Томский
Государственный Университет
Кафедра
общей психологии
Контрольная
работа
По дисциплине
конфликтология
На тему:
«История развития конфликтологии»
Выполнил:
ст.гр
ПСХз-401
Сидорова
Н.В
Проверил:
Сиваева. О.М
Томск 2009
Содержание
1.Введение
2.Становление
конфликтологии как науки
3.Формирование
отечественной школы конфликтологии
4.Заключение
5. Литература
Введение
Конфликты с
незапамятных времен притягивали к себе
внимание человека. Упоминание о конфликтах
встречаются во многих дошедших до нас
памятниках литературного искусства.
Взять, к примеру, сюжет с “яблоком раздора”
и “судом Париса”; библейское сказание
о раздоре между Каином и Авелем – сыновьями
Адама и Евы; можно вспомнить русские былины.
Конфуций еще в V I в. до н. э. в своих изречениях
утверждал, что злобу и заносчивость, а
с ними и конфликты, порождают, в первую
очередь, неравенство и несхожесть людей.
Он наставлял, что нужно улучшать нравы,
устранять пороки, избегать ссор, достигать
того, чтобы “тяжбы не велись”.
Древнегреческий философ Гераклит считал,
что в мире все рождается через вражду
и распри. Конфликты представлялись ему
как важное свойство, непременное
условие общественной жизни, ибо противоборство,
в том числе и война, есть “отец всего
и царь всего”.
Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся
умы античности, как Платон и Аристотель
(V – I V вв. до н. э.). Они полагали: человек
по природе своей существо общественное;
отдельный человек представляет собой
лишь часть более широкого целого – общества;
заложенное в человеке начало придает
ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству
с другими людьми. Не исключалась при этом
и склонность к вражде, ненависти и насилию.
По мнению Аристотеля, источники распрей
состоят в неравенстве людей по обладанию
имуществом и получению почестей, а так
же в наглости, страхе, пренебрежении,
происках, несходстве характеров, чрезмерном
возвышении одних и унижении других.
В условиях средневековья коллективизм
означал подчинение человека феодальному
государству, поглощение личности крестьянской
общиной, ремесленным цехом, купеческой
корпорацией. Только на излете средних
веков сформировался в мощную силу индивидуализм.
Это нашло свое выражение в западноевропейском
гуманизме, постулатах христиан-протестантов,
учении об естественном праве и общественном
договоре, идеях раннего либерализма.
Гуманисты выступали с резким осуждением
средневековой смуты, социальных беспорядков
и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали
за мир и доброе согласие между людьми,
признавая их решающим фактором развития
общества.
Джон Локк и Томас Гоббс полагали, что
человек есть отдельное самоценное существо,
для которого другие люди – только среда
обитания. В соотнесении с обществом приоритет
принадлежит личности. Естественное состояние
общественных связей – это “война всех
против всех”, в которой люди выступают
в качестве либо врагов, либо партнеров.
XVIII в., Адам Смит – родоначальник классической
политэкономии. В своей книге “Теория
нравственных чувств” он выступил последовательным
сторонником некой степени эгоизма, “любви
к себе”, но при непременной гармонии
своекорыстных интересов с общими устремлениями
людей к благополучию и счастью. Смит полагал,
что причина, которая движет человеком
в стремлении улучшить свое положение,
повысить социальный статус, состоит в
том, чтобы “отличиться, обратить на себя
внимание, вызвать одобрение, похвалу,
сочувствие или получить сопровождающие
выгоды”. Он вместо моральных отношений
между людьми поставил во главу угла экономические
интересы. Смит писал: “Наше собственное
благополучие побуждает нас к благоразумию;
благополучие наших ближних побуждает
нас к справедливости и человеколюбию;
справедливость отстраняет нас от всего,
что может повредить счастью наших ближних»
Становление
конфликтологии как науки
По-настоящему
научный подход к восприятию конфликтов
проявился только со второй четверти X
I X в. Именно с этого времени конфликты
выдвинулись в ряд предметов для специального
изучения. Формирование конфликтологии
как особой области изучения происходило
вместе с развитием истории, социологии,
права, этики, психологии и других социальных
наук.
Вслед за Чарльзом Дарвином, который выдвинул
теорию биологической эволюции, появился
так называемый социальный дарвинизм
– направление, сторонники которого объясняли
развитие общества биологическими законами
естественного отбора, наиболее приспособленных
к выживанию, и борьбой за существование.
Фундамент конфликтологии закладывался
при участии основателей социологии таких,
как Огюст Конт, Герберт Спенсер.
Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии,
были восприняты и развиты следующими
поколениями представителей наук об обществе.
Например, Эмиль Дюркгейм – один из основоположников
французской социологической школы –
ставил знак равенства между общественным
состоянием и социальной солидарностью.
Он считал, что люди объединяются в общества
не ради индивидуальной и групповой вражды,
а вследствие взаимной потребности друг
в друге.
Для Макса Вебера субъектом эмоционального
действия являлось не общество в целом,
а больше индивид, положение которого
связано с определенным социальным статусом.
С его точки зрения, общество – это взаимодействие
людей, являющихся продуктом социальных,
т. е. ориентированных на других людей,
действий; это арена, на которой действуют
позитивно и негативно привилегированные
группы. Они озабочены тем, чтобы в условиях
конфликта материальных и идеальных интересов
сохранить или даже упрочить свое влияние,
отстоять свои экономические позиции,
а так же амбиции и жизненные ориентиры.
Георг Зиммель специально занялся разработкой
теории конфликта, исходя при этом не только
из ее социальной значимости, но и позитивной
ценности как стимулирующего средства,
фактора. Он ввел в научный оборот термин
“социология конфликта”.
Артур Шопенгауэр указывал на ряд нравственных
предостережений: кто желает, чтобы его
мнение было встречено с доверием, тот
пусть высказывается хладнокровно и без
горячности; запас снисходительности
полезен, ибо предохраняет от пустых споров
и ссор; надо, если это возможно, ни к кому
не питать неприязни, никогда не выказывать
гнева либо ненависти. В отличие
от социологов психологи, объясняя природу
конфликтного поведения, ставили его в
зависимость от психологических факторов.
Например, хорошо известно, что это послужило
Зигмунду Фрейду основанием для того,
чтобы в развитии индивида, в формировании
характера человека выдвинуть на первый
план определенные влечения, в первую
очередь сексуальное, предложить идею
расчленения личности на три инстанции,
т. е. ступени, звенья – “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”.
Альфред Адлер утверждал, в противовес
Фрейду, что личность нельзя брать в отрыве
от общества, ибо человек – прежде всего
социальное существо. Карл Юнг, отказавшись
от фрейдистской теории сексуальности,
придавал огромное значение влечениям
и тенденциям индивида как на “поверхности”
сознания, так и на подсознательном уровне,
полагая, что поведение и поступки личности
определяют психическая энергия человека,
ее обращенность на внешнюю среду или
во внутрь самой личности.
К началу X X в. интерес ученых, прежде всего
социологов и психологов, к исследованию
конфликтов определился со всей отчетливостью.
Конфликт признавался нормальным социальным
явлением. Указывалось на ряд биологических,
психологических, социальных и других
факторов, которые с неизбежностью порождают
конфликты.
Толкотт Парсонс рассматривал общество
как систему отношений между людьми, связующим
звеном которой являются нормы и ценности.
Он следовал следующим положениям:
а) любая социальная
система представляет собой относительно
устойчивую и хорошо интегрированную
структуру;
б) каждый элемент
этой системы имеет определенную функцию,
внося тем самым вклад в поддержание ее
устойчивости;
в) функционирование
социальной структуры базируется на ценностном
согласии членов общества, которое обеспечивает
необходимую стабильность и интеграцию.
По Парсонсу,
возможность конфликта заложена в самом
процессе социализации, в ходе которого
человек оказывается приобщенным не только
к способам функционирования социальной
системы, но и к нормам и ценностям соответствующей
культуры. В конфликт может перерасти
несоответствие, определенная напряженность,
складывающаяся при социализации между
внутренними физиологическими потребностями
организма и потребностями человека в
социальных отношениях.
Результатом
исследований Элтона Мэйо стали рекомендации
руководителям индустриальных предприятий:
- ориентироваться
в большей степени на людей, нежели на
выпуск продукции;
- идти смелее
на замену индивидуального вознаграждения
групповым (коллективным);
- дополнять
экономическое стимулирование социально-психологическим,
имея в виду поддержание благоприятной
моральной атмосферы, повышение удовлетворенности
работой, следование демократическому
стилю руководства;
- использовать
такие средства повышения производительности,
как “гуманизация труда”, “групповые
решения”, “просвещение служащих”, паритетные
отношения с профсоюзами.
Льюис Козер,
предлагая понимать под конфликтом “борьбу
ценностей и претензий”, усматривал в
нем некую социальную напряженность между
тем, что есть, и тем, что должно быть, в
соответствии с чувствами, взглядами,
интересами определенных социальных групп
и индивидов. Конфликты, по его мнению,
выполняют важные функции, они необходимы
как способ, которым общество время от
времени разряжает напряженную обстановку,
разрешает коллизии и противоречия между
отдельными людьми и социальными группами.
В любом конфликтном противоборстве заложен
позитивный потенциал.
Немецкий социолог
Ральф Дарендорф полагает, что конфликты
в принципе не устранимы из общественной
жизни, они вездесущи. Однако люди имеют
возможность для регулирования конфликтов,
упреждения “социальных потрясений”.
Для этого важны три условия:
- наличие ценностных
установок, признание различий и противостояние
конфликтующих;
- уровень организации
– чем выше степень организованности,
тем легче достичь согласия и исполнения
договоренностей;
- взаимоприемлемость
определенных правил, соблюдение которых
позволяет сохранять или поддерживать
отношения между сторонами, участвующими
в конфликте.
Французский
социолог Ален Турен предлагает отказаться
от иллюзорных, по его мнению, попыток
анализировать роль субъектов вне всякого
отношения к общественной системе или
от описания социальной системы без действующих
лиц. Он полагает, что свойство человеческих
систем заключается в выдвижении и изменении
собственных целей, что дает основание
ориентироваться на социологию действия,
на анализ механизмов самопроизводства
общественной жизни.
По Кеннету Боулдингу, основу “социальной
терапии” по “снятию”, предотвращению
конфликтов составляют три момента: понимание
причин возникающих противоборств; разумный
выбор согласованных способов их устранения;
нравственное совершенствование людей.
Формирование
отечественной школы конфликтологии
Отечественные
мыслители, испытывая влияние зарубежных
течений, вместе с тем отразили своеобразие
российского общества во второй половине
X I X и начале X X вв.
Петр Лавров и Николай Михайловский –
представители так называемого субъективного
идеализма. В центре их внимания находился
общественный прогресс, но главным движителем
и, следовательно, мерилом прогресса признавалась
личность, ее всестороннее развитие в
кооперации с равными себе. Отсюда выводилась
необходимость предотвращать возникновение
антагонистического конфликта между личностью
и обществом. Утверждалось, что прогрессу
служит не борьба за существование, а больше
взаимопомощь и солидарность людей, приспособление
социальной среды к потребностям личности.
Схожие положения лежали в основе социологических
концепций идеологов народничества –
Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра
Ткачева.
Максим Ковалевский, опираясь на ставший
популярным в России сравнительно-исторический
метод, также усматривал сущность социального
прогресса в упрочении солидарности между
людьми. При этом он ориентировался больше
не на личность, а на социальные группы
и классы, стремился выявить общее и особенное
в общественных явлениях, видел критерий
прогресса во все более полном воплощении
в человеческом общежитии идеи равенства
и справедливости.
Свое видение проблемы социального конфликта
высказывали и российские сторонники
марксизма. Представители ортодоксального
направления – Г.В. Плеханов, В.И. Ленин;
Представители “легального” направления
– П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский.
Заметный вклад в относительно новую область
научного знания внес Питирим Сорокин,
ставший одним из самых выдающихся представителей
“социокультурной школы” в социологии,
выразителем идей интеграции социальных
и культурных систем. Будучи руководителем
кафедры Петроградского университета,
он определял социологию как науку о формах,
причинах и результатах поведения людей,
живущих в среде себе подобных. Сорокин
подчеркивал: “Без знания общества и культуры,
в которых рождается и растет данный индивид,
никакие его личные черты – верования,
идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и
то, что вызывает неприязнь, – не
могут быть поняты. Без такого знания непостижимы
поведение человека, образ его мыслей,
манеры и нравы. Иными словами, конфликт
непременно связан с удовлетворением
потребностей людей, его источник заключен
как раз в подавлении определенных, преимущественно
базовых потребностей человека»
Заключение
“Каждый
народ по-своему вступает в брак,
рождает,леет и умирает; по-своему лечится,
трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему
горюет, плачет, сердится и отчаивается;
по-своему улыбается, шутит, смеется и
радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему
поет и творит музыку; по-своему говорит,
декламирует, острит и ораторствует; по-своему
наблюдает, созерцает и творит живопись;
по-своему исследует, познает, рассуждает
и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит
и гостеприимствует; по-своему строит
дома и храмы; по-своему молится и геройствует...;
по-своему возносится духом и кается; по-своему
организуется. У каждого народа свое особое
чувство права и справедливости, иной
характер, иная дисциплина, иное представление
о нравственном идеале, иной семейный
уклад, иная церковность, иная политическая
мечта, иной государственный инстинкт.
Словом: “У каждого народа иной, особый
душевный уклад и духовно-творческий склад”.
- Анцупов А.Я.,
Прошанов С.Л. Российская конфликтология:
аналитический обзор 607 диссертаций - XX
век. М.: ЮНИТИ, 2004.
- Бабосов Е.М.
Конфликтология. Мн.: Тетра-Системс, 2000.
- Богданов
Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности
в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. Спб.:
Питер, 2004.
- Ворожейкин
И.Е. и др. Конфликтология. М.: Инфра-М, 2001.
- Гришина Н.В.
Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.
- Зазыкин В.Г.,
Нечаева Н.С. Введение в психологию конфликтов
/на примерах конфликтов в коллективах
организаций/. М.: 1996.
- Зайцев А.
Социальный конфликт. М.: 2001.
- Основы конфликтологии
/ Под ред. Кудрявцева В.В. М., 1997.
- Семенов В.А.
Конфликтология: история, теория, методология.
СПб., СЗАГС, 2008.
- Современная
конфликтология в контексте культуры
мира (Материалы 1 Международного конгресса
конфликтологов) / Под. Ред. Е.И.Степанова.
М.: Эдиториал УРСС, 2001.
- Уткин Э.А.
Конфликтология. М.: ЭКСМОС, 2002.