Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:15, реферат
В начале ХХ столетия российская психология мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя корнями в две главные области научной мысли - в сферу философско-исторического и естественно-научного знания - она в конце XIX - начале XX в. превращается в самостоятельную научную дисциплину. Этот процесс институционализации психологического знания сопровождался необходимыми логико-научными и организационно-научными преобразованиями.
Уровень интереса к психологии, признания ее научной и практической значимости отражался во все более частом и настойчивом обращении к обсуждению психологических проблем в кругах широкой научной общественности и русской интеллигенции.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский Экономический Университет им Г.В. Плеханова»
Психология
РЕФЕРАТ на тему:
История отечественной психологии
Выполнила
студентка 1 курса группы 190-12
очной формы обучения
факультета ВШСиТИ
Аймукашева Фарида Ерлановна
Москва - 2013
Введение
В начале ХХ столетия российская
психология мощно заявила о себе,
заняв достойное место в
Отечественные деятели в сфере психологии
Иван Михайлович
Сеченов
(1829 – 1905)
— русский физиолог и психолог. Открыл эффект „центрального торможения“, который рассматривал как основу произвольного поведения человека. Под предметом психологии понимал различные виды психической деятельности субъекта. Основной метод психологии — объективное наблюдение развития психических процессов. Моральные нормы в поведении человека также представляют собой приобретшие внутреннюю форму внешние запреты и правила, при помощи которых другие руководят действиями индивида.
Иван Петрович
Павлов
(1849 –1936)
— выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. В 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению получил Нобелевскую премию. В его учении единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. На этой основе им было разработано учение о второй сигнальной системе, основанной на слове.
Владимир Михайлович
Бехтерев
(1857 – 1927)
— русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908 г. Психоневрологического института в Санкт–Петербурге. Начиная с 10–х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией
Николай Николаевич
Ланге
(1858 – 1921)
— русский психолог, один из основоположников отечественной экспериментальной психологии. Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим процессам
Константин Николаевич
Корнилов
(1879 – 1957)
— отечественный психолог,
автор реактологического
Алексей Алексеевич
Ухтомский
(1875 – 1942)
— русский физиолог, создатель учения о доминанте
Георгий Иванович
Челпанов
(1862 – 1936)
— русский философ и психолог, создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914 г.). Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Опирался в своих исследованиях на методы эмпирической интроспективной психологии сознания. Сторонник концепции психофизического параллелизма
Сергей Леонидович
Рубинштейн
(1889 – 1960)
— советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. С 1942 г. в течении несколько лет был директором Институт психологии. В 1943 г. создал в МГУ им. М.В. Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР — сектор психологии (1945). В статье „Принцип творческой самодеятельности“, написанной в 1922 г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем, в 30–е гг., был им положен в основу его деятельностного подхода.
Борис Михайлович
Теплов
(1896 – 1965)
— советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии. Основываясь на учении И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, предложил теорию индивидуальных различий человека. Занимался проблемой способностей, рассматривая связь природных задатков и прижизненного формирования.
Анатолий Александрович
Смирнов
(1894 – 1980)
— советский психолог, специалист
в области психологии памяти, а
также общей, возрастной и педагогической
психологии и истории психологии.
Экспериментально доказал, что характер
непроизвольного запоминания
Лев Семенович
Выготский
(1896 – 1934)
— отечественный психолог. До второй половины 20–х гг. занимался проблемой восприятия искусства, выделяя в эмоциональной сфере воспринимающего два разнонаправленных аффекта, эстетические реакции. Анализировал методологию, теории психологии и построение методологии психологии. Занимался проблемами дефектологии, создал лабораторию психологии аномального детства. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие в онтогенезе, эгоцентрическую речь. Ввел понятие зоны ближайшего развития. Оказал существенное влияние на отечественную и мировую психологическую мысль.
Александр Владимирович
Запорожец
(1905 – 1981)
— советский психолог. В 30–е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической школе, занимался проблемой возникновения психики в филогенезе. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт восстановления движений у раненых во время Отечественной войны.
Лидия Ильинична
Божович
(1908 – 1981)
— отечественный психолог, сотрудника Харьковской деятельностной школы. В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний
Александр Poмaнович
Лурия
(1902 – 1977)
— российский психолог, основоположник отечественной нейропсихологии. Доктор психологических и медицинских наук, профессор, автор более 500 научных работ. Создал психофизиологическую методику направленную на анализ аффективных комплексов „сопряженных моторных реакций“. После экспедиций в Среднюю Азию сделал обобщения о межкультурных различий в психике человека. Разработал теоретические основы нейропсихологии и метод синдромного анализа, проведены конкретные исследования по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий. Занимался разработкой методов восстановления психических функций, которые были нарушены при локальных поражениях мозга.
Даниил Борисович
Эльконин
(1904 – 1984)
— советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.
Алексей Николаевич
Леонтьев
(1903 – 1979)
— советский психолог, автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии, исследовал процессы памяти. В начале 30–х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.
Заключениие
Уровень интереса к психологии,
признания ее научной и практической
значимости отражался во все более
частом и настойчивом обращении
к обсуждению психологических проблем
в кругах широкой научной общественности
и русской интеллигенции. Возрастал
авторитет психологии, она становилась
предметом внимания представителей смежных
наук: врачей, педагогов, физиологов, этнографов,
языковедов, юристов, биологов. К ней обращались
и при анализе социальных явлений. Психология
оказывалась, таким образом, в фокусе общественного
интереса. В атмосфере быстрого технического
роста, бурных социальных изменений наиболее
актуальными, волнующими общество становятся
вопросы психологии человека, проблемы
личности, индивидуальности, общественного
сознания.
Об интересе к психологической тематике
и проблемам самой психологической науки,
о значении ее в русском обществе можно
получить представление из анализа статей
и материалов периодической печати того
времени. В этом отношении ценные результаты
дает анализ публикаций, казалось бы далеких
от психологии, "толстых" политико-литературных,
общественно-научных журналов. И на их
страницах психологическим проблемам
отводилось немалое место. Представители
разных школ и ориентаций здесь
высказывали свои мнения и суждения, включая
таким образом в обсуждение насущных вопросов
жизни и психологии широкую читательскую
аудиторию.