История отечественной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

В начале ХХ столетия российская психология мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя корнями в две главные области научной мысли - в сферу философско-исторического и естественно-научного знания - она в конце XIX - начале XX в. превращается в самостоятельную научную дисциплину. Этот процесс институционализации психологического знания сопровождался необходимыми логико-научными и организационно-научными преобразованиями.
Уровень интереса к психологии, признания ее научной и практической значимости отражался во все более частом и настойчивом обращении к обсуждению психологических проблем в кругах широкой научной общественности и русской интеллигенции.

Работа содержит 1 файл

Психодогия реферат № 1.docx

— 32.87 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский Экономический Университет  им Г.В. Плеханова»

 

 

  Психология

 

РЕФЕРАТ на тему:

История отечественной психологии

 

 

Выполнила

студентка 1 курса группы 190-12

очной формы обучения

факультета  ВШСиТИ

Аймукашева  Фарида Ерлановна

 

 

Москва - 2013

 

Введение

В начале ХХ столетия российская психология мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе  наук. Уходя корнями в две главные  области научной мысли - в сферу  философско-исторического и естественно-научного знания - она в конце XIX - начале XX в. превращается в самостоятельную научную дисциплину. Этот процесс институционализации психологического знания сопровождался необходимыми логико-научными и организационно-научными преобразованиями.

Отечественные деятели в сфере психологии

Иван Михайлович Сеченов  
(1829 – 1905)

— русский физиолог и  психолог. Открыл эффект „центрального  торможения“, который рассматривал как основу произвольного поведения  человека. Под предметом психологии понимал различные виды психической  деятельности субъекта. Основной метод  психологии — объективное наблюдение развития психических процессов. Моральные  нормы в поведении человека также  представляют собой приобретшие  внутреннюю форму внешние запреты  и правила, при помощи которых  другие руководят действиями индивида.

Иван Петрович Павлов  
(1849 –1936)

— выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. В 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению получил Нобелевскую премию. В его учении единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. На этой основе им было разработано учение о второй сигнальной системе, основанной на слове.

Владимир Михайлович  Бехтерев  
(1857 – 1927)

— русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель  в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908 г. Психоневрологического института в Санкт–Петербурге. Начиная с 10–х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией

Николай Николаевич  Ланге  
(1858 – 1921)

— русский психолог, один из основоположников отечественной  экспериментальной психологии. Занимался  проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению  к собственно психическим процессам 

Константин Николаевич Корнилов  
(1879 – 1957)

— отечественный психолог, автор реактологического учения. В 20–х гг. выдвинул требование построения психологии на марксистской основе, но его собственная реализация такого подхода представляла собой лишь механическое соединение интроспективной психологии сознания и объективного, бихевиористского подхода.

Алексей Алексеевич  Ухтомский  
(1875 – 1942)

— русский физиолог, создатель  учения о доминанте 

Георгий Иванович Челпанов  
(1862 – 1936)

— русский философ и психолог, создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914 г.). Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Опирался в своих исследованиях на методы эмпирической интроспективной психологии сознания. Сторонник концепции психофизического параллелизма

Сергей Леонидович Рубинштейн  
(1889 – 1960)

— советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. С 1942 г. в течении несколько лет был директором Институт психологии. В 1943 г. создал в МГУ им. М.В. Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР — сектор психологии (1945). В статье „Принцип творческой самодеятельности“, написанной в 1922 г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем, в 30–е гг., был им положен в основу его деятельностного подхода.

Борис Михайлович Теплов  
(1896 – 1965)

— советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии. Основываясь на учении И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, предложил теорию индивидуальных различий человека. Занимался проблемой способностей, рассматривая связь природных задатков и прижизненного формирования.

Анатолий Александрович  Смирнов  
(1894 – 1980)

— советский психолог, специалист в области психологии памяти, а  также общей, возрастной и педагогической психологии и истории психологии. Экспериментально доказал, что характер непроизвольного запоминания связан со структурой деятельности субъекта.

Лев Семенович  Выготский  
(1896 – 1934)

— отечественный психолог. До второй половины 20–х гг. занимался проблемой восприятия искусства, выделяя в эмоциональной сфере воспринимающего два разнонаправленных аффекта, эстетические реакции. Анализировал методологию, теории психологии и построение методологии психологии. Занимался проблемами дефектологии, создал лабораторию психологии аномального детства. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие в онтогенезе, эгоцентрическую речь. Ввел понятие зоны ближайшего развития. Оказал существенное влияние на отечественную и мировую психологическую мысль.

Александр Владимирович Запорожец  
(1905 – 1981)

— советский психолог. В 30–е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической школе, занимался проблемой возникновения психики в филогенезе. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт восстановления движений у раненых во время Отечественной войны.

Лидия Ильинична  Божович  
(1908 – 1981)

— отечественный психолог, сотрудника Харьковской деятельностной школы. В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний

Александр Poмaнович Лурия  
(1902 – 1977)

— российский психолог, основоположник отечественной нейропсихологии. Доктор психологических и медицинских  наук, профессор, автор более 500 научных  работ. Создал психофизиологическую методику направленную на анализ аффективных комплексов „сопряженных моторных реакций“. После экспедиций в Среднюю Азию сделал обобщения о межкультурных различий в психике человека. Разработал теоретические основы нейропсихологии и метод синдромного анализа, проведены конкретные исследования по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий. Занимался разработкой методов восстановления психических функций, которые были нарушены при локальных поражениях мозга.

Даниил Борисович  Эльконин  
(1904 – 1984)

— советский психолог, создатель  концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.

Алексей Николаевич Леонтьев  
(1903 – 1979)

— советский психолог, автор  одного из вариантов деятельностного подхода в психологии, исследовал процессы памяти. В начале 30–х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.

Заключениие

Уровень интереса к психологии, признания ее научной и практической значимости отражался во все более  частом и настойчивом обращении  к обсуждению психологических проблем  в кругах широкой научной общественности и русской интеллигенции. Возрастал авторитет психологии, она становилась предметом внимания представителей смежных наук: врачей, педагогов, физиологов, этнографов, языковедов, юристов, биологов. К ней обращались и при анализе социальных явлений. Психология оказывалась, таким образом, в фокусе общественного интереса. В атмосфере быстрого технического роста, бурных социальных изменений наиболее актуальными, волнующими общество становятся вопросы психологии человека, проблемы личности, индивидуальности, общественного сознания. 
          Об интересе к психологической тематике и проблемам самой психологической науки, о значении ее в русском обществе можно получить представление из анализа статей и материалов периодической печати того времени. В этом отношении ценные результаты дает анализ публикаций, казалось бы далеких от психологии, "толстых" политико-литературных, общественно-научных журналов. И на их страницах психологическим проблемам отводилось немалое место. Представители разных школ и ориентаций здесь высказывали свои мнения и суждения, включая таким образом в обсуждение насущных вопросов жизни и психологии широкую читательскую аудиторию.


Информация о работе История отечественной психологии