Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 22:00, курсовая работа
Цель: выявить психологическую особенность между матерью т дочерью.
Гипотеза: мы предположили, что отношения между матерью и дочерью-подростком строятся в зависимости социальных, бытовых условий, окружающей среды, уровня образования.
Задачи:
1. проанализировать научно-психологическую литературу по проблеме исследования.
2. дать характеристику семейным отношениям.
3. выявить особенности материнской любви.
4. описать особенности подросткового возраста.
5. подобрать методику к данной теме.
6. провести исследование.
7. обработка результатов исследования.
8. провести сравнительный анализ теоретической и практической части исследования.
Введение
I. Теоретическая часть
I.1.1. Что такое отношения?
I.1.2. Факторы и типы детско-родительских отношений
I.2.1. Понятие материнской любви
I.2.2. Типы материнской любви
I.2.3. История материнства
I.2.4. Отличие материнской любви от других видов любви
I.3.1. Особенности подросткового периода
I.3.2. Роль матери в формировании девочки подростка
II. Организация и методы исследования на отношения матери и дочери в подростковом возрасте
II.2.1. Программа исследования
II.2.2. Методика
Ш. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
Заключение
Список литературы
Нужно с детства воспитывать вкус у девочки, умение выявить и подчеркнуть свою индивидуальность, но надо помнить заповедь: навязанное никогда не будет приятным и милым. Материнский пример элегантности, подтянутости, аккуратности может быть успешней словесных назиданий. Именно от матери дочь получает азы знаний, а при высоком культурном и образовательном уровне матери - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.
Изначально отношения
матери и дочери, как правило, строятся
на чувстве любви, нежности, заботы,
терпимости, умении прощать.…Эта гамма
чувств благотворно влияет на девочку,
на ее развитие. И дает ей ощущение счастья,
надежности, чувство защищенности от
внешних невзгод, а в лице матери
дочь всегда может найти авторитетного
советчика и друга. Однако парадокс
заключается в том, что эта
изначальная позитивная для развития
ребенка гамма чувств может стать
и негативным фактором воспитания.
Здесь важна мера проявления чувств.
Недополучившая материнской любви
девочка вырастает
Пример матери формирует в дальнейшем отношение будущей женщины к жизни. Одной важной особенностью в построении отношений между матерью и дочерью являются то , что дочь включается во все важные виды деятельности под руководством матери, которыми могут стать : интеллектуально - познавательная . трудовая , общественная, творческая.
Одного взаимоотношения двух самых близких людей таят в себе определенные сложности, противоречия, Слепая материнская любовь к дочери, готовая защищать любой ее проступок, очень редко пользуется взаимопониманием. Порой мать навязывает дочери свое мнение, что вызывает протест, а порой и разрыв отношений. Разумные, понимающие матери не мешают, а только помогают своему ребенку найти себя. Авторитет матери растет в глазах дочери за счет умения найти контакт с ее друзьями, говорить с ними как с равными. И хотя материнские требования делаются с годами строже, она становится близким другом и советчиком для дочери, которая в трудную минуту жизни идет обычно к матери за советом.
Каких же матерей обычно уважают? Тех, которые свою любовь соединяют с разумными строгими требованиями: умеют строгость и серьезность сочетать с юмором и весельем; кто, будучи семейного очага, еще и работают и идут в ногу со временем; кто не бросают слов на ветер при любых обстоятельствах остаются честными и чуткими.
Вывод
Роль матери явно велика
в развитии и формировании девочки
- подростка. Дочь извлекает из общения
с ней уроки нравственности культуры,
поведения. Значение матери трудно переоценить.
От чуткости, понимания, такта матери
зависит характер общения, который
может быть разным: авторитетным, авторитарным,
снисходительным. Слепая любовь- с одной
стороны, излишняя строгость и жестокость
матери – с другой стороны могут
одинаково навредить, поэтому во
всем нужна мера. Мать – женщина,
от природы одаренная богатой
палитрой чувств, несет огромную ответственность
за эмоциональный мир своей
II.2.1 Программа исследования
Объект: отношения.
Предмет: отношения между
матерью и дочерью в
Цель: выявить психологическую особенность между матерью т дочерью.
Гипотеза: мы предположили, что отношения между матерью и дочерью-подростком строятся в зависимости социальных, бытовых условий, окружающей среды, уровня образования.
Задачи:
1. проанализировать научно-
2. дать характеристику семейным отношениям.
3. выявить особенности материнской любви.
4. описать особенности подросткового возраста.
5. подобрать методику к данной теме.
6. провести исследование.
7. обработка результатов исследования.
8. провести сравнительный анализ теоретической и практической части исследования.
Выборка. 26 девочек, возраст от 12 до 13 лет.
Исследование проводилось
в двух седьмых классах
II.2.2 Методика
Методика взята из практикума по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.
Тест «Подростки о родителях»
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращённо подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 году. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трёх факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. при этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребёнку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Эмоциональное же отвержение
рассматривается как
Использование опросника
в ЧССР на выборке молодёжи показало
необходимость его переработки
и адаптирования к
В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13 -18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весьма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.
Проведение исследования
Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования.
Инструкция. Просим вас оценить
исходя из собственного опыта, какие
из указанных положений более
всего характерны для ваших родителей.
Для этого внимательно
Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу – в мужском. Причём бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы матери, затем этот бланк сдаётся экспериментатору и только после этого выдаётся аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.
В нашем исследовании мы взяли лишь, оценки подростков девочек по отношении к матери.
Обработка и интерпретация результатов
После того как подросток
заполнил бланки, все полученные данные
сводятся в «оценочный лист». Затем
по каждому параметру
Если по параметру вышло 1 – 2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4 - 5 , то измеряемое качество выражено вполне отчётливо. Затем на специальном бланке строятся оценочные профили отношений, как к матери, так и к отцу.
Оценка матери дочерью.
Шкала позитивного интереса
Положительное отношение
к дочери со стороны матери, основанное
на психологическом принятии, описывается
подростками-девочками как
Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности, с другой. Наряду с этим девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находиться как бы «на побегушках» и стремиться удовлетворить любое желание дочери.
Шкала директивности.
Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жёсткий контроль с их стороны, тенденцию к лёгкому применению своей власти, основанной на амбициях. При этом выражение собственного мнения дочери не приветствуется. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети ещё слишком малы, чтобы судить об этом».
Шкала враждебности.
Враждебность матерей
их дочерьми-подростками
Шкала автономности.
Автономность матерей
исключает какую-либо зависимость
от ребёнка, его состояния, требований.
Отрицая также какие-либо формы
заботы и опеки по отношению к
дочерям. Такие матери оцениваются
подростками как
Шкала непоследовательности.
Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, примеров, представляющих собой переход от очень строго к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному её отвержению.
III Анализ и
интерпретация полученных
В результате проведённого исследования были получены следующие данные отношений девочек-подростков к матерям:
По позитивной шкале получилось 12,2 балла
По директивной шкале 2,4 балла
По шкале враждебности 0 баллов
По шкале автономности 1,8 балла
По шкале непоследовательности 0 баллов.
Большинство у девочек-подростков
к матерям позитивный интерес, что
говорит о положительном
По данным эксперимента видно, что большинство девочек в подростковом возрасте позитивно относятся к своим матерям, что подтверждает нашу гипотезу, о том, что социальные, бытовые условия влияют на отношения матери и дочери. Главное, что бы было взаимопонимание с одной и с другой стороны.
Заключение
Детско-родительские отношения зависят от многих факторов, и оказывают значительное влияние не только на психическое развитие ребёнка, но и на его поведение. Без материнской любви, без тесного контакта с ребёнком не может сформироваться полноценная личность. Роль матери велика в развитии и формировании девочки-подростка. Дочь извлекает из общения с матерью уроки нравственной культуры, поведения. От чуткости, понимания, такта матери зависит характер общения, который может быть авторитетным, авторитарным, снисходительным. Решающим фактором является и фактор биологического созревания, половое влечение, факторы социального порядка. Именно от социальных условий зависит положение подрастающих людей. Не последнюю роль играют семейные отношения на формирование личности подростка.
Главное в отношениях матери и дочери это понимание друг друга. Мать должна понять чего хочет её дочь, как помочь ей с трудностями, которые возникли на её жизненном пути, не навредив девочке-подростку. В свою же очередь подросток тоже должен понимать чего хочет мать, и то, что мама постоянно советует и вмешивается в личное пространство девочки, как считает подросток, это не то, что она хочет навредить или что-то запретить, а просто хочет помочь как считает своему ещё маленькому и беспомощному ребёнку, так как считает себя взрослой женщиной, которая в праве может дать совет своей дочери.
Список литературы:
1. Варга Ф. Я. Структура и типы родительского отношения. М., 1987.
2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека М., 1900.
3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных состояний. М., 1976.
4. Гарбузов В. И. Неврозы детского возраста и их профилактика. Л., 1982.
5. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М., 1978.
6. Изард К. Эмоции человека М., 1980.
Информация о работе История развития отношений между матерью и дочерью