Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:59, реферат
В настоящее время при поступлении в школу около 28% детей имеют хронические заболевания, 45% — функциональные отклонения в физическом и нервно-психическом здоровье. Около 10% детей можно отнести к категории безнадзорных, так как в основном это дети из социально неблагополучных семей (алкоголизм, наркомания), дети из семей беженцев и временных переселенцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, это социальные сироты (при наличии родителей, лишенных родительских прав).
Введение………………………………………………………….2
История становления специальной педагогики……………3-10
Предметные области специальной педагогики………………11
Заключение……………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………13
Содержание
Введение
В
настоящее время при
Поэтому
на сегоднейший день так актуальна специальная
педагогика, которая помогает детям, с
отклонениями в развитии на своем уровне
овладевать учебным материалом и многое
другое.
История
становления специальной
педагогики
Педагогика, зародившись в недрах философии, прошла длительный путь развития и превратилась к настоящему времени в науку, накопившую большой теоретический и эмпирический материал, что потребовало известной дифференциации, выделения отдельных областей педагогических знаний.
Специальная
педагогика (называемая в нашей стране
также дефектологией, коррекционной педагогикой)
является составной частью педагогики,
одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род,
вид). Специальная педагогика — это теория
и практика специального (особого) образования
лиц с отклонениями в физическом и психическом
развитии, для которых образование в обычных
педагогических условиях, определяемых
существующей культурой, при помощи общепедагогических
методов и средств, затруднительно или
невозможно.[1,С 5.] В международной педагогической
теории и практике общепринятыми являются
понятия «специальная педагогика» и «специальное
образование». Совокупность знаний специальной
педагогики формировалась и накапливалась
в длительном процессе развития практики
обучения и воспитания детей, имеющих
различные физические или психические
недостатки. Последнее десятилетие в развитии
специальной педагогики проходит под
знаком пересмотра титульного названия
этой педагогической отрасли. На протяжении
семидесяти лет в нашей стране для этого
использовался термин «дефектология»
в качестве титульного названия теоретической
и практической области специального
образования лиц с отклонениями в развитии.
Параллельно термину «дефектология» и
в большей мере применительно к науке
использовались также два тесно связанных
между собой термина «специальная
педагогика» и «специальная
психология». Появление и закрепление
термина «дефектология» в СССР было
обусловлено определенными событиями
в истории педагогики. Становление и научное
оформление отечественной дефектологии
пришлись на тот исторический период,
когда общая педагогика переживала бурное
развитие педологии. Входя в структуру
педагогического знания и педагогической
практики, советская дефектология не могла
не оказаться под влиянием этого процесса.
Сегодня заслуга педологии видится в том,
что она обогатила педагогику системным
видением развивающейся личности ребенка,
предусматривавшим необходимость
всестороннего изучения растущего
человека в физиологическом,
психологическом и социальном
аспектах и учета этих особенностей
в педагогическом процессе. Эти концептуальные
основания были заложены и в основание
зарождающейся научно-практической отрасли
— дефектологии. Педология и дефектология
были связаны не только концептуальной
общностью, но и складывающейся образовательной
практикой, общим к ним вниманием выдающихся
ученых той поры, которые сделали значительный
вклад в развитие и психологии, и педологии,
и дефектологии (Л.С.Выготский). К середине
ХХ в. зарубежная педагогика благополучно
«переболела» педологией, от которой у
нее остался системный подход к обучающемуся
(психология, физиология, социокультурный
контекст). В СССР, напротив, с 1936 г., после
известного постановления «О педологических
извращениях в системе наркомпросов»,
педология и все, связанное с ней, были
уничтожены (педологическая специальность,
учебники и научные работы), репрессированы
выдающиеся ученые. Труды Л. С. Выготского,
например, были запрещены почти на 30 лет.
Дефектология была отделена от педологии,
но в отличие от нее проблемное поле дефектологии
осталось почти нетронутым репрессиями.
На протяжении более полувека в структуре
дефектологии, практически закрытой по
идеологическим причинам отрасли педагогического
знания, продолжали свое развитие те самостоятельные
сферы психологического знания (специальная
психология, психодиагностика), социальная
педагогика профориентация и др., развитие
которых было приостановлено в соответствующих
научных отраслях.[2, С .89] Дефектология,
как своеобразный зонтик, защитила и сохранила,
как сопутствующие ей, эти и другие направления,
начавшие развиваться в педагогике и психологии
в 20—ЗО-е гг. На рубеже 80-х и 90-х гг., с изменениями
в социально-политической жизни страны,
сущностный смысл термина «дефектология»
был утрачен. Из «науки о дефектах» дефектология
превратилась по сути в самостоятельную
отрасль педагогического знания, опирающегося
на ряд смежных научных отраслей, и в первую
очередь на медицину и специальную психологию.
Отпала необходимость защиты, сохранения
и развития указанных выше научных направлений
в одной структуре. Возникла необходимость
четкого определения места дефектологии
в системе наук, а именно в структуре педагогики.
Развитие контактов с мировым научным
сообществом и зарубежной педагогической
практикой с начала 90-х гг. со всей очевидностью
показало «диагнозную» в контексте гуманистической
парадигмы образования сущность термина
«дефектология», абсолютную неприемлемость
и негативное к нему отношение за рубежом.
Поэтому переход от «дефектологии» к «педагогике»
был для России закономерным явлением.
«дефектология» ушла вместе с эпохой советского
периода, выполнив свою функцию сохранения
и развития репрессированных научных
областей. Поспешный перенос в начале
90-х гг. используемого в медицине и психологии
термина «коррекция» на всю сферу специальной
педагогики в качестве альтернативы понятию
«дефектология», появление термина «коррекционная
педагогика привели к тому, что вся глубина
и многообразие педагогической деятельности
в сфере специального образования, ее
сущностный смысл (личностное развитие,
удовлетворение особых образовательных
потребностей людей с ограниченными возможностями
жизнедеятельности, их абилитация или
реабилитация средствами образования,
коррекция и компенсация вторичных отклонений
в развитии, социокультурное адаптирование,
педагогическая помощь семье и многое
другое) были сведены к коррекции (исправлению).
В период введения термина в широкое профессионально-
Основные принципы специальной педагогики как науки:
1)Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.
2)Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
3)Принцип
ранней медико-психолого-
4)Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.
5)Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.
6)Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.
Цели и задачи специальной педагогики
Основная цель специальной педагогики — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.
Задачи специальной педагогики:
1)изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
2)определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;
3)определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;
4)изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;
5)разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;
6)изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования;
7)исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.
Для достижения вышеперечисленных целей специальная педагогика решает следующий ряд задач:
1) изучение основных
2) последующее определение
3) создание единой
4) анализ существующих
5) разработка новых
6) разработка программ, направленных
на социальную и трудовую
7) исследование и реализация
8) оказание помощи родителям, имеющим детей с нарушениями развития, и др.
ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Исторически сложилось, что
В начале Х!Х в. в нашей
стране появились
В середине ХХ в. в Советском
Союзе разрабатывается научно-
1) для слабослышащих;
2) глухих;
3) слабовидящих;
4) незрячих;
5) детей с нарушениями речи;
6) умственно отсталых;
7) детей с задержкой развития;
8) детей с нарушениями опорно-
На сегодняшний день к
Таким
образом, специальная педагогика прошла
большой путь в своем развитии.
Заключение
Таким
образом, специальная педагогика —
это теория и практика специального
(особого) образования лиц с отклонениями
в физическом и психическом развитии,
для которых образование в
обычных педагогических условиях, определяемых
существующей культурой, при помощи
общепедагогических методов и средств,
затруднительно или невозможно. Специальная
педагогика ориентирована на детей
с недостатками в развитии, она
помогает таким детям овладеть определенными
знаниями, умениями и навыками, которые
они могут освоить со своим
дефектом и помогогаетим адаптироваться
в обществе.
Литература
2.
Обучение детей с проблемами
в развитии в разных странах
мира: Хрестоматия /Сост. и науч. ред.
Л. М. Щипицина. — СП6., 1997.
3 Чекалева Н.В. Современные теории и технологии
образования. — Омск, 1993.
Информация о работе История становления специальной педагогики