История становления специальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:59, реферат

Описание работы

В настоящее время при поступлении в школу около 28% детей имеют хронические заболевания, 45% — функциональные отклонения в физическом и нервно-психическом здоровье. Около 10% детей можно отнести к категории безнадзорных, так как в основном это дети из социально неблагополучных семей (алкоголизм, наркомания), дети из семей беженцев и временных переселенцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, это социальные сироты (при наличии родителей, лишенных родительских прав).

Содержание

Введение………………………………………………………….2
История становления специальной педагогики……………3-10
Предметные области специальной педагогики………………11
Заключение……………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 28.46 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Введение………………………………………………………….2
  2. История становления специальной педагогики……………3-10
  3. Предметные области специальной педагогики………………11
  4. Заключение……………………………………………………..12
  5. Список литературы……………………………………………13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В настоящее время при поступлении  в школу около 28% детей имеют  хронические заболевания, 45% — функциональные отклонения в физическом и нервно-психическом здоровье. Около 10% детей можно отнести к категории безнадзорных, так как в основном это дети из социально неблагополучных семей (алкоголизм, наркомания), дети из семей беженцев и временных переселенцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, это социальные сироты (при наличии родителей, лишенных родительских прав). Все эти дети, не имея отклонений в развитии, на этапе поступления в школу характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и в освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации. Это дает основание рассматривать их как группу педагогического риска.

     Поэтому на сегоднейший день так актуальна специальная педагогика, которая помогает детям, с отклонениями в развитии на своем уровне овладевать учебным материалом и многое другое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История становления специальной  педагогики 

     Педагогика, зародившись в недрах философии, прошла длительный путь развития и  превратилась к настоящему времени  в науку, накопившую большой теоретический  и эмпирический материал, что потребовало  известной дифференциации, выделения  отдельных областей педагогических знаний.

     Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род, вид). Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.[1,С 5.] В международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование». Совокупность знаний специальной педагогики формировалась и накапливалась в длительном процессе развития практики обучения и воспитания детей, имеющих различные физические или психические недостатки. Последнее десятилетие в развитии специальной педагогики проходит под знаком пересмотра титульного названия этой педагогической отрасли. На протяжении семидесяти лет в нашей стране для этого использовался термин «дефектология» в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии. Параллельно термину «дефектология» и в большей мере применительно к науке использовались также два тесно связанных между собой термина «специальная педагогика» и «специальная психология». Появление и закрепление термина «дефектология» в СССР было обусловлено определенными событиями в истории педагогики. Становление и научное оформление отечественной дефектологии пришлись на тот исторический период, когда общая педагогика переживала бурное развитие педологии. Входя в структуру педагогического знания и педагогической практики, советская дефектология не могла не оказаться под влиянием этого процесса. Сегодня заслуга педологии видится в том, что она обогатила педагогику системным видением развивающейся личности ребенка, предусматривавшим необходимость всестороннего изучения растущего человека в физиологическом, психологическом и социальном аспектах и учета этих особенностей в педагогическом процессе. Эти концептуальные основания были заложены и в основание зарождающейся научно-практической отрасли — дефектологии. Педология и дефектология были связаны не только концептуальной общностью, но и складывающейся образовательной практикой, общим к ним вниманием выдающихся ученых той поры, которые сделали значительный вклад в развитие и психологии, и педологии, и дефектологии (Л.С.Выготский). К середине ХХ в. зарубежная педагогика благополучно «переболела» педологией, от которой у нее остался системный подход к обучающемуся (психология, физиология, социокультурный контекст). В СССР, напротив, с 1936 г., после известного постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов», педология и все, связанное с ней, были уничтожены (педологическая специальность, учебники и научные работы), репрессированы выдающиеся ученые. Труды Л. С. Выготского, например, были запрещены почти на 30 лет. Дефектология была отделена от педологии, но в отличие от нее проблемное поле дефектологии осталось почти нетронутым репрессиями. На протяжении более полувека в структуре дефектологии, практически закрытой по идеологическим причинам отрасли педагогического знания, продолжали свое развитие те самостоятельные сферы психологического знания (специальная психология, психодиагностика), социальная педагогика профориентация и др., развитие которых было приостановлено в соответствующих научных отраслях.[2, С .89] Дефектология, как своеобразный зонтик, защитила и сохранила, как сопутствующие ей, эти и другие направления, начавшие развиваться в педагогике и психологии в 20—ЗО-е гг. На рубеже 80-х и 90-х гг., с изменениями в социально-политической жизни страны, сущностный смысл термина «дефектология» был утрачен. Из «науки о дефектах» дефектология превратилась по сути в самостоятельную отрасль педагогического знания, опирающегося на ряд смежных научных отраслей, и в первую очередь на медицину и специальную психологию. Отпала необходимость защиты, сохранения и развития указанных выше научных направлений в одной структуре. Возникла необходимость четкого определения места дефектологии в системе наук, а именно в структуре педагогики. Развитие контактов с мировым научным сообществом и зарубежной педагогической практикой с начала 90-х гг. со всей очевидностью показало «диагнозную» в контексте гуманистической парадигмы образования сущность термина «дефектология», абсолютную неприемлемость и негативное к нему отношение за рубежом. Поэтому переход от «дефектологии» к «педагогике» был для России закономерным явлением. «дефектология» ушла вместе с эпохой советского периода, выполнив свою функцию сохранения и развития репрессированных научных областей. Поспешный перенос в начале 90-х гг. используемого в медицине и психологии термина «коррекция» на всю сферу специальной педагогики в качестве альтернативы понятию «дефектология», появление термина «коррекционная педагогика привели к тому, что вся глубина и многообразие педагогической деятельности в сфере специального образования, ее сущностный смысл (личностное развитие, удовлетворение особых образовательных потребностей людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, их абилитация или реабилитация средствами образования, коррекция и компенсация вторичных отклонений в развитии, социокультурное адаптирование, педагогическая помощь семье и многое другое) были сведены к коррекции (исправлению). В период введения термина в широкое профессионально-терминологическое поле не был проведен необходимый анализ существующих не только за рубежом, но и в СССР наиболее употребительных, корректных, нейтральных терминов. Между тем педагогическая наука никогда не отказывалась от термина «специальная педагогика». Более того, в «Педагогике» (издание 1996 г. под ред. П И. Пидкасистого) в общепризнанном перечне педагогических наук называются специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия и т.д. Термин «коррекционная педагогика» не является общеизвестным и широко употребительным среди зарубежных специалистов. Так же как и «дефектология», термин «коррекционная педагогика» заставляет оставаться в «диагнозном» терминологическом поле, ибо объект (дефект) лишь заменили на относящееся к нему действие (коррекция). Гуманизация общественного сознания, как и современное социальное право, не позволяет сегодня считать этичной такую педагогическую терминологию, смыслом которой является исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию. Психология и медицина, кстати, предпочитают использовать в социальном контексте выражения «медицинская помощь», «психологическая помощь» в широком смысле вместо «психологическая коррекция», «медицинская коррекция». Применительно к человеку, личности в целом речь может или только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. Термин «коррекция», имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями. С начала 90-х гг. термин «коррекционная педагогика» параллельно используется общей педагогикой в целях обозначения сферы педагогической помощи обычным детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях общего назначения. для снятия синдрома Таким образом, речь идет все же о специальной педагогике с медицинским сопровождением. Но едва ли можно говорить обо всех людях с отклонениями в развитии как о больных. Так как проблемным полем педагогики является социализация растущего человека, формирующейся личности, то соответственно тот круг лиц, которому адресована специальная педагогика, должен располагать обобщенными социально-педагогическими, а не медицинскими обозначениями, отражающими возможности человека в социальном адаптировании, развитии, что достигается средствами образования. В правовом поле и в сфере социальной защиты России общепринятым является термин инвалид. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин лицо с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время становится понятным, что в педагогической и социальной сфере медицинские термины неприемлемы как диагнозные, некорректные, ущемляющие достоинство взрослых, детей и их родителей, а также как не отражающие особых потребностей этих лиц в образовании, особенностей и возможностей их социального адаптирования. Наиболее продуктивным в этом смысле представляется термин, предложенный еще в конце 70-х гг. английскими специалистами: «дети (лица) с особыми образовательными потребностями». Современная специальная педагогика исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей. Поэтому специальная педагогика пользуется такими терминами, как лица с ограниченными возможностями (жизнедеятельности); применительно к обучающимся — лица с особыми образовательными потребностями, так как ограничение возможностей участия человека с отклонениями в развитии в традиционном образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека. В современной юридической и социальной сфере за рубежом все шире используется термин лица с ограниченной трудоспособностью (вместо термина «инвалиды»). Это понятие позволяет рассматривать данную категорию лиц именно как нуждающихся в различного рода социальной помощи, юридической защите, являющихся в то же время в определенной степени трудоспособной и равноправной частью социума. Термин «инвалид» кроме медицинского диагноза (недееспособен) несет в себе негативный социальный смысл. За рубежом термин «инвалид» применяется исключительно к лицам с тяжелыми физическими нарушениями и в основном в узкопрофессиональном (медицинском) контексте. В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация. Это определение адекватно тому, которое принято и в англоязычной педагогике. В то же время в других странах (франкоязычные, испаноязычные) чаще используется термин реадаптация. Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании. В современных российских нормативно-правовых документах в области образования, например в Проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, приводятся следующие определения некоторых основных терминов, используемых в области специального образования.

     Основные  принципы специальной  педагогики как науки:

     1)Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.

     2)Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

     3)Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций.

     4)Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.

     5)Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.

     6)Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.

     Цели  и задачи специальной  педагогики

     Основная  цель специальной педагогики — выявление  и преодоление недостатков в  развитии личности ребенка, исправление  функциональных нарушений психической  деятельности, поведения, личности.

     Задачи  специальной педагогики:

     1)изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

     2)определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;

     3)определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;

     4)изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;

     5)разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;

     6)изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования;

     7)исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.

       Для достижения  вышеперечисленных  целей специальная  педагогика решает  следующий ряд  задач:

         1) изучение основных закономерностей,  потребностей и особенностей  развития личности, имеющей недостатки  развития;

         2) последующее определение коррекционных  и компенсационных способностей  каждого отдельно взятого человека  с учетом сложности нарушения;

         3) создание единой педагогической  классификации лиц с ограничениями  жизнедеятельности;

         4) анализ существующих педагогических  методологий, программ, систем, технологий  и создание новых;

         5) разработка новых коррекционных,  компенсационных и реабилитационных  программ для лиц с нарушениями  развития;

         6) разработка программ, направленных  на социальную и трудовую адаптацию  и интеграцию лиц, имеющих нарушения  развития, помощь в получении  профессиональной подготовки;

         7) исследование и реализация программ, предупреждающих появление нарушений  развития;

         8) оказание помощи родителям,  имеющим детей с нарушениями  развития, и др.

     ПРЕДМЕТНЫЕ  ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

         Исторически сложилось, что специальная  педагогика складывается из предметных  областей, интегрированных по клинико-физиологическим  и психолого-педагогическим параметрам, согласно традициям создания  образовательных учреждений для  детей, имеющих особые образовательные  потребности.

         В начале Х!Х в. в нашей  стране появились сурдопедагогика  и тифлопедагогика, в конце  Х!Х в. – олигофренопедагогика.

         В середине ХХ в. в Советском  Союзе разрабатывается научно-методическая  основа дифференцированной системы  образования, существует 8 видов  спецшкол, а именно:

         1) для слабослышащих;

         2) глухих;

         3) слабовидящих;

         4) незрячих;

         5) детей с нарушениями речи;

         6) умственно отсталых;

         7) детей с задержкой развития;

         8) детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата.

         На сегодняшний день к предметным  областям специальной педагогики  относятся сурдопедагогика (плохослышащие,  позднооглохшие, глухие), тифлопедагогика  (слабовидящие и слепые), тифлосурдопедагогика (слепо-глухие), логопедия (нарушения  речи), олигофренопедагогика (нарушения  интеллекта и образовательные  затруднения), специальная педагогика  применительно к лицам с нарушениями  опорно-двигательного аппарата и  специальная педагогика применительно  к лицам с нарушениями эмоционально-волевой  сферы.[1,С. 6-10]

     Таким образом, специальная педагогика прошла большой путь в своем развитии. 

     Заключение 

     Таким образом, специальная педагогика —  это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в  обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. Специальная  педагогика ориентирована на детей  с недостатками в развитии, она  помогает таким детям овладеть определенными  знаниями, умениями и навыками, которые  они могут освоить со своим  дефектом и помогогаетим адаптироваться в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

     
  1. Назарова  Н. М. Специальная педагогика./Под редакцией Москва  
    АСАDEMА., 2000

     2. Обучение детей с проблемами  в развитии в разных странах  мира: Хрестоматия /Сост. и науч. ред.  Л. М. Щипицина. — СП6., 1997.  
3 Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования. — Омск, 1993.

      

Информация о работе История становления специальной педагогики