История социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Традиционным было мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Историко-психологические исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно.

Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

История социальной психологии в нашей стране имеет четыре периода:

I — 60-е годы XIX в. — начало XX в., II — 20-е годы — первая половина 30-х годов XX в.; III — вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов; IV — вторая половина 50-х — вторая половина 70-х годов XX в.

Первый период (60-е голы XIX в, — начало XX вв.)

Работа содержит 1 файл

история социальной психологии.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

1.2. История отечественной  социальной

психологии

Традиционным  было мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Историко-психологические исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно.

Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

История социальной психологии в нашей стране имеет четыре периода:

I — 60-е годы XIX в. — начало XX в., II — 20-е годы — первая половина 30-х годов XX в.; III — вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов; IV — вторая половина 50-х — вторая половина 70-х годов XX в.

Первый  период (60-е голы XIX в, — начало XX вв.)

В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями  обществен но- исторического развития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития обшей психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.

Большое влияние на развитие социальной психологии оказал процесс самоопределения  психологии в системе наук о природе, обществе, человеке. Шла острая борьба за статус психологии, дискутировалась проблема ее предмета, методов исследования. Стоял кардинальный вопрос о том, кому и как разрабатывать психологию. Существенное значение имела проблема общестненной детерминации психики. Происходило столкновение интраспек-ционисгского и поведенческого направления в психологии.

Развитие  социально-психологических идей происходило  главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.

Основной  эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении  личности в группе, трупповых процессах  накапливались в военной и  юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличали богатство поставленных социально-психологических вопросов, своеобразие принимаемых решении, уникальность социально-психологического материала, собранного исследованиями, наблюдениями, экспериментами (Е. А. Будилова, 1983)

Социально-психологические  идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Для истории социальной психологии большой интерес представляет психологическая школа в социологии (П. Л. Лавров (1S65), Н. И. Кареев (1919), М. М. Ковалевский; (1910), Н. К. Михайловский (1906)). Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н. К. Михайловского. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, надо искать в социальной психологии. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения.

Действующими  силами социального развития являются герои и толпа. Сложные психологические  процессы возникают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н. К. Михайловского выступает как самостоятельное социально-псичологическое явление. Вожак управляет толпой. Его выдвигает конкретная толпа в те или иные моменты исторического процесса. Он аккумулирует разрозненные, функционирующие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного исторического момента, данного строя, личными свойствами героя, психическими настроениями толпы. Общественные настроения являются фактором, который с необходимостью должен учитывать герой, чтобы массы шли за ним Функция героя заключается в том, чтобы управлять настроением толпы, быть способным использовать его для достижения поставленных целей Он должен использовать обшую направленность деятельности юлпы, обусловленную сознанием общих нужд. Социально-психологическая проблематика особенно отчетливо проявилась в научных представлениях Н К. Михайловского о психологических особенностях вожака, героя, о психологии толпы, о механизмах взаимодействия людей в толпе. Исследуя проблему общения между героем и толпой, межличностное обшение людей в толпе, он в качестве механизмов общения выделяет внушение, подражание, заражение, противопоставление. Главный из них — подражание людей в толпе. Основой подражательности является гипнотизм. В толпе нередко осуществляется автоматическое подражание, «нравственная или психическая зараза».

Итоговый  вывод Н. К. Михайловского состоит  в том, что психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.

Соииально-психологическая  проблематика в правоведении представлена теорией Л. И. Петражицкого. Он — один из основателей субъективной школы в правоведении. Л. И. Петражицкий считал, что психология представляет собой фундаментальную науку, которая должна стать основой общественных наук. По мнению Л. И. Петражицкого, реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции, эмоциональные фантазмы. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека —эмоции (Л. И. Петражицкий, 1908).

Особое  место в предреволюционной истории  развития российской социальной психологии занимает В. М. Бехтерев. Свои занятия социальной психологией он начинает в конце XIX в. В 1908 г. публикуется текст его речи на торжественном актовом собрании Петербургской Военно-медицинской академии. Эта речь была посвящена роли внушения в общественной жизни. Социально-психологической является его работа «Личность и условия ее развития» (1905). В специальной социально-психологической работе «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911) содержится развернутое изложение его взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной психологии, методы этой отрасли знания. Через 10 лет В. М. Бехтерев публикует свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология» (1921), который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. Эта работа явилась логическим развитием его общепсихологической теории, составлявшей специфическое российское направление психологической науки — рефлексологию (В. М. Бехтерев, 1917). Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на понимание коллективной психологии. Вокруг этой концепции развернулась оживленная дискуссия. Рад сторонников и последователей защищали и развивали ее, другие резко критиковали. Эти дискуссии, начатые после опубликования основных трудов Бехтерева, стали впоследствии в 20-30-х годах центром теоретической жизни. Главная заслуга Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системы социально-психологических знаний. Его «коллективная рефлексология» представляет собой синтетический труд по социальной психологии в России того времени. Бехтереву принадлежит развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом является изучение психологической деятельности собраний и сбориш, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельности как целое. Благодаря общению людей на митинге или в правительственном собрании — везде проявляется общее настроение, соборное умственное творчество и коллективные действия многих лиц, связанных Друг с другом теми или другими условиями (В. М. Бехтерев, 1911). В. М. Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Органическое включение личности в общность, в деятельность привело В. М. Бехтерева к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов В. М. Бехтерев выделяет взаимодействие, взаимоотношения, общение, коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллективное сосредоточение и наблюдение, коллективное творчество, согласованные коллективные действия. Объединяющими людей в коллективе факторами являются: механизмы взаш-ювнушения, взаимоподражания, взаимоиндукции. Особое место как объединяющему фактору принадлежит языку. Важным представляется положение В. М. Бехтерева о том. что коллектив как целостное единство представляет собой развивающееся образование.

В. М. Бехтерев рассматривал вопрос о методах этой новой отрасли науки. Подобно объективному рефлексологическому методу в индивидуальной психологии в коллективной психологии может и должен быть применен тоже объективный метод. В работах В. М. Бехтерева содержится описание большого эмпирического материала, полученного при применении объективного наблюдения, анкет, опросов. Уникальным является включение Бехтеревым эксперимента в социально-психологические методы. Эксперимент, поставленный В. М. Бехтеревым вместе с М. В. Ланге, показал, как социально-психологические явления — общение, совместная деятельность — влияют на формирование процессов восприятия, представлений, памяти Работой М В Ланге и В М Бехтерева (1925) положено начало экспериментальной социальной психологии в России Эги исследования послужили истоком особого направления в отечественной психологии — изучения роли общения в формировании психических процессов

Второй  период (20-е годы — первая воловина 30-х годов XX века)

После Октябрьской революции 1917 г , особенно после завершения гражданской войны, в восстановительный период, в нашей стране резко возрос интерес к социальной психологии Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интечлектуальной деятельности, острая идеологическая борьба, необходимость решать ряд неотложных практических задач (организация работы по восстановлению народного хозяйства, борьба с беспризорностью, ликвидация безграмотности, восстановление учреждений культуры и др ) были причинами развертывания социально-психологических исследований, проведения острых дискуссий Период 20-30-х годов для социальной психологии в России был плодотворным Характерной его особенностью был поиск своего пути в развитии мировой социально-лсихологи-ческой мысли Этот поиск осуществлялся двумя способами 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии, 2) путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлении

Содержанием поиска своего пути было создание направления  марксистской психологии Осуществление  этой цели было противоречивым Здесь наблюдались две тенденции 1) критическое отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, воспринявшим ряд их основных идей (следует указать на позиции В А Артемова), 2) тенденция соединения марксизма с рядом течений зарубежной психологии Эта «объединительная» тенденция шла как со стороны естественнонаучно-ориентированных ученых, так и ученых-обществоведов (философов, правоведов) В дискуссии по проблемам «психология и марксизм» приняли участие Л Н Воитоловский (1925), М А Рейснер (1925), А Б. Залкинд (1927), Ю Б Франкфурт (1927), К Н Корнилов (1924), Г И Чел-панов (1924)

Построение  марксистской социальной психологии опиралось  на солидную материалистическую традицию в русской философии Особое место в период 20-30-х годов заняли труды Н И Бухарина и Г В Плеханова Последнему принадлежит особое место. Работы Плеханова, опубликованные до революции, вошли в арсенал психологической науки (Г. В. Плеханов, 1957) Эти произведения были востребованы социальными психологами, использовались ими для марксистского понимания социально-пси-хопогических явлений

Освоение  марксизма в 20-30-х годах осуществлялось совместно в социальной и обшей психологии. Это было естественно и объяснялось тем, что представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем соотношение социальной психологии и индивидуальной психологии; соотношение социальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объекта социальной психологии

При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения Ряд авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакои социальной психологии наряду с обшей якобы не должно быть Противоположную точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология «Существует   единая социальная психология, — утверждал В. А Артемов, — распадаюшаяся на социальную психологию индивида и на социальную психологию коллектива* (В. А Артемов, 1927). В ходе дискуссий эти крайние точки зрения преодолевались Преобладающими становились взгляды, что между социальной и индивидуальной психологией должно существовать равноправное взаимодействие

Вопрос  о взаимоотношении индивидуальной и социальной психологии трансформировался  в вопрос о соотношении экспериментальной и социальной психологии Особое место в дискуссиях по вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занимал Г. И Челпанов (Г И. Челпанов, 1924) Он утверждал необходимость самостоятельного существования социальной психологии наряду с психологией индивидуальной, экспериментальной. Социальная психология изучает общественно детерминированные психические явления Она тесно связана с идеологией Ее связь с марксизмом органична, естественна Чтобы эта связь была продуктивной, Г. И Челпанов считал необходимым иначе осмыслить научное содержание самого марксизма, освободить его от вульгарно-материалистического толкования Позитивное отношение к включению социальной психологии в систему, реформированную в новых идеологических условиях, проявлялось и в том, что он предлагал включить организацию исследований по социальной психологии в план научно-исследовательской деятельности и впервые в нашей стране поставил вопрос об организации Института социальной психологии. По отношению к марксизму точка зрения Г. И. Челпанова такова. Специально марксистская социальная психология есть психология социальная, изучающая генезис идеологических форм по специальному марксистскому методу, заключающаяся в изучении происхождения указанных- форм в зависимости от изменений социального хозяйства (Г. И. Челпанов, 1924). Резко полемизируя с представителями авторитетного психологического направления — рефлексологии, Г. И. Челпанов утверждал, что задачей реформы психологии должно быть не устройство собачников, а организация работ по изучению социальной психологии (Г. И. Челпанов, 1926). По вопросу реформы науки выступали также К. Н. Корнилов (1924), П. П. Блонский (1920).

Информация о работе История социальной психологии