История становления педагогической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Становление многих отраслей научного знания представляет собой гетерогенный гетерохронный и, более того, разорванный во времени процесс. Это, как правило, объясняется происходящими в мире крупными общественно-историческими событиями (революции, войны, стихийные катаклизмы), которые существенно влияют на содержание и направление научного развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Этапы становления педагогической психологии…………………………….4

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

пед. психология к. р.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

      В этот же период С.Л. Рубинштейн в «Основах психологии» дал развернутую  характеристику учения как усвоения знаний. Усвоение с разных позиций детально разрабатывалось далее Л.Б. Ительсоном, Е.Н. Кабановой-Меллер и др., а также в работах Н.А. Менчинской и Д.Н. Богоявленского (в рамках концепции экстериоризации знаний). Появившаяся в 1970 г. книга И. Лингарта «Процесс и структура человеческого учения» и в 1986 г. книга И.И. Ильясова «Структура процесса учения» позволили сделать широкие теоретические обобщения в этой области.

      Заслуживает внимание возникновение принципиально  нового направления в педагогической психологии – суггестопедии, суггестологии Г.К. Лозанова (60 – 70-е годы). Его основой является управление педагогом неосознаваемыми обучающимися психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии. В дальнейшем был разработан метод активизации резервных возможностей личности (Г.А. Китайгородская), группового сплочения, групповой динамики в процессе такого обучения (А.В. Петровский, Л.А. Карпенко).

      Все многообразие этих теорий имело один общий момент – решение задачи теоретического обоснования теории, наиболее адекватной, с точки зрения их авторов, требованиям общества в системе обучения (или учения, учебной деятельности). Соответственно формировались определенные направления обучения. В рамках этих направлений выявились и общие проблемы: активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением знаний, развитие обучаегося как цель и др.

      В этот период формирование предпосылок  перехода педагогической психологии на новую стадию своего развития с решением глобальной проблемы перехода человечества в XXI в. – век Человека, век гуманитарной эпохи, где развитие человека – свободного пользователя и созидателя новых информационных технологий обеспечивает ему свободу действий в новом постиндустриальном, информационном пространстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Педагогическая  психология представляет собой междисциплинарную  самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Возрастная  и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

2. Гинецинский  В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.

3. Каптерев  П.Ф. Дидактические очерки. Теория  образования // Избранные педагогические  сочинения. М., 1982.

4. Крутецкий  В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

5. Талызина  Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

Информация о работе История становления педагогической психологии