История психогенетики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:04, реферат

Описание работы

Введение
Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.

Работа содержит 1 файл

Реферат психогенетика.docx

— 27.87 Кб (Скачать)

     Министерство образования  и науки Российской Федерации

     Новосибирский Государственный Технический Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     по  дисциплине: Психогенетика

     На  тему: История развития психогенетики в России 
 

     Выполнила:

     Лавренц Наталья, студентка группы ЗФВ-051

     Лавренц Наталья

     Проверила:

     Дорошева  Елена Алексеевна 
 
 
 
 
 

     Новосибирск 2011

     Введение

 

     Психогенетика – междисциплинарная область  знаний, пограничная м\у психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.

     Она решает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о существовании  «первичных», «исходных» особенностей психики человека, предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном  влиянии генов на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену возрастных периодов и т.д. во-вторых.

     Решение этих вопросов определяет конкретно-научную  методологию и, кроме того, оказывается  встроенным в общее мировоззрение  человека. Оно важно и для решения  прикладных задач, связанных с диагностикой и с учетом индивидуально-психологических  особенностей ребенка и взрослого. Неверное решение, неправильное понимание  экспериментальных данных психогенетики  приводит к социально нежелательным  последствиям – от игнорирования  педагогом индивидуальности ученика  до расистских теорий.

     Психогенетика изучает вопросы наследования поведенческих  признаков и психологических  функций в популяциях, и по определению  эта наука озабочена не отдельными индивидуальностями, а их разнообразием, т.е. популяционной изменчивостью (вариативностью, дисперсией) изучаемого признака. Ее интересуют вопросы, касающиеся характеристик  распределения индивидуальных значений по изучаемому признаку в популяции, + вопросы о том, влиянием каких  факторов – генетических или средовых – можно объяснить наблюдаемую  изменчивость.

     Генетика  поведения человека сравнительно недавно  сложилась как самостоятельная  научная дисциплина, и тем не менее  она имеет свою богатую предысторию, тесно переплетенную с развитием  генетики человека. История генетики достаточно подробно описана, поэтому  в данном реферате мы рассмотрим только на событиях, непосредственно связанных со становлением генетики поведения как самостоятельной науки в России.

     Теория  эволюции Ч.Дарвина - один из истоков  генетики поведения человека. Появление  эволюционной теории дало толчок к  исследованию феномена наследственности, поскольку в основе механизма  эволюции лежат изменчивость, наследственность и естественный отбор. Появление  теории эволюции привлекло внимание исследователей к феномену наследственности, поскольку он играет существенную роль в эволюционном процессе.

 

     Этапы развития психогенетики

 

     В истории развития генетики поведения  человека можно, конечно достаточно условно, выделить четыре основных периода:

     1) Зарождение генетики поведения человека. Огромную роль на этом этапе развития генетики поведения сыграли работы Ф.Гальтона. Его работы посвящены не только эмпирическим исследованиям наследственности поведения человека, но и разработке основных методических приемов для изучения наследования психологических характеристик. На этом этапе были определены основные подходы и понятия генетики поведения человека.

     2) Становление генетики поведения человека как самостоятельной научной дисциплины. Этот этап характеризуется созданием концепции множественных факторов, которая объединила подходы генетиков и биометриков. Концепция множественных факторов опирается на представление о том, что менделевский механизм дискретного наследования применим и к непрерывно распределенным сложным признакам. Фундаментальное положение концепции заключается в том, что полигенные различия между индивидами могут приводить к фенотипическим различиям.

     3) Этап накопления эмпирического материала. На этом этапе были разработаны достаточно надежные методы идентификации зиготности близнецов, что повлекло за собой значительное увеличение близнецовых исследований. В это же время впервые были использованы методы приемных детей и разлученных близнецов. Этот этап с 20-х по 60-е годы характеризуется разработкой основных методов генетики поведения и накоплением обширного эмпирического материала.

     С 1960 года, с момента создания «Ассоциации  генетики поведения» можно начинать отсчет четвертого современного этапа развития генетики поведения. С этого момента начинается бурное развитие генетических исследований разнообразных психологических признаков. В начале 80-х годов интерес исследователей привлекают возможности генетики поведения для изучения среды. В эти же годы центральное место в генетике поведения занимает проблема развития. Появляются и новые методы исследования.

     История развития генетики поведения в России

 

     Евгеническое  движение.

     19 ноября 1921 года в Институте экспериментальной  биологии прошло первое заседание  российского научного евгенического  общества. На этом заседании председателем  общества был избран выдающийся  биолог Н.К.Кольцов. В дальнейшем  в работе общества принимали  участие не только биологи,  медики, но и представители других  наук, в том числе и психологи. Так, например, в 1922 году Г.И.Челпанов, основатель первого российского института психологии, дважды выступал с докладами на заседании Русского Евгенического общества. На 20-м заседании общества в феврале 1922 года он выступил с докладом «Значение Гальтона для современной научной психологии», а в марте им был сделан доклад на тему «Проблема культуры талантов (роль наследственности и воспитания)». Г.И.Челпанов был далеко не единственным психологом, принимавшим участие в работе Русского евгенического общества. Так, в 1923 году с докладом «К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании лиц особо одаренных в интеллектуальном отношении» на заседании общества выступал А.П.Нечаев, несколько позже - Г.И.Россолимо с докладом «Взгляд на современное положение вопроса об исследовании интеллектуальных способностей».

     Своими  главными задачами Русское Евгеническое общество считало:

     1) изучение законов наследственной  передачи разных свойств, как  нормальных, так и патологических;

     2) установление наследственных различий  по нормальным и патологическим свойствам разных профессиональных и социальных типов;

     3) исследование экзогенных и эндогенных  влияний, определяющих развитие  признака;

     4) изучение плодовитости тех или  иных типов.

     Для решения этих задач Русское Евгеническое общество предполагало организовать сбор массовых статистических данных по строго методически обоснованным и одноообразным  схемам. План посемейного евгенического  обследования включал в себя семейный лист для отдельных признаков, семейный лист для нескольких признаков, типологический лист для изучения однородных типических групп, родовой биографический лист, демографический семейный лист и семейно-родословную таблицу.

     В 1922 году в Москве Н.К.Кольцовым был  основан «Русский Евгенический Журнал», который консолидировал достаточно разнообразное евгеническое движение. Всего успело выйти 7 томов (1922 - 1930) журнала. Для организации евгенических исследований был создан и специальный отдел при Институте экспериментальной биологии. Н.К.Кольцов достаточно широко понимал задачи евгеники и включал в нее не только составление генеалогий, но и географию болезней, витальную статистику, социальную гигиену, генетику психических особенностей человека, типов наследования цвета глаз, волос и т.д.

     В эти же годы Ю.А. Филипченко в Ленинграде организовал Бюро по евгенике при Комиссии по изучению естественных производительных сил России при Российской академии наук и начал издавать «Известия Бюро по евгенике».

     Евгеническое  движение в СССР просуществовало  недолго, поскольку цели движения расходились с официальной идеологией. К 1930 году евгеника в СССР прекратила свое существование.

     наследственность  психогенетика евгенический

     История близнецовых исследований  

     Первые  публикации близнецовых исследований в России относятся к началу 1900-х  годов. Это работы С.А.Суханова, Т.И.Юдина, В.В.Бунака, Г.В.Соболевой. В 1900 году С.А.Суханов опубликовал работу «О психозах у близнецов», в которой проанализировал 30 случаев сходства психоза у близнецов. Эту работу в дальнейшем продолжил Т.И.Юдин, который описал уже 107 случаев психозов у близнецов. Из этих 107 случаев в 82 случаях были больны оба близнеца, а в 25 случаях только один из пары.

     Однако  систематические исследования близнецов  начались только в 1929 году в Медико-биологическом  институте (в 1935 году он был переименован в Медико-генетический институт).

     Основная  задача института, по мнению его директора  С.Г.Левита, состояла «в разработке с  точки зрения генетики и смежных  с нею наук (биометрии, цитологии, биологии развития, эволюционного учения) проблем медицины, антропологии и  психологии, равно как разработка проблем теоретической антропогенетики» (Левит С.Г., 1936, стр.5). Институт придерживался  комплексного подхода к решению  поставленных задач, для чего в нем были открыты следующие отделения: генетики, цитологии, механики развития и имунобиологии, внутренних болезней, психологии. Тем не менее основным направлением исследований Института было исследование роли генетических и средовых влияний в этиологии болезней. В Институте изучалась наследственная обусловленность ряда заболеваний, таких, например, как базедова болезнь(С.Г.Левит, И.А. Рывкин), бронхиальная астма (Н.Н.Малкова), евнухоидизм (И.Б.Лихциер), язва желудка и двенадцатиперстной кишки (А.Е.Левин), диабет (С.Г.Левит, Л.Н.Песикова) и другие. Работниками института были получены интересные данные о роли наследственности в формировании физиологических особенностей детского возраста (Л.Я.Босик), строении некоторых отделов костной системы (И.Б. Гуревич), особенностей электрокардиограммы(И.А. Рывкин., И.Б. Кабаков). В Институте также большое внимание уделялось разработке математических методов анализа близнецовых исследований (М. В. Игнатьев).

     Психологическое направление работ было предложено А.Р.Лурией, который возглавил психологическое отделение института (С.Г.Левит,1934).

     В институте проводились исследования наследственной обусловленности моторных функций, различных форм памяти, уровня психического развития, внимания, особенностей интеллекта. Особенно интересны исследования по активному воздействию на человека, проводившееся сотрудниками института. Речь идет об испытании методов питания, лечения и обучения. Для подобного  рода исследований использовали метод  «контрольного» близнеца, с помощью  которого проверялась эффективность  различных методов обучения грамоте (А.Н.Миренова, Говядинова), развития конструктивной деятельности дошкольника (В.Н.Колбановский; А.Р Лурия., А.Н.Миренова). Остановимся  более подробно на последней работе.

     Как пишут С.Г.Левит и А.Р.Лурия  в статье «Генетика и педагоги» (журнал «За коммунистическое просвещение» от 2 декабря 1934 года), многие педагоги дошкольных учреждений возлагают большие  надежды на использование технического конструирования в детском саду. Однако у них возникают вопросы  о методах обучения - какой из них наиболее эффективен для развития конструктивной деятельности ребенка (копирование выстроенных фигурок, построение по контурным моделям, свободное  конструирование и т.д.). Для ответа на этот вопрос было проведено специальное  исследование пяти пар МЗ близнецов. Близнецы были разделены на две группы, причем партнеры каждой пары оказались в разных группах. Эти группы обучались разными методами. Детям из первой группы в течение двух с половиной месяцев предлагалось просто копировать построенные из кубиков фигурки. Другая группа близнецов обучалась конструктивной деятельности другим методом. Им предлагалось строить аналогичные фигурки, но разница заключалась в том, что модели, по которым они должны были строить, оклеивались бумагой, и ребенок должен был мысленно разобрать их на составляющие элементы и уже после такого анализа подыскать необходимые кубики. По окончании тренировки оказалось, что члены пары, обучавшиеся по второму методу, намного опережали своих партнеров, тогда как до тренировки оба члена пары показывали одинаковые результаты. Это исследование показало, что тренировка, состоящая из многократного повторения простых наглядных операций, не давала заметного развития конструктивной деятельности ребенка. Обучение, опиравшееся на сложный, еще не развитый у ребенка, наглядный анализ, привело к значительному развитию конструктивных операций (Лурия А.Р., Миренова А.Н., 1936).

Информация о работе История психогенетики в России