Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:21, реферат
Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение.
Реализуя преобразующие
действия с предметным миром, осуществляя
сознательную регуляцию своим поведением
и действиями, человек изменяет и
свою психическую природу. Посредством
деятельности он включается в систему
общественных связей и отношений. При
этом усвоение общественного опыта в ходе
совместной деятельности приводит к «перенесению
внутрь» (интериоризации) внешних действий
и реализуемых ими социальных отношений.
А это в конечном итоге приводит к формированию
социально обусловленных качеств человека,
к развитию высших психических функций,
характеризующихся произвольностью и
осознанностью.
Представленные
основные точки зрения на объект и
предмет психологической науки
показывают, что реально существующие
на сегодняшний день школы и учения свидетельствуют
о многоплановости и неоднородности психологической
науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно ли считать
развитие психологических знаний процессом,
определяемым лишь собственной логикой
познания в соответствии с природой
изучаемого объекта - психики? Как и всякая
другая наука, психология обладает лишь
относительной самостоятельностью, а
психологи как ученые находятся под господствующим
влиянием экономического развития. Сложные
отношения науки и общества охарактеризовал
Л.С. Выготский: «Закономерность в смене
и развитии; идей, возникновение и гибель
понятий, даже смена классификаций и т.
п. - может быть объяснено на почве связи
данной науки с общей социально-культурной
подпочвой данной эпохи, с общими условиями
и законами научного познания, с теми объективными
требованиями, которые предъявляет к научному
познанию природа изучаемых явлений на
данной стадии их исследования».
Анализ развития
психологических знаний требует
изучения исторического фона. Однако
простой синхронизации их с показателями
уровня социально-экономического развития
недостаточно: социальные условия в значительной
степени влияют на выбор проблемы, а также
на характер ее решения. История психологии
должна также учитывать особую ситуацию
в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи
психологии с другими науками характеризует
ее развитие на всех этапах истории. Влияния
математики, физики, астрономии, языкознания,
физиологии, биологии, этнографии, логики
и др. наук на психологию разнообразны.
Во-первых, в рамках этих наук накапливались
знания о психических явлениях. Во-вторых,
в психологии испоользовались методы
этих наук, в частности, эксперимент был
заимствован В. Вундтом из физиологии
органов чувств, психофизики и психометрии.
В-третьих, происходило использование
научной методологии. Так, развитие механики
в XVII и XVIII вв. обусловило возникновение
механистической модели поведения животных
Р. Декарта, механистической концепции
ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики»
Дж. Милля. Взаимодействие психологии
с другими науками продолжается и в наши
дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные
связи особенностью как современного
этапа в развитии психологии, так и ее
будущего. В то же время он говорил, что
будущее психологии - это прежде всего
ее собственное развитие. Здесь нет противоречия:
связь с другими науками не должна превратиться
в редукционизм, т. е. сведение психологических
закономерностей к закономерностям других
наук.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ждан А. Н.
История психологии. М., - 1990;
2. Петровский А.В.,
Ярошевский М.Г. История психологии. - М.,
1994;
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. - М., 2003.