Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:43, реферат
Традиционным было мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Историко-психологические исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно.
Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.
История социальной психологии в нашей стране имеет четыре периода:
I — 60-е годы XIX в. — начало XX в., II — 20-е годы — первая половина 30-х годов XX в.; III — вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов; IV — вторая половина 50-х — вторая половина 70-х годов XX в.
Первый период (60-е голы XIX в, — начало XX вв.)
1.2. История отечественной социальной
психологии
Традиционным было мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Историко-психологические исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно.
Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.
История социальной психологии в нашей стране имеет четыре периода:
I — 60-е годы XIX в. — начало XX в., II — 20-е годы — первая половина 30-х годов XX в.; III — вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов; IV — вторая половина 50-х — вторая половина 70-х годов XX в.
Первый период (60-е голы XIX в, — начало XX вв.)
В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями обществен но- исторического развития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития обшей психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.
Большое влияние на развитие социальной психологии оказал процесс самоопределения психологии в системе наук о природе, обществе, человеке. Шла острая борьба за статус психологии, дискутировалась проблема ее предмета, методов исследования. Стоял кардинальный вопрос о том, кому и как разрабатывать психологию. Существенное значение имела проблема общестненной детерминации психики. Происходило столкновение интраспек-ционисгского и поведенческого направления в психологии.
Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.
Основной эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении личности в группе, трупповых процессах накапливались в военной и юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличали богатство поставленных социально-психологических вопросов, своеобразие принимаемых решении, уникальность социально-психологического материала, собранного исследованиями, наблюдениями, экспериментами (Е. А. Будилова, 1983)
Социально-психологические идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Для истории социальной психологии большой интерес представляет психологическая школа в социологии (П. Л. Лавров (1S65), Н. И. Кареев (1919), М. М. Ковалевский; (1910), Н. К. Михайловский (1906)). Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н. К. Михайловского. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, надо искать в социальной психологии. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения.
Действующими силами социального развития являются герои и толпа. Сложные психологические процессы возникают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н. К. Михайловского выступает как самостоятельное социально-псичологическое явление. Вожак управляет толпой. Его выдвигает конкретная толпа в те или иные моменты исторического процесса. Он аккумулирует разрозненные, функционирующие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного исторического момента, данного строя, личными свойствами героя, психическими настроениями толпы. Общественные настроения являются фактором, который с необходимостью должен учитывать герой, чтобы массы шли за ним Функция героя заключается в том, чтобы управлять настроением толпы, быть способным использовать его для достижения поставленных целей Он должен использовать обшую направленность деятельности юлпы, обусловленную сознанием общих нужд. Социально-психологическая проблематика особенно отчетливо проявилась в научных представлениях Н К. Михайловского о психологических особенностях вожака, героя, о психологии толпы, о механизмах взаимодействия людей в толпе. Исследуя проблему общения между героем и толпой, межличностное обшение людей в толпе, он в качестве механизмов общения выделяет внушение, подражание, заражение, противопоставление. Главный из них — подражание людей в толпе. Основой подражательности является гипнотизм. В толпе нередко осуществляется автоматическое подражание, «нравственная или психическая зараза».
Итоговый вывод Н. К. Михайловского состоит в том, что психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.
Соииально-психологическая проблематика в правоведении представлена теорией Л. И. Петражицкого. Он — один из основателей субъективной школы в правоведении. Л. И. Петражицкий считал, что психология представляет собой фундаментальную науку, которая должна стать основой общественных наук. По мнению Л. И. Петражицкого, реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции, эмоциональные фантазмы. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека —эмоции (Л. И. Петражицкий, 1908).
Особое
место в предреволюционной
В. М. Бехтерев рассматривал вопрос о методах этой новой отрасли науки. Подобно объективному рефлексологическому методу в индивидуальной психологии в коллективной психологии может и должен быть применен тоже объективный метод. В работах В. М. Бехтерева содержится описание большого эмпирического материала, полученного при применении объективного наблюдения, анкет, опросов. Уникальным является включение Бехтеревым эксперимента в социально-психологические методы. Эксперимент, поставленный В. М. Бехтеревым вместе с М. В. Ланге, показал, как социально-психологические явления — общение, совместная деятельность — влияют на формирование процессов восприятия, представлений, памяти Работой М В Ланге и В М Бехтерева (1925) положено начало экспериментальной социальной психологии в России Эги исследования послужили истоком особого направления в отечественной психологии — изучения роли общения в формировании психических процессов
Второй период (20-е годы — первая воловина 30-х годов XX века)
После Октябрьской революции 1917 г , особенно после завершения гражданской войны, в восстановительный период, в нашей стране резко возрос интерес к социальной психологии Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интечлектуальной деятельности, острая идеологическая борьба, необходимость решать ряд неотложных практических задач (организация работы по восстановлению народного хозяйства, борьба с беспризорностью, ликвидация безграмотности, восстановление учреждений культуры и др ) были причинами развертывания социально-психологических исследований, проведения острых дискуссий Период 20-30-х годов для социальной психологии в России был плодотворным Характерной его особенностью был поиск своего пути в развитии мировой социально-лсихологи-ческой мысли Этот поиск осуществлялся двумя способами 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии, 2) путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлении
Содержанием
поиска своего пути было создание направления
марксистской психологии Осуществление
этой цели было противоречивым Здесь наблюдались
две тенденции 1) критическое отношение
к зарубежным социальным психологам и
отечественным ученым, воспринявшим ряд
их основных идей (следует указать на позиции
В А Артемова), 2) тенденция соединения
марксизма с рядом течений зарубежной
психологии Эта «объединительная» тенденция
шла как со стороны естественнонаучно-
Построение марксистской социальной психологии опиралось на солидную материалистическую традицию в русской философии Особое место в период 20-30-х годов заняли труды Н И Бухарина и Г В Плеханова Последнему принадлежит особое место. Работы Плеханова, опубликованные до революции, вошли в арсенал психологической науки (Г. В. Плеханов, 1957) Эти произведения были востребованы социальными психологами, использовались ими для марксистского понимания социально-пси-хопогических явлений
Освоение марксизма в 20-30-х годах осуществлялось совместно в социальной и обшей психологии. Это было естественно и объяснялось тем, что представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем соотношение социальной психологии и индивидуальной психологии; соотношение социальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объекта социальной психологии
При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения Ряд авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакои социальной психологии наряду с обшей якобы не должно быть Противоположную точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология «Существует единая социальная психология, — утверждал В. А Артемов, — распадаюшаяся на социальную психологию индивида и на социальную психологию коллектива* (В. А Артемов, 1927). В ходе дискуссий эти крайние точки зрения преодолевались Преобладающими становились взгляды, что между социальной и индивидуальной психологией должно существовать равноправное взаимодействие
Вопрос
о взаимоотношении