальная психология

Началом возникновения экспериментальной  психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году В. Вундт  основал в Германии первую лабораторию  экспериментальной психологии. Вильгельм  Вундт (1832-1920), намечая перспективы  построения психологии как цельной  науки. По его теории, естественнонаучные экспериментальные методы можно  было применять только к элементарному, низшему уровню психики. По его теории естественнонаучные экспериментальные  методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).

 Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Гальтон впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки "антропометрики" особые измерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т.п. Именно Гальтон предложил термин "тест", и с его именем по праву связывается начало уже не предыстории, а собственно истории психодиагностики. Появление первых психодиагностических опросников связано с его именем. Однако автором, создавшим первый собственно психологический  экспериментальный метод, был Г.  Эббингауз (1850-1909), изучавший законы  памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных  сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). Он полагал, что  полученные им результаты не зависели от сознания испытуемого, интроспекции  (наблюдения индивида за тем, что происходит в его психике). Этим методом Эббингауз  открыл путь экспериментальному изучению навыков.

 Американский психолог Джеймс Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания  и навыки чтения, при помощи тахистоскопа.  прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени.

Дифференциальная  психология стала еще одним источником психодиагностики. Но дифференциально-психологическое  изучение человека не было простым  логическим развитием экспериментально-психологического. Оно складывалось под  воздействием запросов практики, сначала медицинской  и педагогической. Одной из основных причин, обусловивших зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной  практикой потребность в диагностике  и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей. Одна из ранних публикаций, посвященных вопросам умственной отсталости, принадлежит французскому врачу Ж.Е.Д. Эскиролю, стремившемуся дифференцировать разные степени умственной отсталости. Другой французский врач Э. Сеген первым уделил внимание обучению умственно отсталых детей с помощью особых методик. Их работы внесли определенный вклад в разработку методов, помогавших определить умственную отсталость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История появления основных психодиагностических методик

История психодиагностики - это и история  появления основных  психодиагностических методик, и развитие подходов к их созданию на основе  эволюционирования  взглядов о природе и функционировании психического. Тестовые методы принято  связывать с бихевиоризмом. Бихевиоризм  ввел в психологию в качестве ведущей  категорию поведения, понимая его  как совокупность доступных объективному  наблюдению реакций на стимулы. В  соответствии с этими представлениями  цель диагностики сводилась  первоначально  к фиксации поведения. Термин «тест» был впервые введен Ф. Гальтоном. Первым исследователем, употребившим в психологической литературе термин "интеллектуальный тест", был Дж. М. Кеттелл. Метод тестов получил  широкое распространение. Новый  шаг в его развитии  был сделан французским врачом и психологом А. Бине (1857-1911) Первая батарея тестов (или, как она тогда называлась, шкала) Бине—Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. . В 1916 году в Стенфордском университете США вводится в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности  (IQ) и введение статистической тестовой нормы.  Коэффициент IQ был предложен В. Штерном. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Групповое тестирование возникло в США в период первой мировой войны в связи с необходимостью как можно быстрее отобрать и распределить полуторамиллионную армию рекрутов по различного рода службам. Так появились две формы армейских тестов - "Альфа" и "Бета" Первая предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык, вторая - для неграмотных и иностранцев.

Одновременно  возникают первые проективные методы-техники  психодиагностики личностных структур, основанные на методическом принципе проекции - метод свободных ассоциаций К.Юнга и тест Г.Роршаха (1921). Понятие  проекции для обозначения подобных методик было впервые использовано Л. Франком в 1939 г. Их родоначальником  традиционно считается метод  словесных ассоциаций, возникший  на базе ассоцианистских теорий. Кроме  ассоцианизма теоретические истоки проективных методов можно искать в психоанализе, ставящем во главу  угла понятие бессознательного.

Толчком для развития тестов специальных  способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора. Теоретической основой для построения комплексных батарей тестов способностей  стало применение особой техники  обработки данных об индивидуальных различиях и корреляций между  ними - факторного анализа Факторный  анализ позволял точнее определить и  классифицировать специальные способности. На основе факторных исследований создавались  многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой из способностей. Наиболее известна среди них батарея тестов общих способностей (GATB), включающая тесты способностей для конкретных профессий. Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебных  заведениях, - тесты достижений. В  Америке тесты достижений начали использоваться при отборе сотрудников  на государственную службу уже с 1872 г , а с 1883 г. их применение стало  регулярным. Одним из наиболее известных  и широко применяемых до сих пор  тестов достижений является Стэнфордский тест достижений (SAT), впервые опубликованный в 1923 г. С его помощью оценивается  уровень обученности. 
 

Отечественные работы в области психодиагностики

Итак, во второй половине XIX века в отечественную  психологию был введен

эксперимент. Но для возникновения психологической  диагностики необходимо было, кроме  того, чтобы практике потребовалось  знание об индивидуально-психологических  особенностях человека. Первые отечественные  работы по психологической диагностике  выполнялись в первые десятилетия XX столетия. Вероятно, одна из первых значительных дореволюционных отечественных  работ по психологическому тестированию, представляющая законченное самостоятельное  исследование, была выполнена Г.И. Россолимо  в 1909 г. в Московском университете. По существу, его метод, получивший широкую  известность как в России, так  и за рубежом, был одной из ранних оригинальных систем тестов для измерения  умственной одаренности. Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования  представляет "Измерительная шкала ума" А.П. Болтунова (1928), положившего в  основу своей работы шкалу Вине- Симона, переведенную и адаптированную П.П.

Соколовым для испытания умственной одаренности  русских школьников. Особое место  в отечественных тестологических  исследованиях занимают работы  М.Ю. Сыркина, специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов  одаренности и признаков социального  положения. Вместе с тем психодиагностика подвергалась критике. Отрицательное  отношение к психодиагностике усилилось  в период повсеместно развернувшейся критики педологии, с которой  у нее было много общего. Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Постановлением был наложен запрет на применение тестов в школе. По существу,  этим были прекращены все психодиагностические исследования. Понадобилось около  40 лет, чтобы это направление исследований было полностью восстановлено. 
 
 

Заключение

 Говоря о психодиагностике как отрасли прикладной психологии нельзя не сказать о том, что помимо методического обеспечения она подразумевает и умение психодиагноста контактировать с обследуемым в различных психодиагностических ситуациях (ситуация клиента, экспертиза и др.); технологию регистрации результатов обследования, составления диагностического заключения по результатам обследования и предоставление клиенту обратной связи о результатах; а также профессионально-этические стандарты и требования к диагносту. На современном этапе развития психодиагностики все больше используется компьютерная психодиагностика, то есть технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Психологическая диагностика. Учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997
  2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко
  3. http://psyarticles.ru
  4. http://psf.grsu.by/library/catalog/001/01

Информация о работе История возникновения психодиагностики