История психологии труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение истории возникновения и развития психологии труда в России и СССР.

Содержание

I. Введение.
II. История возникновения и развития психологии труда.
1.История психологии труда и смежных психологических
направлений в России конца XIX – первой половины XXв.
• Психологические знания о труде в дореволюционной России.
• Индустриальная психотехника в Советской России 20-30-х гг. XXв.
2. Психология труда в России второй половины XX - начала XXI в.
• Психология труда, инженерная психология и эргономика.
• Психология труда, менеджмент, организационное поведение, психология управления, организационная психология.
• Отличия психологии труда от организационной психологии.
• Психология труда и экономическая психология.
• Основные проблемы современной психологии труда.
III. Заключение.
IV. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

История психологии труда и смежных психологических направлений в России конца XIX.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

•              поставлена проблема проектирования и реорганизации работы с учетом психологических критериев (А. И. Розенблюм). Накоплен опыт рационализации условий труда, рабочего оборудования, средств визуальной коммуникации на основе психологии, психофизиологии труда, биомеханики (Н. А. Бернштейн, Г. Н. Скородинский, Б. Н. Северный и др.);

•              внесен несомненный вклад в разработку психологической теории деятельности: принципов, методов психологического исследования конкретных профессий и их типологий, а также аналогов концепции деятельностного опосредования высших психических функций (С. Г. Геллерштейн, А. А. Толчинский, И. Н. Шпильрейн, М. А. Юровская и др.).

     Психотехническая практика 1920—1930-х гг. в нашей стране вполне соответствовала уровню ведущих направлений зарубежной индустриальной психологии своего времени. Она расширила предметное поле исследований отечественной психологии, обозначила новые проблемы, требовавшие научной разработки. Опыт наших предшественников отражен во многих работах (Геллер-штейн С. Г., 1960; История советской психологии труда: Тексты..., 1983; Казаков В.Г., 1983; Котелова Ю.В., 1967; Курек С.Н., 1997, 1998; Носкова О. Г., 1997; Психологическая наука в России XX столетия, 1997).

 

     2.Психология труда в России второй половины XX—начала XXI в.

     Начиная с 1960-х гг. в университетах России возобновилась подготовка кадров психологов труда. Получили развитие практически все направления и проблемы, сложившиеся в 1920— 1930-е гг. в рамках индустриальной психотехники и рефлексологии труда.

     Психология труда, инженерная психология и эргономика. В условиях послевоенной гонки вооружений отечественная оборонная промышленность создавала не менее сложные, чем на Западе, образцы военной техники для авиации, военно-морского флота, артиллерии, ракетных войск, связи. Проектирование и эксплуатация военной техники в эти годы были уже невозможны без учета человеческого фактора. В 1959 г. организованы лаборатории инженерной психологии в Ленинградском (Б.Ф.Ломов, А.А.Крылов и др.) и Московском (В.П.Зинченко) университетах. До 70 % выпускников факультетов психологии в 1970-е гг. направлялось для работы на предприятиях военно-промышленного комплекса. Инженерная психология и эргономика преподавались во всех технических вузах. В настоящее время по мере преодоления экономического кризиса 1990-х гг., связанного с переходом на рыночную экономику, инженерная психология и эргономика возрождаются, ибо отечественные предприятия не смогут конкурировать на международных рынках с продукцией, не соответствующей международным эргономическим требованиям.

     Основные проблемы инженерной психологии и эргономики:

      учет человеческого фактора в проектировании социотехнических систем, технических средств;

      проблема надежности — безаварийности, качества и своевременности выполнения намеченных функций;

      охрана здоровья работников, контроль и оптимизация функциональных состояний операторов;

      отбор и эффективное обучение персонала.

     Инженерная психология и проективная эргономика отличались в 1980-е гг. от психологии труда опорой на достижения зарубежной экспериментальной когнитивной психологии, широким использованием количественных методов, оценок в исследовании труда операторов, в моделировании операторской деятельности, а также применением аппарата теории систем, теории информации, теории алгоритмов, теории игр.

     Названия дисциплин инженерная психология и эргономика отражали разные акценты данных научных направлений: в первом случае подчеркивалась роль именно психологических знаний в проектировании и оценке технических систем, во втором — на первое место выступали идея комплексного, системного подхода, идея междисциплинарности в проектировании труда и его рационализации (Инженерная психология, 1964; 1977; Зинченко В.П., Мунипов В.М., 1979).

     Общим с психологией труда в этих дисциплинах было использование концепций психологии человека — субъекта труда, положений дифференциальной психологии, учения о способностях и профпригодности, представлений о возможностях развития профессионально важных качеств, о динамике работоспособности, психологии трудовой деятельности, базовых методах и средствах ее изучения. Но в связи с тем, что объект изучения часто был засекречен, в публикациях по инженерной психологии вместо указания на конкретную должность, профессию работника употреблялся термин «человек-оператор». Эргономика, особенно в рамках ВНИИ технической эстетики и его многочисленных филиалов, имела дело не только с военными объектами, но и (даже в большей мере) с объектами гражданскими. При этом отличие от психологии труда состояло в одновременном совместном научном взаимодействии психологов с антропологами, физиологами, врачами-гигиенистами, дизайнерами.

     С 1964 г. издается журнал «Техническая эстетика», в котором находят отражение эргономические исследования, с 1970 по 1990 г. опубликовано 39 выпусков Трудов ВНИИТЭ серии «Эргономика», с 1993 г. выходит журнал «Прикладная эргономика». В нашей стране был принят ряд государственных эргономических стандартов, предполагающих обязательный учет эргономических данных в проектировании техники, подготовлен прекрасно иллюстрированный учебник по эргономике как человекоориентированному проектированию труда и его средств ( Мунипов В.М., Зинченко В. П., 2001; Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П., 1996).

     Психология труда, менеджмент, организационное поведение, психология управления, организационная психология. В современном менеджменте производственных организаций как области практики и научной отрасли организация понимается как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей. Организация может рассматриваться как процесс (объединения и совместного функционирования людей) и как некий социальный институт (фиксирующий структурную и функциональную целостность людей, идей, материалов, средств производства). О.С.Виханский и А.И.Наумов (2000) выделяют следующие разновидности управления в производственной организации: управление производством, маркетинг, управление финансами, управление персоналом, стратегический менеджмент.

     Традиционные проблемы индустриальной психологии начала XX в. остаются, таким образом, и сегодня актуальными во всех областях современного менеджмента, за исключением управления финансами, задач снабжения, бухгалтерского учета и стратегического менеджмента, к которым добавляются проблемы сравнительного кросскультурного менеджмента, международного менеджмента (связанного с макроэкономикой).

     Отечественная и зарубежная психология труда охватывают в основном задачи производственного менеджмента (так как исследуют трудовую деятельность работников) и задачи по управлению персоналом. Таким образом, можно говорить об известном содержательном тождестве проблем психологии труда (в отечественном и европейском вариантах) и американского «организационного поведения».

     Представители последнего подчеркивают органическую связь профессиональной деятельности людей с требованиями, традициями, организационной культурой фирмы, предприятия, в которых люди работают. Такой подход отличается от исследований профессий в начале XX в., когда многие психотехники рассматривали профессии как формы, однажды возникшие, но застывшие, мало изменяющиеся и оторванные от конкретных организаций, где работали профессионалы. В известной мере это было оправдано относительно медленными темпами изменения мира профессий в индустриальном обществе. В настоящее время в странах, которые можно отнести к постиндустриальному обществу, ситуация коренным образом изменилась, и особенно для видов труда, связанных с наукоемкими информационными технологиями. Современные психологи труда не рассматривают профессии абстрактно, а соотносят особенности профессиональной деятельности с требованиями трудовых постов организаций — эргатических систем (Климов Е.А., 1998).

     В последнее время в зарубежном и отечественном менеджменте появились особые обозначения для направления, специально вычленяющего задачи управления персоналом в организации. Люди, технологии, оборудование, сырье и помещения составляют совокупные ресурсы производственной организации. Управление персоналом в некоторых работах называется управлением человеческими ресурсами, однако, с нашей точки зрения, специфически нового содержания при этом не появляется, просто термины «персонал», «работники» переобозначаются выражением «человеческие ресурсы».

     Управление персоналом как область менеджмента (Управление..., 1998) имеет правовые, экономические, социологические, психологические и медицинские аспекты. В качестве менеджеров по управлению персоналом в настоящее время работают люди с экономическим, социологическим, техническим, психологическим образованием. Психология труда как отрасль психологической науки (в отличие от юристов, экономистов и социологов, инженеров по охране труда и медиков) исследует человека как субъекта труда и все факторы, которые влияют на его профессиональную пригодность, компетентность, работоспособность, мотивацию и их воплощение в процессах и продуктах труда, а результаты психологических исследований (если они оказываются достаточно ценными) применяются в практике менеджмента.

Психология управления в узком смысле (психологическое изучение и оптимизация труда руководителей, менеджеров разного уровня) может рассматриваться как раздел психологии труда, претендующей на изучение любых видов труда, в том числе и менеджеров. Однако полного тождества здесь нет, так как в психологии управления исследуются управленческие функции безотносительно к конкретным людям, их выполняющим, принципы управления, структуры управления (Кабаченко Т. С., 2000; Психология менеджмента, 2000, и др.). В этом широком понимании, с нашей точки зрения, психология управления ближе к организационной психологии, исследующей все проявления психики людей, важные для функционирования организации (Занковский А.Н., 2000). Психология труда (работников организации) оказывается составной частью организационной психологии, в которой рассматриваются все организационные процессы, в том числе и не связанные напрямую с трудом: например, проявления организационной культуры, психологические проблемы имиджа организации в глазах широкой общественности, психология рекламы и пр.

     Отличия психологии труда от организационной психологии. Бурное развитие организационной психологии (в нашей стране с 1990-х гг.) не означает, с нашей точки зрения, полного поглощения ею психологии труда. Психология труда может вполне сохранять и далее статус относительно самостоятельной психологической дисциплины, так как в ее состав входят такие направления, как психологическое профессиоведение, выходящее за рамки изучения и аттестации трудовых постов и должностей конкретной организации. Психология труда участвует в решении социальных проблем, связанных с профессиональным самоопределением представителей разных групп населения, где объектом ее изучения являются не только люди, работающие в конкретных организациях, но и безработные, бывшие военнослужащие, люди, вышедшие после отбывания уголовного наказания, старшеклассники. Психология труда исследует проблему развития человека как субъекта труда, и в этом контексте объектом ее изучения становятся дети, школьники, люди преклонного возраста, для которых также могут быть полезны психологические рекомендации по их трудовой деятельности. Наконец, психология труда разрабатывает проблемы, смежные с медициной и клинической психологией, а именно проблемы использования труда как лечебного средства в восстановлении трудоспособности, в социально-трудовой реабилитации и реадаптации больных и инвалидов. Таким образом, можно считать, что психология труда и организационная психология частично совпадают в том содержании, которое охватывает психологическое изучение субъектов труда в конкретных организациях в связи с особенностями этих организаций.

     Психология труда и экономическая психология. Несмотря на то что проблематика экономической психологии была заявлена и разрабатывалась в нашей стране с начала 80-х гг. XX в. (прежде всего под руководством Б. Ф.Ломова и А. И. Китова), реформирование общественно-экономического уклада в 90-е гг. кардинально изменило цели, принципы, ориентации данного направления прикладной психологии. Современная экономическая психология в России соответствует зарубежной экономической психологии и ориентирована на такие проблемы, как: психологическое изучение личности предпринимателей, исследование психологии деловой активности, деловых способностей; психология потребительского поведения, психология в изучении рынка сбыта товаров; психология рекламы; варианты отношения к деньгам и способы их использования населением; психология отношения населения к налогам; психологические исследования фондового рынка; отношение к риску и неопределенности со стороны инвесторов, психология в деятельности брокеров; формирование экономического мышления у молодежи и др. (Дейнека О. С., 1999). Экономическая психология имеет с психологией труда общие проблемы, связанные с психологией профессиональной деятельности предпринимателей, брокеров, рекламистов. Прочие же проблемы основываются на теориях и методах социологии и социальной психологии.

     Основные проблемы современной психологии труда. В качестве ключевых проблем современной психологии труда можно выделить:

1)              психологическое профессиоведение (принципы, методы психологического изучения отдельных профессий; классификация профессий);

2)              развитие человека как субъекта труда (формирование трудоспособности, трудовое воспитание, функциональное развитие субъекта труда, психология в обучении и переобучении, оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты);

3)              дифференциальную психологию труда (проблемы прогнозирования и оценки профпригодности, формирование эффективного индивидуального стиля деятельности, психология профотбора, аттестации и карьерного консультирования);

4)              психологию в проектировании, оценке и рационализации труда и его компонентов, управление качеством продукции;

5)              психологию работоспособности человека, оптимизацию функциональных состояний (преодоление профессионального стресса, монотонии, адаптация и дезадаптация в труде и пр.);

6)              психологию в профилактике травматизма и аварийности;

7)              психологию трудовой мотивации;

8)              психологию группового субъекта труда.

     Общие теоретические подходы, технологии и методы решения этих проблем рассматриваются в психологии труда. В той мере, в какой указанные проблемы встречаются в отраслевых направлениях психологии (юридической психологии, психологии спорта, психологии искусства, авиационной психологии, военной психологии, психологии торговли, транспорта и т.д.), психология груда оказывается в роли связующей дисциплины, науки, разрабатывающей общие теоретические подходы, методы исследования и практические технологии. В этом смысле психология труда разрабатывает фундаментальные основы психологической практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Заключение.

     В современных условиях обеспечение развития творческого потенциала каждого человека в процессе труда является важным фактором повышения эффективности деятельности любой организации. Помочь личности самореализоваться в труде призвана психология труда.
     Психология труда изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труду и от психологических качеств личности работающего.

     Проблемы, изучаемые психологией труда, связаны с рабочими кадрами, условиями труда и оборудованием. Психология труда помогает решать такие задачи, как подбор и расстановка кадров, их подготовка, установление положительных взаимоотношений в процессе труда, повышение работоспособности, безопасности труда, рационализация и проектирование новой техники и новой трудовой деятельности.

Информация о работе История психологии труда